Файл: Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ 

В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров). И эта работа будет посвящена рассмотрению вопросов качества обуви на российском рынке обувных товаров.

В настоящее время обувной рынок в России находится в сложной ситуации. На сложную обстановку для развития обувного рынка в России влияют несколько обстоятельств. Прежде всего, проблемы с выпуском отечественной обуви.

Выпускать обувь в России трудно – крайне неразвит рынок материалов и комплектующих, всего 3 - 4 сильных кожзавода на всю страну, нет производителей меха для подкладки, мало производителей подошв и колодок. Рынка материалов и комплектующих изделий в России нет, так как масштабы промышленного производства обуви крайне малы. Поэтому и специального оборудования (за исключением фирмы «Калуга-Шон») в стране не произво­дится.

Отечественные производители в настоящее время способны обеспечить лишь пятую часть необходимого количества обуви. Обувной рынок в основном занимает импортная обувь.

По легальным поставкам безусловными лидерами являются Восточная Азия и прежде всего – Китай, Корея, Вьетнам. Качество производимых товаров находит нарекание даже у потребителей, которые относятся к среднему и средне - низкому сегменту достатка. Такая обувь встречается в некоторых магазинах обувного профиля, но чаще всего продается на рынках. Поэтому сейчас все больше людей приобретают более дорогую но качественную обувь, выбирают магазины с более широким выбором, те, которые уже доказали свою конкурентоспособность и качество товара которых не вызывает сомнений.

Проблема для России - теневой импорт, который, согласно экспертным оценкам, составляет 60-80% от совокупного объема импорта обуви. По мнению специалистов, незащищенность отечественного производителя от незаконного ввоза обуви на территорию России выступает одним из наиболее значимых факторов снижения объемов российского производства. Эта проблема на протяжении многих лет не находит своего решения. Мало обуви на российском рынке действительно высокого качества, с соответствующими марками. Большую часть составляет привезенная из Азии продукция низкого качества. Часто такой товар выставляется по высоким ценам как качественная фирменная обувь.


Обувной рынок России часто в последнее время демонстрирует доказательства не новизны практики подделок в мире. Материалы и фурнитура для подделок завозятся из-за рубежа, а шьется обувь прямо на месте. Очень часто недоброкачественную обувь завозят из-за границы. Продукция может выглядеть достойно и пристойно на первый взгляд. Быть украшенной логотипами известных иностранных фирм, но по многим показателям будет просматриваться подделка. Поэтому следует обращать внимание на косвенные признаки фирменного происхождения обуви - они видны даже в упаковке и обслуживании. У уважающих себя производителей маркировка размера делается с точностью до половины деления. Большинство фирм-производителей пользуются "европейской" размерной шкалой (например, 4 ½). Важно обратить внимание на упаковку, которая зачастую сама по себе является совершенством. Пара хорошей обуви всегда снабжается книжечкой-проспектом, а то и целым буклетом с информацией о фирме изготовителе, материале, из которого сделана данная пара, и способах ухода за обувью.

Несмотря на многочисленные проблемы с производством, по качеству российская обувь, как утверждают в Минпромэнерго, значительно превосходит подобные виды импортной обуви. Проверки рынков обуви показывают, что до 80% дешевой обуви импортного производства не отвечают требованиям российских норм и стандартов. Тем не менее, производство отечественной обуви не увеличивается, а доля импорта продолжает расти.

1.2 Объекты, цели и задачи работы

Обувь является предметом первой необходимости и относится к важнейшим потребительским товарам. Качество обуви играет большую роль и обувь обязательно должна отвечать комплексу требований. Основные требования – эргономические, гигиенические, физиологические, эстетические, эксплуатационные.

Эргономические требования отражают способность обуви удовлетворять потребности человека в удобстве и комфорте в процессе эксплуатации изделий в системе человека – обувь-среда. В стандартных нормируются единичные показатели этих этого требования: размер, полнота, высота обуви и жесткого задника, ширина берец и голенищ и др. Соответствие антропометрическим свойствам.

Гигиенические требования заключаются в том, чтобы обувь обеспечивала необходимый микроклимат и комфортные условия для стопы обуви. С точки зрения гигиенических свойств обувь должны, во-первых, выполнять терморегулирующую функцию, т.е. поддерживать определенную температуру, во-вторых, обеспечивать доступ кислорода к стопе, в-третьих, обеспечивать своевременное удаление продуктов распада жизнедеятельности человека (пота, углекислого газа) из внутриобувного пространства, в-четвертых, способствовать снятию зарядов статического электричества.


Физиологические требования это соответствие обуви физиологическим возможностям человека, его силовым и скоростным возможностям. К ним относят: массу, жесткость, фрикционные свойства обуви.

Эстетические требования отражают способность обуви удовлетворять эстетические потребности человека. Основными показателями эстетических требований к обуви являются ее соответствие художественным тенденциям, информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида.

Эксплуатационные требования характеризуются способностью обуви выполнять свои функции и сохранять основные параметры во времени и в пределах, соответствующих условиям эксплуатации. Надежность является сложным свойством и объединяет безотказность, долговечность, сохраняемость (формоустойчивость) и ремонтопригодность.

Долговечность зависит от свойств материалов, интенсивности носки, почвенно-климатических условий, прочности скрепления деталей, наличия скрытых пороков. Долговечность обуви оценивают путем опытной носки либо по единичным показателям, регламентированным в стандартах на обувные материалы и обувь.

Качество обуви является одним из важнейших факторов в определении уровня конкурентоспособности предприятий. Качество – это совокупность характеристик обуви, определяющих способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение качества обувных товаров. Объект исследования – обувь, предметом исследования выступает качество обувных товаров.

Целью данной курсовой работы является освещение вопросов управления и оценки качества обувных товаров. В соответствии с поставленной целью в работе предлагается рассмотреть следующие задачи:

Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров;

  1. Управление качеством как стратегия конкурентной борьбы для увеличения доли рынка;
  2. Факторы, формирующие качество обувных товаров;
  3. Номенклатура потребительских свойств, показатели качества обувных товаров;
  4. Организация и проведение оценки качества обувных товаров;
  5. Оценка качества обувных товаров органолептическим методом;
  6. Экспертная оценка показателей качества обувных товаров.


2.1 Управление качеством как стратегия конкурентной борьбы для увеличения доли рынка

Независимо от используемого подхода любое управление, как известно, заключается в выработке управленческих решений и их выполнении посредством соответствующих воздействий на управляемые объекты. Поэтому управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Здесь процесс следует понимать в качестве совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Такое определение является более универсальным и применимо для характеристики управления качеством как для условий рынка, так и для смешанной экономики, чем то, которое дано в ГОСТ Р ИСО 9000—2001: «Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству». Последнее определение больше подходит к контролю качества.

В теории и на практике широко используется понятие «обеспечение качества», согласно ГОСТ Р ИСО 9000—2001 оно характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены». По существу, это процесс разработки и выполнения совокупности планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания этой уверенности. В традиционно сложившемся понимании обеспечение качества трактуется применительно только к изготовлению продукции, но его следует рассматривать значительно шире. Комплекс воздействий по обеспечению качества должен охватывать мероприятия по разработке, производству и использованию продукции, удовлетворяющей определенным требованиям по качеству на всех стадиях ее производственной деятельности, создающей доверие потребителей к изготовителю.

Для правильного решения проблем в области КП необходимо более четко понимать сущность часто используемых терминов «повышение качества» и «улучшение качества». Принято считать, что повышение качества может осуществляться в основном при разработке продукции или ее модернизации, т.е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, изменениями технологического характера и более эффективными управляющими воздействиями. Вместе с тем в стандартах на СМК улучшение качества характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству». Такая трактовка улучшения качества, по существу, включает в себя содержание термина «повышение качества». Однако очевидно, что объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент производственной подсистемы или СМК на каждой стадии жизненного цикла продукции.


С введением международных стандартов в качестве государственных стали часто применяться такие термины, как «прослеживаемость», «идентификация», «СМК» и ряд других.

Прослеживаемость понимается как «возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается» (ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, применительно к продукции данную категорию следует понимать, как возможность проанализировать предысторию создания, использования и местонахождения продукции и всех действий по ее созданию и использованию на всех стадиях и этапах ее жизненного цикла. Прослеживаемость продукции во многом обеспечивается ее идентификациейкоторая представляет собой процедуру маркировки и этикетирования сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, а также технической, технологической и эксплуатационной документации на них.

Содержание термина «СМК» по ныне действующему ГОСТ Р ИСО 9000—2001 раскрывается как «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Вместе с тем, более близко к требованиям системного подхода определение системы управления качеством как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой относительно обособленных элементов и подсистем, обеспечивающих требования к качеству результатов деятельности организации. При этом основой достижения требуемых результатов (качества продукции и т.п.) являются соответствующие материально-технические и информационные средства.

Эффективность функционирования предприятий во многом зависит от специфического процесса трудовой, общественно необходимой деятельности определенной категории профессиональных работников, направленной на постановку целей и объединение усилий всех работающих с использованием современных принципов, функций, методов, организационных структур, ресурсов технологий для достижения требуемых результатов. При этом приоритет должен быть отдан человеку. Применительно к предприятиям, функционирующим в условиях рыночных отношений и конкуренции, и в зарубежной, и в отечественной литературе указанное выше определяется 15 как менеджмент. Независимо от некоторых различий в понимании менеджмента, очевидно, что во всех формулировках много общего, и они практически адекватны сложившемуся в отечественной литературе понятию управления в условиях рыночных отношений. Применительно к органам государственной власти или другим подобным структурам использование термина «управление» также понятно и более привычно, чем термин «менеджмент».