Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Теоретические основы принятия решений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Одним из центральных понятий в управленческой экономике фирмы является процедура принятия управленческих решений. Принятие решений, в свою очередь, связывает управленческую экономику фирмы с системой менеджмента современного акционерного предприятия, его когнитариатом, благодаря которому достигается синергетический эффект от ведения предпринимательской деятельности.

Процесс принятия решений - цикличная последовательность действий, направленных на разрешение проблем организации, сводящаяся к анализу ситуации, генерации альтернатив, выбору наилучшей и реализации. Менеджеры принимают решения на всех этапах своей деятельности, иначе рабочий процесс не осуществить.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что от того, насколько своевременно и правильно было принято управленческое решение, напрямую зависит стабильность производственной деятельности любого экономического субъекта и экономическое развитие. Эффективное управленческое решение является залогом развития предприятия и повышения уровня его конкурентоспособности.

Целью работы является выявление проблемной ситуации в ООО ТК «Транс-Авто» и разработка модели управленческого решения для ее преодоления.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать понятие управленческого решения;
  • рассмотреть факторы, влияющие на эффективность управленческих решений;
  • дать краткую характеристику ООО ТК «Транс-Авто»;
  • рассмотреть проблему негативных последствий управленческих решений и определить возможные способы их предотвращения;
  • разработать альтернативные варианты управленческих решений;

Объектом исследования является - ООО ТК «Транс-Авто».

Предмет исследования – процесс принятия управленческого решения в организации.

Теоретической базой при написании данной работы послужили труды исследователей в области разработки и принятия управленческих решений.

Методологическую основу исследования составляют следующие методы: анализ, обобщение, формально-экономический, ретроспективный, экспертный.

Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации


1.1. Понятие управленческого решения, виды и особенности их принятия

Любой вид деятельности подразумевает наличие ситуаций, предоставляющих людям выбор в принятии решений, результат такого выбора будет единственным решением. В жизни мы постоянно сталкиваемся с неотвратимостью выбора – одежды, пищи, собеседника, работы и т.д. И каждый раз мы «прокачиваем» у себя навыки принятия решения. В организации, как и в обычной жизни, любое действие сотрудника провоцируется соответствующим принятым ранее решением, однако в управлении организациями имеются свои особенности принятия решений[1].

Изучением этих особенностей занимается социология, по праву считающая решение – базовым элементов системы управления в целом. Как известно, цикл управленческой деятельности представляет собой «закольцованную» последовательность следующих процессов[2]:

- целеполагание;

- планирование;

- координация;

- контроль и корректировка целей.

Управленческое решение представляет собой результат управленческой деятельности. Если рассматривать управленческое решение с более широкой точки зрения, то можно сказать, что управленческое решение представляет собой основной результат управленческой деятельности, который состоит из совокупности целесообразных, взаимосвязанных и логических управленческих действий, которые позволяют обеспечить выполнение управленческих задач[3].

Управленческое решение – директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели[4].

Школа социолога А.И. Пригожина имеет много последователей и базируется на степени вклада субъекта решения на изменения в организации. Согласно этому принципу управленческие решения подразделяются на детерминированные и слабо обусловленные. Жёстко обусловленные (детерминированные) основаны на «спущенных сверху» распоряжениях и предписаниями, влиять на которые руководители предприятия практически не могут.

Слабо обусловленные обусловлены личностными особенностями и менеджерскими компетенциями руководителя. Как правило, это текущие, плановые решения, решения «по ситуации»: поощрение/наказание, изменения бизнес-процессах, структуре, целях и др. Факторы, влияющие на качество решений: компетентность сотрудников, деловые и личные качества руководителей, а также приверженность руководителей определенным взглядам на должностную, гражданскую, семейную позиции. Важное место в процессе управления отводится надежности и сохранности информации, бесперебойности коммуникаций в ходе ее передачи. С этой целью четко описываются должностные инструкции/обязанности лиц, отвечающих за передачу информации как по вертикали, так и по горизонтали. Сложно простроенная многоуровневая иерархия может сделать организацию инертной и «неповоротливой», а информация о решениях часто доходит с задержкой и в искаженном виде[5].


Именно поэтому оптимизация бизнес-процессов в таких организациях стремится уменьшить количество уровней управления.

Важное значение имеет рациональность управленческих решений. В середине XX века ученые пришли к мнению, что процесс принятия решений можно считать условно рациональным, так как на него оказывает влияние так называемый человеческий фактор, часто можно встретить понятие «интуиция руководителя». Серьезным аспектом эффективности организации является задача выполнения принятых решений. Около 30% всех управленческих решений имеют статус «Не выполнено». С целью создания более эффективного процесса и повышения дисциплины исполнителей рядовых сотрудников часто включают в проектную команду по разработке решения, мотивируют, пропагандируют «евангелистические» цели коллектива и компании[6].

Индивидуальный подход к принятию управленческого решения ориентирован на централизацию принятия решения, что проявляется в том, что практически все решения в организации принимаются исключительно на высшем звене управления.

Особенности управленческих решений[7]:

- управленческие решения принимаются исключительно в целях решения проблем предприятия/организации;

- управленец при принятии решения несет ответственность за последствия для всей организации, включая сотрудников;

- на предприятии подразумевается разделение труда: менеджеры решают проблемы и принимают решения, исполнители реализуют принятые решения;

- принятие решение должно поручаться только профессионалам высшей категории, так как процесс принятия решений сложный и ответственный, требующий компетентности.

Исходя из вышесказанного, управленческое решение можно считать выбором альтернативы, который руководитель осуществляет в рамках своих должностных возможностей и компетенций для достижения целей предприятия.

Рисунок 1. Классификация управленческих решений

Простота/сложность выбора наилучшей альтернативы обуславливается количеством критериев. Чем меньше критериев, тем решение будет более простым[8]. На практике большинство решений многокритериальны, они одновременно отвечают нескольким критериям, как, например, объем прибыли, уровень качества, рентабельность, доля рынка и т.д. В современном менеджменте все чаще можно встретить сложные, нетривиальные ситуации и вопросы, решение которых требует глубокого, комплексного анализа, что подразумевает работу над проблемами команды менеджеров и специалистов, базирующейся на коллегиальности, профессионализации, усилении специализаций.


Существует так же ряд решений, законодательно отнесенных к группе коллегиальных. К таким решениям можно отнести часть решений в акционерных обществах, например. Коллегиальная форма, безусловно, снижает оперативность управления, но она также снижает риски, ведущие к серьезным просчетам и ошибкам. Выделяют фиксированные (документальные) и недокументированные решения. Большинство решений в должно быть оформлено документально за исключением мелких текущих решений и решений, в условиях чрезвычайных, требующий оперативной реакции ситуациях[9].

Управленческие решения могут быть детерминированными (в условиях определённости) или вероятностными (в условиях риска или неопределённости)[10].

Детерминированные решения. Когда руководитель располагает полной и достоверной информацией, он может точно знать результат каждого из вариантов выбора. Так, например, принимая решение об установлении цены за единицу продукции, руководитель точно знает все производственные и логистические затраты, а значит четко может посчитать прибыль с каждой единицы. Надо сказать, что анализ управленческих решений в условиях определенности – наиболее простой вариант. Однако, большинство управленческих решений являются вероятностными[11].

Вероятностные решения – решения, результаты которых не являются определёнными, при этом вероятность каждого результата известна. Вероятность с каждого вариант можно спрогнозировать, подключая к процессу математические методы и статистику. Бывают случаи, когда в арсенале предприятия нет достаточной информации для объективной оценки результатов. Здесь менеджеров часто выручает опыт, наглядно демонстрирующий возможные варианты того, что может произойти, и их вероятности. Оценка при этом, безусловно, субъективна.

1.2. Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений

Цель и смысл всякого управления состоят в том, чтобы путем специального, целенаправленного воздействия на объект управления добиться его функционирования в желательном для управляющей системы направлении. Решить эту задачу можно только в том случае, если методы управления, выбранные субъектом управления, способны вызвать в объекте управления желаемые результаты. Следовательно, методы управления всегда вторичны, производны от объекта управления[12].


Факторы, влияющие на принятие решений[13]:

1. Личностные оценки управленца о важности данной проблемы часто содержат субъективные суждения. Каждый человек обладает своей системой оценки, которая определяет его действия, и влияет на принимаемое им решение.

2. На принятие решений влияют поведенческие ограничения, т. е. факторы, затрудняющие межличностные отношения и внутриорганизационные коммуникации.

3. Среда принятия решения. Среда принятия решения моет быть охарактеризована следующими условиями: определенность; риск; неопределенность.

4. Информационные ограничения. Данный фактор обусловлен тем, что принятия оптимального управленческого решения необходимо обладать полным объемом информации об управленческой ситуации, сложившейся в деятельности предприятия. Можно выделить следующие виды информации, используемые при принятии управленческих решений: ⎯ подсознательная информация; ⎯ предметная информация; ⎯ формальные статистические данные.

5. Временные ограничения. Указанный фактор предполагает, что управленческие решения должны приниматься своевременно, поскольку с течением времени управленческая ситуация подвержена изменению.

6. Взаимосвязь управленческих решений. Данный фактор предполагает, что управленческие решения, принимаемые в деятельности предприятия должны быть не только ориентированы на разрешение конкретной управленческой ситуации, но и должны быть взаимосвязаны с иными управленческими решениями, принимаемыми в системе управления, поскольку несогласованность решений может повлечь за собой ухудшение финансово-хозяйственной деятельности.

Реализация цели соотносится с процессом уменьшения уровня неопределенности на основе преобразования, переработки информации. Принятие решений действительно неотделимо от воли, умения воспринимать и обрабатывать информацию. Вместе с тем основные характеристики процесса принятия решений не могут быть сведены только к их психологическим составляющим[14].

Данный процесс становится кульминацией любой управленческой деятельности. Попытки конструирования четкого определения понятия «процесс принятия решений» предпринимались в различных теоретических областях деятельности человека. Схематическое обозначение такого положения дел уже a priori позволяет сделать вывод, что нет и не может быть единственного определения понятия[15].