Файл: Таблица. Сравнительный анализ методов научнопедагогического исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание. Проанализируйте используемые в научно-педагогических исследованиях методы.
Таблица. Сравнительный анализ методов научно-педагогического исследования
Название метода | Характеристика | Достоинства | Недостатки/ограниченности |
Эмпирические методы | |||
1.Устные опросные методы | | ||
1.Беседа | используется в целях выяснения мнения и отношения воспитанника, воспитателя к тем или иным фактам или событиям для составления более глубокого представления о сущности и причинах педагогических явлений. | В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами. Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации. | большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта |
2.Интервьюирование | промежуточный вариант между беседой и анкетированием. Интервью проводится индивидуально, по заранее подготовленным бланкам с вопросами. Интервьюер задает по тексту вопросы и сам записывает ответы. По ходу интервью, если респонденту что-либо непонятно, то сразу дает пояснения. | возможность непосредственного контакта с респондентом, возможность проверить различные рабочие гипотезы, возможность задать незапланированные сценарием беседы вопросы, возможность снять индивидуальное восприятие. | невозможность определения точных количественных данных на основании одного или нескольких суждений. |
3.Экспертный опрос | Экспертный опрос позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию кратким и эффективным способом – от специалистов в определенной области – экспертов. | возможность посмотреть на ситуацию более широко, чтобы увидеть потенциальное решение получение исчерпывающей информации по заявленной проблеме надежность предлагаемых оценок и решений получение рекомендаций от специалистов со знаниями и опытом в определенной сфере | возможный субъективизм мнений экспертов и ограниченность их суждений |
Письменные опросные методы | | ||
1.«Недописанный тезис» | предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он выражает свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п. | всегда вызывает интерес у ребят и позволяет получить качественную информацию, так как рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса иногда звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты). | Картина результатов «размытая» |
2.Анкетирование | метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). | Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени Возможность осуществления компьютерной обработки информации При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний | низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц. |
3.Тестирование | метод педагогического исследования с использованием тестов (тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. | Традиционно к достоинствам тестирования относят стандартизированность методик, наличие нормативного результата, его воспроизводимость. Считается, что данные, полученные при тестировании, являются объективными. Также на многих руководителей производит впечатление наукообразность процедуры оценки в случае тестирования. | 1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок. 2) опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой 3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). |
1.Наблюдение | Целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. Этот метод исследования рассчитан на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. | Достоинства наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучить предмет: –в целостности; –в естественном функционировании; –в многогранных связях и проявлениях. | Недостаток этого метода в том, что: – не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; –наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц; – охватить некоторые труднодоступные явления, процессы; – избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя; – делать точные замеры. |
1.Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся | предполагает изучение журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карт, протоколов собраний, тетрадей учеников, их творческих работ, дневников, поделок и др. результатов учебно-познавательной и творческой деятельности. Эти документы и продукты деятельности содержат много ценной информации о состоянии здоровья ребенка, об успеваемости, об отношении к предмету, о характере, аккуратности и т.д. | Многоуровневый подход к изучению объекта. | Может нести субъективный характер |
1.Педагогический эксперимент | это специально организованная педагогическая деятельность учителя и учащихся с заранее заданными исследовательскими целями; преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. | Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими явлениями. В деятельности педагога эксперимент нередко применяется с целью выявления конкретных качеств личности и ее поведенческих аспектов в коллективе, а так же для выявления уровня различных психических процессов. | Метод включает в себя минусы: Экспериментатор почти или полностью лишен возможности контролировать процедуру и влиять на поддержание в нужных параметрах дополнительных переменных, как внутренних, так и внешних. Это может повлечь непредсказуемость в ходе опыта и его «перекос» в неожиданную или нежелательную сторону. Трудно обеспечить вариативность условий для изучаемого явления. |
Теоретические методы | |||
Анализ | мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их. | Стабильное состояние объекта исследования Помимо каких-либо фактов узнаём и об отношении к ним автора Информация уже структурирована, упорядочена и обобщенна | Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности; • Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. |
Синтез | мысленное соединение признаков, свойств явления в общее смысловое (абстрактное) целое. | Метод является универсальным и теоретически позволяет проектировать технологические процессы для любых деталей метод ориентирован на использование стратегии "сначала вширь, а затем вглубь", т. е. позволяет выполнять направенный поиск и достаточно быстро проектировать оптимальные технологические процессы | К недостаткам можно отнести возможные неоднозначность, нечеткость излагаемых вопросов и недостаточную обоснованность отдельных решений. |
Сравнение | установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. | Во-первых, метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению. Во-вторых, все данные статистически обоснованы. В-третьих, в процессе выбора можно вносить корректировку сравниваемых управленческих решений. | Зависимость результатов исследования от статичности, стабильности объекта риск устарения информации на момент обработки полученных данных необходимость использования дополнительных методов исследования для получения более полной информации |
Абстрагирование | мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. | Возможность акцентирования внимания на малом количестве параметров и характеристик объекта, его весомых признаках и связях. Это осуществляется благодаря выделению самых значимых и необходимых в конкретной научной ситуации признаков и свойств объекта. Абстрактная модель не требует использования большого объема различных ресурсов. | К недочетам данных методик можно отнести отсутствие непосредственного влияния на разнообразие изучаемых фактов, а также некую обособленность мышления исследователя от реальных условий внешней среды. |
Конкретизация | мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций | связываем наши теоретические знания с жизненной деятельностью и практикой | К недочетам данных методик можно отнести отсутствие непосредственного влияния на разнообразие изучаемых фактов |
Обобщение | выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования. | Во-первых, это анализ реального состояния практики обучения и воспитания. Во-вторых, это узкие места и конфликтные ситуации в обучении и воспитании. В-третьих, с помощью изучения и обобщения педагогического опыта можно оперативно выявлять элементы нового в работе учителей; и, наконец, появляется возможность внедрять результаты педагогической науки в педагогическую практику. | К недочетам данных методик можно отнести отсутствие непосредственного влияния на разнообразие изучаемых фактов, а также некую обособленность мышления исследователя от реальных условий внешней среды. |
Моделирование | исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. | Основные преимущества метода моделирования связаны с затратами на получение нового знания, к ним относятся: -универсальность -небольшая стоимость -меньшая продолжительность во времени (например, для экономических моделей) | К одним из недостатков можно отнести специфические затраты , связанные с использованием этого метода, такие как: • трудности построения адекватной модели • сбор большого количества достоверной информации |
Индукция и дедукция | логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу. | Преимущества индукции: 1.Возможность его использования даже в том случае, если нет никаких предварительных знаний в данной конкретной области исследования. 2.Экономия времени и уменьшение объема материала. 3.Развитие доказательного и логического способа мышления. 4.Улучшение причинно-следственного мышления. 5.Возможность проверки гипотез. Преимущества дедукции: экономна по времени и объему излагаемого материала может использоваться, когда нет предварительного знания у обучаемых учит логичному, доказательному мышлению развивает причинное мышление даются общие принципы, понятия и умения | Индуктивное мышление ограничено логическими выводами. Наличие схожих признаков в предмете изучения не доказывает его достоверность. Признаков, доказывающих истинность явления должно быть несколько, только тогда можно утверждать, что оно правдиво. Использование исключительно индуктивного мышления делает выводы неправдоподобными. Недостатки дедукции: Человек в большинстве случаев получает знания в готовом виде, то есть не занимается изучением информации В некоторых случаях сложно конкретный случай подвести под общее правило Нельзя использовать для открытия новых явлений, законов и формулирования гипотез |