Файл: Протокол от 2021 г. Руководитель шмо Согласовано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Ленинская средняя общеобразовательная школа, филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Протокол №______

от « »________2021 г.

Руководитель ШМО_______/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР_______/ Д.С. Черемных

« »__________2021 г.

«Утверждаю»

И.о. директора МАОУ Банниковская СОШ

________/ Д.С. Черемных

Приказ №___ от

« »_________2021 г.

Специальная (коррекционная) программа VIII вида

По предмету

«Биология»

6 класс

на 2021-2022 учебный год

Составитель:

Сидорова Ольга Геннадьевна.,

Учитель биологии и географии

Ленинская СОШ,

ФМАОУ Банниковская СОШ

п. Ленинка

2021г.


Пояснительная записка

Настоящая программа по биологии для 6 класса создана на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего , основного общего и среднего образования»
2. Адаптированная образовательная программа Ленинской СОШ филиала МАОУ Банниковской СОШ
Учебник: Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.И.Никишов.- М. Просвещение, 2014 соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.
Цель: дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Задачи: Коррекционно-образовательные:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах нежи­вой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об орга­низме человека и его здоровье);

2. Формирование правильного понимания таких природных яв­лений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жиз­ни растений и животных;

3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни;
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным;
2. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания не­которых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
3. Формирование здорового образа жизни;
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду;
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности;
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи;
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.
Характеристика класса по уровням обучения
В 6 классе по адаптированной программе обучается 1 ученик. Обучающийся неплохо запоминает изучаемый материал, но выводы самостоятельно сделать не может. Нуждается в помощи учителя для объяснения учебного материала, иногда неплохо отвечает письменно на вопросы после параграфа. Прочитанное понимает, но пересказывает или с трудом или молчит. Ему трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей.

Общая характеристика учебного предмета.
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.


Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышле­ние, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные от­ношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой при­родой, влияние на нее.
На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.
Данная дисциплина связана с обеспечением безопасности жизнедеятельности, социально-бытовым ориентированием, охраной здоровья, окружающим нас миром.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану Ленинская СОШ филиал МАОУ Банниковской СОШ на 2019-2020 учебный год на изучение биологии в классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание учебной дисциплины (6 класс)



№ темы

Название темы

Содержание темы

Количество часов

1

Природа


Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой при­роды, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изу­чать неживую природу.
Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

2

2

Вода


Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состоя­ния воды. Способность воды растворять некоторые твердые веще­ства (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в при­роде: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использо­вание свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

8

3

Воздух


Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Исполь­зование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Ис­пользование этого свойства воздуха в быту.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свой­ство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. При­менение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загряз­ненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борь­ба за чистоту воздуха.

7

4

Полезные ископаемые


Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, масляни­стость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработ­ки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для по­лучения металлов (железная и медная руды и др.), их вне­шний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

11

6

Почва


Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органи­ческая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — мине­ральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впи­тывать воду, пропускать ее и удерживать.
Основное свойство почвы — плодородие.Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в на­родном хозяйстве. Охрана почв.

6

Итого

35



Календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс)




Дата

Тема урока


Число часов

Д.З.

По плану

Фактически

Рекомендовано

Запланировано




Природа (2 часа)




1







Неживая и живая природа

1

1

§1

2








Твёрдые тела, жидкости и газы



1

1

§2

Вода ( 8 часов)





3








Вода в природе. Вода – жидкость



1

1

§3

4








Температура воды и её измерение

1

1

§4-8

5








Лёд – твёрдое тело

1

1

§9

6








Кипение воды

1

1

§10-11

7








Три состояния воды в природе

1

1

§12

8








Вода – растворитель

1

1

§13-16

9








Чистая и мутная вода. Питьевая вода

1

1

§17-18

10








Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды

1

1

§19-20

Воздух (7 часов)




11








Воздух в природе

1

1

§21-22

12







Воздух сжимаем и упруг

1

1

§23-26

13







Движение воздуха в природе

1

1

§27

14







Состав воздуха

1

1

§28

15







Кислород и углекислый газ

1

1

§29-31

16







Значение воздуха

1

1

§32

17







Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха



1

1

§33

Полезные ископаемые (11 часов)




18







Что такое полезные ископаемые

1

1

§36

19







Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1

1

§37

20







Гранит, известняки, песок, глина

1

1

§38-40

21







Горючие полезные ископаемые

1

1

§41

22







Торф, каменный уголь, нефть, природный газ

1

1

§42-45

23







Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

1

1

§46-48

24







Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

1

1

§49

25







Железные руды

1

1

§50-52

26







Медная и алюминиевая руды



1

1

§53

27







Алюминий, медь, олово

1

1

§54-55

28







Что мы узнали о полезных ископаемых

1

1

§56

Почва (7 часов)




29







Состав почвы

1

1

§57-58

30







Перегной – органическая часть почвы

1

1

§59

31







Песок и глина – минеральная часть почвы

1

1

§60-62

32







Обработка почвы

1

1

§63-66

33







Охрана почв

1

1

§67-68

34







Практическая работа на пришкольном учебно-опытном участке

1




§

35







Повторение изученного материала

1

1