ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ленинская средняя общеобразовательная школа, филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании ШМО Протокол №______ от « »________2021 г. Руководитель ШМО_______/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР_______/ Д.С. Черемных « »__________2021 г. | «Утверждаю» И.о. директора МАОУ Банниковская СОШ ________/ Д.С. Черемных Приказ №___ от « »_________2021 г. |
Специальная (коррекционная) программа VIII вида
По предмету
«Биология»
6 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Сидорова Ольга Геннадьевна.,
Учитель биологии и географии
Ленинская СОШ,
ФМАОУ Банниковская СОШ
п. Ленинка
2021г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по биологии для 6 класса создана на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего , основного общего и среднего образования»
2. Адаптированная образовательная программа Ленинской СОШ филиала МАОУ Банниковской СОШ
Учебник: Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.И.Никишов.- М. Просвещение, 2014 соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.
Цель: дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2. Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни;
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным;
2. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
3. Формирование здорового образа жизни;
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду;
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности;
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи;
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.
Характеристика класса по уровням обучения
В 6 классе по адаптированной программе обучается 1 ученик. Обучающийся неплохо запоминает изучаемый материал, но выводы самостоятельно сделать не может. Нуждается в помощи учителя для объяснения учебного материала, иногда неплохо отвечает письменно на вопросы после параграфа. Прочитанное понимает, но пересказывает или с трудом или молчит. Ему трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей.
Общая характеристика учебного предмета.
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.
Данная дисциплина связана с обеспечением безопасности жизнедеятельности, социально-бытовым ориентированием, охраной здоровья, окружающим нас миром.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану Ленинская СОШ филиал МАОУ Банниковской СОШ на 2019-2020 учебный год на изучение биологии в классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание учебной дисциплины (6 класс)
№ темы | Название темы | Содержание темы | Количество часов |
1 | Природа | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. | 2 |
2 | Вода | Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды. | 8 |
3 | Воздух | Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха. | 7 |
4 | Полезные ископаемые | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). | 11 |
6 | Почва | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Основное свойство почвы — плодородие.Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. | 6 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс)
№ | Дата | Тема урока | Число часов | Д.З. | ||
По плану | Фактически | Рекомендовано | Запланировано | | ||
Природа (2 часа) | | |||||
1 | | | Неживая и живая природа | 1 | 1 | §1 |
2 | | | Твёрдые тела, жидкости и газы | 1 | 1 | §2 |
Вода ( 8 часов) | | |||||
3 | | | Вода в природе. Вода – жидкость | 1 | 1 | §3 |
4 | | | Температура воды и её измерение | 1 | 1 | §4-8 |
5 | | | Лёд – твёрдое тело | 1 | 1 | §9 |
6 | | | Кипение воды | 1 | 1 | §10-11 |
7 | | | Три состояния воды в природе | 1 | 1 | §12 |
8 | | | Вода – растворитель | 1 | 1 | §13-16 |
9 | | | Чистая и мутная вода. Питьевая вода | 1 | 1 | §17-18 |
10 | | | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды | 1 | 1 | §19-20 |
Воздух (7 часов) | | |||||
11 | | | Воздух в природе | 1 | 1 | §21-22 |
12 | | | Воздух сжимаем и упруг | 1 | 1 | §23-26 |
13 | | | Движение воздуха в природе | 1 | 1 | §27 |
14 | | | Состав воздуха | 1 | 1 | §28 |
15 | | | Кислород и углекислый газ | 1 | 1 | §29-31 |
16 | | | Значение воздуха | 1 | 1 | §32 |
17 | | | Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха | 1 | 1 | §33 |
Полезные ископаемые (11 часов) | | |||||
18 | | | Что такое полезные ископаемые | 1 | 1 | §36 |
19 | | | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | 1 | 1 | §37 |
20 | | | Гранит, известняки, песок, глина | 1 | 1 | §38-40 |
21 | | | Горючие полезные ископаемые | 1 | 1 | §41 |
22 | | | Торф, каменный уголь, нефть, природный газ | 1 | 1 | §42-45 |
23 | | | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения | 1 | 1 | §46-48 |
24 | | | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов | 1 | 1 | §49 |
25 | | | Железные руды | 1 | 1 | §50-52 |
26 | | | Медная и алюминиевая руды | 1 | 1 | §53 |
27 | | | Алюминий, медь, олово | 1 | 1 | §54-55 |
28 | | | Что мы узнали о полезных ископаемых | 1 | 1 | §56 |
Почва (7 часов) | | |||||
29 | | | Состав почвы | 1 | 1 | §57-58 |
30 | | | Перегной – органическая часть почвы | 1 | 1 | §59 |
31 | | | Песок и глина – минеральная часть почвы | 1 | 1 | §60-62 |
32 | | | Обработка почвы | 1 | 1 | §63-66 |
33 | | | Охрана почв | 1 | 1 | §67-68 |
34 | | | Практическая работа на пришкольном учебно-опытном участке | 1 | | § |
35 | | | Повторение изученного материала | 1 | 1 | |