Файл: Протокол 20 г. Согласовано зам директора по увр Л. И. Ермишина 20 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 ГОРОДА ТЮМЕНИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БИТЮКОВА ПРОКОПИЯ СЕМЕНОВИЧА


Рассмотрено

на заседании МО (кафедры)

Руководитель:

________/С.В.Пуданова/
Протокол №___

«____» _____20 г.


Согласовано

зам.директора по УВР
______/ Л.И.Ермишина/
«___» ________ 20 г

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №32 города Тюмени

_______Жмакина М.В.

Приказ № _______ от
«___» ________20 г


Рабочая программа
коррекционно – развивающих занятий по математике для обучающихся с задержкой психического развития

9 «б» класс



(на 2022– 2023 учебный год)
Составила: учитель математики

высшей квалификационной категории

Пуданова С. В.
Принята на заседании педагогического совета.

Протокол № __ от «___»_______20 г.

г. Тюмень

Рабочая программа

коррекционных занятий по математике для уч-ся с задержкой психического развития в 9 б классе

34 часа

I.Пояснительная записка

Цель коррекционных занятий по математике в 9 - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий направлена на общее развитие. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.

Организация и основные направления индивидуально-групповых коррекционных занятий по математике.


Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ. 
Содержание занятий исключает формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.

Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Коррекционные занятия по математике проводятся с учащимися по мере выявления учителем, психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. 
При обучении учитываются следующие показатели:

  1. Физическое состояние и развитие ребенка:

- динамика физического развития (анамнез); 

- состояние слуха, зрения;

- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль). 
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы: 
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность); 

- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

- особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти; 
- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи); 



- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);

- познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации: 
- особенности отношений , реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию; 
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля; 
- умение планировать свою деятельность. 
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

- способность к волевому усилию; 

- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);

- внушаемость; 

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям; 
- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);

- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки; 
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

- особенности поведения в школе и дома; 
- нарушения поведения, вредные привычки. 
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой: 
- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире; 
- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу; 
- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач. 
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.


Продолжительность занятий по математике с одним учеником или группой не превышает 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается. 
При организации коррекционных занятий по математике необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке математики, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью использую систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий по математике необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

II..ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ:


 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: 
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
- развитие навыков каллиграфии; 
- развитие артикуляционной моторики. 
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 
- развитие зрительного восприятия и узнавания; 
- развитие зрительной памяти и внимания; 
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 
- развитие пространственных представлений ориентации; 
- развитие представлений о времени; 
- развитие слухового внимания и памяти; 

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 
3. Развитие основных мыслительных операций: 
- навыков соотносительного анализа; 
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); 
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 
- умения планировать деятельность; 
- развитие комбинаторных способностей. 
4. Развитие различных видов мышления: 
- развитие наглядно-образного мышления; 
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 
6.  Развитие речи, овладение техникой речи. 
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 
8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Психолого-дидактические принципы коррекционной работы предусматривают: 
- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

- использование методов и приемов обучения с ориентацией на ребенка, т.е.создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей; 
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития; 
Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность: 
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением при решении учебных задач); 
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;