Файл: Методика преподавания, практическое освоение отдельных видов игр и воспитание педагогических навыков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:


Страница

|Введение. | |2|

|РАЗДЕЛ 1. |О появлении шахмат |3|

|РАЗДЕЛ 2. |Влияние шахмат на человеческий ум |3|

|РАЗДЕЛ 3. |Шахматы в Казахстане |4|

|РАЗДЕЛ 4. |Правила игры в шахматы |4|

|РАЗДЕЛ 5. |Понятия, используемые в шахматной игре |5|

|РАЗДЕЛ 6. |Атаки и прикрытия |5|

|РАЗДЕЛ 7. |Ничья в позициях слон и пешка против слона |6|

|РАЗДЕЛ 8. |Гарри Каспаров |7|

|РАЗДЕЛ 9. |Активность фигур |7|

|РАЗДЕЛ 10. |Пешечный центр |8|

|Вывод | |8|


Введение
Спортивные игры в институтах физической культуры представляют собой

специальный учебный предмет, в который включается: история, теория,

методика преподавания, практическое освоение отдельных видов игр и

воспитание педагогических навыков.

Спортивные игры – важное средство физического воспитания. В нашей стране

наибольшую популярность и распространение получили: футбол, баскетбол,

волейбол, хоккей, теннис, настольный теннис, регби.

Спортивные игры имеют единые правила, регламентирующие количественный

состав команд, продолжительность игры, оборудование и инвентарь для игры.

Единые правила игры являются официальным руководством для проведения

соревнований. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной

борьбы и требуют от участников большого напряжения и волевых усилий.

Наряду с подвижными спортивными играми существуют также менее подвижные,

интеллектуальные игры. К ним относятся: шахматы, шашки и так далее. Эти

настольные игры также широко распространены и являются неотъемлемой частью

спортивной жизни страны. По этим видам спорта также проводятся

соревнования, победители в которых на высоком уровне получают премиальные

вознаграждения.


РАЗДЕЛ 1. О появлении шахмат.
О том, что шахматы впервые появились в Индии, известно всем. А вот все ли

знают, как долго и через какие этапы шли шахматы к современному виду.

Сначала появилась так называемая чатуранга (четырехсоставное войско), где

игра сводилась не к матованию короля, а к уничтожению всех сил каждого из

соперников, которые делали ходы по поочередно, в зависимости от показаний

игральной кости. Так, если выпадала цифра 2, то играла ладья, 3 –конь, 4 –

слон и так далее. Чатуранга возникла в Северной Индии не позже 5 века. На


рубеже VI – VII веков чатуранга превратилась в шатрандж (или в шатранг) –

игру для двух соперников, внешне схожую с нынешними шахматами, но с иными

правилами. Здесь не было рокировки, пешка передвигалась лишь на одно поле и

превращалась только в ферзя. Сам ферзь считался слабой фигурой и ходил так

же, как и в современных шахматах. Выигрышем считался не только мат, но и

пат. Кроме того, победителем считался тот, кто забирал все фигуры

соперника, даже если у сильнейшей стороны к этому моменту оставалась только

одна фигура или пешка.
РАЗДЕЛ 2. Влияние шахмат на человеческий ум.
Сегодня шахматы, отвечая глубокой потребности людей в творческом

самовыражении, рождены для испытания ума. Шахматы – абстракция, чистая

мысль, вы не найдете в жизни ничего материально ощутимого, что адекватно бы

в них выражало. Это демонстрация нашей способности творить новое на основе

известного. Они проверяют нас не статично, не в холодном сопоставлении, а

резком противоборстве ума, воли, проницательности, воображения,

дальновидности. В абстрактной форме они воплощают идею справедливости:

перед шахматами все равны. Игра отвечает истинно человеческим потребностям

разума, духовного нашего существа. В борьбе создаются, захватывающие дух

своей красотой, произведения шахматного искусства, несущие на себе

отпечаток драматизма, озарений и заблуждений.

Таким образом, шахматы оказывают, несомненно, позитивное влияние на

умственное развитие человека. Совершенствуется возможность ума в

предугодании дальнейших ходов противника, полного овладевания своими

фигурами и правильного их применения в ходе партии. Нередко навыки,

полученные при игре в шахматы, помогают в жизненных ситуациях. Для

правильного развития всего организма человека также необходимо заниматься

различными физическими упражнениями, которые поддерживают организм,

обеспечивают правильное его развитие, хорошее кровоснабжение мозга, что

повышает его деятельность. Непосредственно перед шахматным матчем полезно

провести дыхательные, двигательные упражнения, которые полезно также

повторить и после матча, так как игра не редко продолжается очень

длительное время. Укрепляя, таким образом, свой организм на много проще

выполнять шахматные приемы, которые требуют тщательного продумывания



позиции.
РАЗДЕЛ 3. Шахматы в Казахстане.
Организованному шахматному движению в Казахстане положило начало первое

первенство республики, или, как оно называлось тогда официально, - первый

Всеказахстанский шахматный турнир, а затем – Краевой шахматно-шашечный

турнир. Он проводился с 26 марта по 4 апреля 1934 года в городе Алма-Ате. В

главном – мужском турнире играли 16 участников, в юношеском – 12, в женском

первенстве – четыре участницы. Звание первого чемпиона Казахстана завоевал

уральский первокатегорник Исидор Лопатников, набравший 14 очков из

пятнадцати возможных. Второе и третье места разделили, набрав по 13 очков,

первокатегорник алма – атинец Драгомирецкий и второкатегорник из

Петропавловска Голев. Шахматист второй категорник алмаатинец Мендышев,

набрав 12,5 очка, занял четвертое, а его земляк Суюнчалиев, с10,5 очка –

пятое место. Представительница Петропавловска педагог Ольга Стрелова

выиграла все встречи и, набрав 6 очков из шести, завоевала звание первой

чемпионки Казахстана. В юношеском первенстве победу одержал уральский

школьник Сафронов, набравший 8,5очка из одиннадцати. Два последующих места

заняли также школьники. Вторым был Мухля (Алма – Ата) – 8 очков, а третьим

– Шмидт (Караганда) – 7,5 очка.

Важной вехой в истории казахстанских шахмат стал 1950 год. 4 марта в Алма

– Ата стартовал финальный турнир X юбилейного чемпионата. Где без особого

напряжения победил Виталий Тарасов. В 1950 году в Алма – Ате впервые

состоялся матч республик Средней Азии и Казахстана, где звание чемпиона в

четвертый раз подряд завоевали шахматисты Узбекистана (21,5 очка), а

Казахстанцы, отстав на полтора очка, были удостоены диплома второй степени.
РАЗДЕЛ 4. Правила игры в шахматы
В шахматах на сегодняшний день сложились очень сложные правила игры.

Главные фигуры расставляются от а1 до h1,а пешки от а2 до h2. При этом

фигуры, кроме пешек, имеют свои возможности передвижения. Пешки могут

передвигаться только на одну клетку, но при первом ходе пешкой можно

походить через одну клетку и всегда только вперед. Рубят они только по

диагонали. Ладья, не имея ограничений, может передвигаться на любое

расстояние по горизонтали и вертикали. Конь ходит буквой Г, делая ход через


препятствующие фигуры. Слон ходит по диагонали на любое расстояние. Ферзь в

принципе не имеет ограничений, и может ходить как по горизонтали и

вертикали, так и по диагонали на любое количество клеток. Король также

может передвигаться в любом направлении, но только на одну клетку. Вся игра

сводиться к матованию короля. Кроме того, существует масса нюансов,

связанных с рокировкой в короткую или длинную сторону. Дойдя до

противоположной стороны игрового поля, пешка может стать любой другой

фигурой (естественно кроме короля), в том числе и ферзем, который

представляет значительную силу в «шахматном сражении». В настоящее время

разработаны различные пособия, книги, в которых описываются разнообразные

возникающие ситуации и возможности выхода из них. В 1912 году в Риме на

итальянском языке вышло руководство португальца Дамиано под названием

«Книга учит играть в шахматы и содержит задачи». Вот несколько советов

Дамиано: «никакой ход не должен быть сделан без цели», «не должно играть

скоро», «когда имеешь в виду хороший ход, то все – таки посмотри, нет ли

еще лучшего».
РАЗДЕЛ 5. Понятия, используемые в шахматной игре.
Нередко люди, не имеющие отношения к шахматам, слышат по телевиденью,

радио, СМИ или просто от людей, играющих в шахматы различные понятия,

используемые в шахматной игре. Это в основном такие, как мат, пат, гарде,

эндшпиль и так далее. Эти понятия используются в шахматах при возникновении

тех или иных позиций, ситуаций в ходе игры. Как известно, вся суть игры в

шахматы сводиться к матованию короля. Таким образом, отсюда можно сделать

вывод о том, что вся стратегия игры должна разрабатываться из защиты своего

короля и нападению на короля противника.

Если королю угрожает какая либо фигура противника, то в этом случае

объявляется шах. В этом случае шахуемый король может либо уйти в сторону,

либо закрыться какой – либо своей фигурой. Запрещается во время шаха

производить лакировку. Лакировка в свою очередь также относится к одному из

понятий шахматной игры. Она производиться в том случае, если королю ничто

не угрожает и свободен путь от ладьи до короля в правую или левую сторону.

При этом обязательным правилом должно являться то, что король и ладья не

делали еще ни одного хода. В случае если королю угрожает фигура противника,


а ходить некуда, то в этом случае объявляется мат и присуждается выигрыш

атакующей стороне. В подобном же случае, при не имении хода ни одной

фигурой, но шах не был произведен, то в этом случае фиксируется пат, то

есть ничья. И даже в том случае, если один игрок имеет значительное

преимущество над другим.

Также возникают различные ситуации для ферзя. Если ферзь находится под

угрозой сруба, то в этом случае объявляется гарде, но ферзем в определенных

ситуациях можно и пожертвовать, если под угрозой находится король или того

требуют обстоятельства игры. Эти понятия относятся к основным при игре в

шахматы и их необходимо знать даже начинающим игрокам.
РАЗДЕЛ 6. Атаки и прикрытия.
Атаковать можно как с помощью жертв, так и путем планомерного усиления

позиции. Очень часто атака может развиваться сама собой, катализатором

атакующего процесса служат размены. В теме «Атака короля» всегда большой

интерес вызывают методы наступления при разносторонних рокировках.

Положение короля на третий вертикали после длинной рокировки создает

дополнительные мотивы. Обычно атака при разносторонних рокировках ведется

взаимно. Например: белые атакуют на королевском фланге, а черные на

ферзевом. Самое главное при этом – сохранить высокий темп наступления,

опередить соперника в решающих действиях. Ведь очень часто возникают

ситуации, когда обоим королям угрожает мат и все решает один темп. Также на

первый взгляд пешечные окончания кажутся простыми. На самом деле игра

пешками содержит многочисленные тонкости. Вот некоторые принципы пешечного

эндшпиля: оппозиция, квадрат, отдаленная проходная, защищенная проходная,

прорыв, пат, преграда, цугцванг, крайняя пешка, оттеснение, треугольник,

пространство, фиксация, обход, двойная угроза, подрыв, подвижность пешек,

запасной темп. Любой из перечисленных приемов пешечного эндшпиля можно

встретить в практических отношениях. Иногда идеи пешечного эндшпиля служат

стержнем стратегического плана прямо с дебюта. К одной эндшпильной

закономерности, относится мат слоном и конем. По сути своей он не сложен,

но требует знания механизма взаимодействия короля, слона и коня. Необходимо

оттеснить короля из центра в угол. Так как мат слоном и конем возможен лишь

в том случае, если король слабейшей стороны будет в углу цвета слона. По

этому необходимо приступать ко второй задаче – силой приближают черного