Файл: Методика преподавания, практическое освоение отдельных видов игр и воспитание педагогических навыков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


короля к полю а8, выигрыш темпа слоном, треугольный маневр коня,

перегруппировка перед заключительным ударом. Эту схему нужно знать твердо,

в противном случае может повториться история, происшедшая с одним известным

шахматным мастером, который в турнирной партии не сумел поставить мат

слоном и конем. Партнер мастера Н., оставшись с «голым» королем, хотел

сначала сдаться, но потом решил все же поиграть, терять – то уже было

нечего. К удивлению окружающих, мастер Н. Увлекся шахами и никак не мог

загнать короля в нужный угол (король все время вырывался на простор).

Наконец, мастер Н. «открыл» для себя способ перегонки, но… поздно. Чтобы

оттеснить короля из угла в угол, требуется около 20 ходов, а уже было

израсходовано больше 30 ходов. Шахматный кодекс же неумолимо гласит: мат

слоном и конем ставиться за 50 ходов, на 51 – ом фиксируется ничья.

Оказывается, неудачнику никогда в жизни не приходилось ставить мат конем и

слоном, да он и не изучал этот механизм, так как до того мата дело обычно

не доходит. Вывод: проблемы в шахматном образовании рано или поздно, но

сказываются.
РАЗДЕЛ 7. Ничья в позициях слон и пешка против слона
Существует три основных типа ничейных позиций в окончаниях слон и пешка

против слона.

1. Ничья достигается в позициях, в которых король слабейшей стороны

занимает поле перед пешкой, недоступное слону.

2. Также ничья достигается в позициях, в которых вытеснение или

перекрытие диагонали слона приводит к ничейному пешечному окончанию.

3. Наконец, ничья достигается в позициях, в которых король слабейшей

стороны может помешать вытеснению или перекрытию диагонали слона.

В шахматах нельзя ни на секунду забывать о возможных угрозах, и даже в

самых спокойных на вид позициях, при самых естественных продолжениях надо,

прежде чем окончательно решиться на ход, еще раз спросить себя: «Что мне

грозит?».
РАЗДЕЛ 8. Гарри Каспаров
Впервые шахматный мир услышал о Гарри Каспарове в начале 1974 года. Тогда

в Москве проходил второй турнир «гроссмейстеры – пионеры», где Каспаров

играл за башкирскую команду. В сеансе гроссмейстера Авербаха школьник

отложил партию с лишней пешкой в ферзевом эндшпиле. Авербах заключил:

«ничья, лишнюю пешку реализовать трудно». С ним согласился и главный арбитр

Котов. Но 11 – летний юноша подал протест на присуждение партии и доказал


вариантами, что он сумеет провести лишнюю пешку в ферзи. В результате

белым, которыми играл Каспаров была присуждена победа. Прошло три года. О

Каспарове начали говорить все и всюду – ведь его шахматные успехи росли не

по дням, а по часам. Он на три очка перевыполнил норматив мастера, выиграл

исключительно сложный всесоюзный отборочный турнир по швейцарской системе.

Главные успехи Каспарова связаны с участием в гроссмейстерских турнирах.

Феноменальный результат Каспаров добивается в 1982 году, показав отличный

результат в Московском турнире гроссмейстеров и поделив первое место в

чемпионате СССР. В начале 1982 года Каспаров убедительно выигрывает супер

турнир гроссмейстеров в Югославии; теперь у него второй в мире коэффициент

ЭЛО. Решением ФИДЕ он персонально допускается к участию межзональных

соревнованиях очередного цикла розыгрыша первенства Мира.

Каспаров часто выступает в шахматной печати. Свои партии он комментирует

тщательно и интересно, стараясь давать объективные оценки происходившим

событиям.

На сегоднейшний день Каспаров, находясь в зрелом возрасте, в наш век

прогрессивных компьютерных технологий бросил вызов современной компьютерной

шахматной игре, которая на основе сложных математических расчетов делает

ходы виртуальными шахматными фигурами. Партии заканчиваются с выигрышем

одной из сторон, но в среднем проходят на ничью. Можно заметить, что если

Каспаров в итоге наберет большее число побед, то он получит солидное

материальное вознаграждение от короля Бахрейна. Будем надеяться, что машине

не удастся оказаться умнее человека.
РАЗДЕЛ 9. Активность фигур
Очередной принцип оценки позиции фигур связан с коэффициентом полезного

действия фигур. Активное расположение фигур имеет очень большое значение.

Что понимать под активностью фигур? Если фигура способна энергично

вмешаться в события, происходящие на доске, то такая фигура называется

активной. Ради активности жертвуют пешками в дебюте миттельшпиле, переходят

без пешки в эндшпиль; характерный признак атаки – совокупность активных

фигур лучше всего видна в простых позициях. При оценке позиции надо очень

внимательно следить за коэффициентом полезного действия всех боевых единиц

Активность фигур часто подсказывает направление поиска при выборе



конкретного хода.
РАЗДЕЛ 10. Пешечный центр
Подвижный центр характеризуется наличием у одной из сторон пешечной пары

в центре. Неподвижный центр – главный признак – пешечные цепи в центре.

Получается из старо индийской, французской защит, испанской партии.

Открытый центр – особенность его в том, что на центральных полях нет пешек.

К этому приводят варианты из разных дебютов. Статический центр – образуется

после фиксации центральных пешек. Может возникнуть из любой дебютной

системы. Динамический центр получил такое название из – за невыясненного

«напряженного» положения пешек в центре. Он характерен для сицилийской

защиты.
Вывод
Таким образом, проследив историю развития шахматной игры и место шахмат в

настоящем времени, можно сделать вывод о том, что шахматы с самого начала

приобрели широкое распространение и известность среди многого числа

почитателей умственных игр. И, хотя шахматы небыли похожи на современные,

все же они не были забыты. В настоящее время шахматы занимают одну из

лидирующих мест среди интеллектуальных игр во всем мире.

Эта игра оказывает, несомненно, позитивное влияние на организм человека,

но при этом не стоит забывать и о физическом развитии человека.


Использованная литература:
1. Е. М. Браун «Шахматы в Казахстане» (Алма – Ата, издательство

«Казахстан», 1992 год).

2. А. Н. Костьев «Уроки шахмат» (Москва, издательство «Физкультура и

спорт», 1984 год).

3. Е. Я. Пик «Беседы о шахматах» (Москва, 1985 год).