Файл: Образовательная программа От звука к букве. Формирование звуковой аналитикосинтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико­-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» (далее — Программа) переработаны в свете основополагающих требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ»

Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-­синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5–6 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

– систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);

– организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-­исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.

Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в образовательной области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.

Программа (ее теоретическая часть) опирается на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.

В основе концептуальной идеи лежит теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка — это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, — путь амплификации.


А также:

– исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др.), которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности;

– положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;

– психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.

Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности — игре, общении, занятиях как сквозных механизмах развития ребенка.

Общее число часов, отведённых на изучение курса — 31 час.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

- Раскрытие основных направлений речевого развития детей и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей.

– Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

– Формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа основывается на содержании раздела «Развитие речи» «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Р А Курбатовой, Н. Н. Поддьякова), предусматривающей аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Журовой.

Вместе с тем в нее включены и более сложные задачи. Это ознакомление детей с моделированием, со знаковой системой языка, формирование первоначальных навыков чтения, включение в каждое занятие заданий по развитию моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Программа состоит из двух частей: 1) овладение звуковой стороной речи и ориентировка в ней; 2) освоение знаковой системы языка.

Основные задачи:

1. Развитие звуко-буквенного анализа.



2. Развитие фонематического восприятия.

3. Формирование первоначальных навыков чтения.

Предмет изучения — звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется во всем многообразии (одновременно дошкольники знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Главное на этом этапе — научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква»: звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.

Работа по звуко-буквенному анализу проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о звуках и буквах.

Дошкольникам демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает лучше запомнить букву.

По мере ознакомления с буквами дошкольники учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Данная методика позволяет сделать его доступным большинству, так как чтению слогов дошкольник учится постепенно, по мере изучения букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет дошкольников от механического чтения.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных «А», «О», «У», «Ы», «Э», потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе — ознакомления с сонорными согласными — позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.

Одновременно дошкольникам показывается условное обозначение гласных звуков — красный квадрат.

При ознакомлении со звуками и буквами всегда дается изображение нескольких предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится и в начале слова, и в середине, и в конце. Это сделано для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) может встречаться только в одном слове и в одном месте.


На первых занятиях предусмотрено много заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться.

Затем дети знакомятся с сонорными согласными («Л», «М», «Н», «Р»), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). Необходимо помнить о том, что при изолированном произношении согласных нужно научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа — не «ЭЛЬ», а «Л», лев — не «ЭЛЬ», а «ЛЬ»), что будет способствовать различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.

По мере ознакомления с согласными дошкольники учатся читать слоги с изученными буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных — синий квадрат. На седьмом занятии начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению осмысленным.

Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению словами (делению слов на слоги дети научились на этапе развития фонематического слуха).

На десятом занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с его графическим изображением. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что обозначает начало предложения.

Составлению предложений ребенок учится при помощи сюжетных картинок. Прежде чем прочитать или составить графическую модель предложения, дошкольники рассматривают картинку, отвечают на вопросы педагога.

Знакомство со следующей группой гласных букв (Я, Е, Ё, Ю — йотированные гласные) вызывает у детей 5– 6 лет определенные трудности, если вводить правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука — «ЙА», «ЙУ», «ЙЭ», «ЙО».

Поэтому представляются детям йотированные буквы как буквы, предназначающие мягкость согласным, после которых они пишутся. Если согласный звучит мягко, то после него пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.

Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости/глухости.

Программа на учебный год

Развитие звуко-буквенного анализа

• Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.


• Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

• Закреплять умение делить слова на слоги.

• Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

• Формировать умение:

– различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;

– определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

• Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование).

• Познакомить с условным обозначением звуков: гласные —красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат (моделирование).

• Формировать умение:

– обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;

– писать слова с помощью графических изображений;

– писать печатные буквы в клетке, используя образец;

– соотносить звук и букву;

– писать слова, предложения печатными буквами;

– проводить звуковой (фонетический) анализ слова.

• Способствовать развитию фонематического восприятия.

• Формировать умение читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

• Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

• Познакомить с термином «предложение».

• Формировать умение:

– правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;

– составлять предложение из двух, трех, четырех слов;

– записывать предложение условными обозначениями.

• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года ребенок:

– понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;

– определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

– различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

– пользуется графическим обозначением звуков (гласные —красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);

– умеет записывать слова условными обозначениями, буквами;

– соотносит звук и букву;

– пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами.

– определяет ударный слог