Файл: Нссуз нп Региональный финансовоэкономический техникум организация коммерческой деятельности (Учебный курс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НССУЗ НП
«Региональный финансово-экономический техникум»
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Учебный курс)
КУРСК

© РФЭТ
© Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Учебный курс рекомендован в качестве основного учебного материала студентам, получающим среднее про- фессиональное образование в Региональном финансово-экономическом техникуме.
Организация коммерческой деятельности. – Курск: типография РФЭТ. – 80 с.
Подготовлено научно-редакционным коллективом Регионального финансово-экономического техникума.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................5
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ....................6
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................13
РАЗДЕЛ 3. КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗАЩИТА..................................................................23
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ТОРГОВЛЕ....................................................30
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................46
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ.......................................................................................................................................................55
РАЗДЕЛ 7. РЕКЛАМА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................70 3
УЧЕБНЫЙ КУРС

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ВВЕДЕНИЕ
Много лет основной фигурой торгового процесса являлся товаровед высшей или средней квалифика- ции. Этот специалист удачно сочетал в себе глубокие знания в области товароведения продовольственных или непродовольственных товаров со знаниями и умениями организации рациональной торговли,
управления торговым процессом на основе изучения организации и экономики торговли и некоторых дру- гих специальных дисциплин.
Переход к рыночной экономике резко изменил спрос на специалистов традиционных видов, причем значительно сократился спрос на товароведов выс- шей квалификации по продовольственным или непро- довольственным товарам, так как многие торговые предприятия теперь реализуют товары универсально- го ассортимента, а их качество подтверждается сер- тификатами. Специальность экономиста-плановика вообще утратила свою актуальность.
Модными стали названия специальностей, заим- ствованные из зарубежной терминологии, – мене- джеры, маркетологи, аудиторы и т. п., функции кото- рых зачастую представляются совершенно неясными новым руководителям торговых организаций и пред- приятий. В штатных расписаниях коммерческих структур в изобилии появились должности менедже- ров по продаже, менеджеров по закупке товаров,
менеджеров по сбыту, менеджеров по рекламе и т. п.
В то же время новые рыночные условия торговой деятельности потребовали подготовки нового универ- сального типа коммерческого работника – инициа- тивного, самостоятельного, предприимчивого: ком- мерсанта широкого профиля, способного успешно осуществлять свою деятельность в новых экономиче- ских условиях, когда на смену централизованного,
планового руководства советской торговли с прису- щими ему методами государственного распределе- ния товарных ресурсов, системой прикрепления по- купателей к поставщикам, твердых, установленных государством розничных и оптовых цен и других административных методов управления пришли но- вые принципы и методы коммерческой работы.
Если в условиях централизованного планового управления достоинства торгового работника оцени- вались прежде всего по его способности «выколачи- вать товарные фонды», то при рыночной экономике качество коммерческой работы зависит главным об- разом от умения вести активный поиск и находить то- вары у различных поставщиков, включая производи- телей товаров, на оптовых ярмарках, оптовых продо- вольственных рынках, товарных биржах и т. д. по наиболее низким ценам с учетом покупательского спроса, уметь быстро продать эти товары, используя современные методы продажи, убедительную рекла- му, при необходимости пойти на разумный, оправ- данный риск.
Сегодня коммерсант должен владеть искусством вести коммерческие переговоры с партнерами, знать способы и методы регулирования хозяйственных вза- имоотношений между покупателями и поставщиками товаров и услуг, потребительские свойства и методы качественной экспертизы товаров, хорошо разби- раться в основах рекламного дела, маркетинга, ме- неджмента и многих других специальных дисциплин.
Столетие назад коммерция рассматривалась как деятельность, не требующая глубокого изучения и ис- следования. Сейчас такая трактовка торгового биз- неса примитивна и абсурдна.
Сфера знаний в коммерческой деятельности ни- сколько не уже, а в некоторых случаях гораздо шире,
чем в любой другой специальности. Знания по ком- мерции буквально неисчерпаемы.
Диапазон работы коммерсанта в современных условиях чрезвычайно широк – в коммерческих, сбы- товых и маркетинговых службах предприятий разных форм собственности, розничных и оптовых предприя- тиях, фирмах, акционерных обществах и товарище- ствах, совместных торговых предприятиях, экспорт- но-импортных конторах, организациях и предприяти- ях потребительской кооперации и т. д.
Коммерсант в рыночной экономике становится центральной фигурой торгового бизнеса, так как вы- полняет функции по руководству торговым процес- сом, регулированию хозяйственных связей по закуп- ке и продаже товаров с поставщиками и покупателя- ми, по формированию оптимального ассортимента,
организации рекламы товаров, контролю качества изделий, обслуживанию покупателей. Это универ- сальный специалист торгового дела, от результатив- ной работы которого зависит эффективность работы предприятия или фирмы в целом.
В связи с этим резко возрастает роль профессио- нальной подготовки специалиста-коммерсанта, обла- дающего глубокими знаниями теории коммерческой деятельности, а также практическими умениями и на- выками успешного осуществления этой деятельности.
Данный курс призван прежде всего вооружить специалиста, работающего в области коммерции,
необходимым минимумом знаний для успешной дея- тельности в торговом бизнесе, а также раскрыть основы коммерции, без знания которых невозможно вести торговое дело в сложной рыночной экономике.
Желаем удачи!
5
УЧЕБНЫЙ КУРС


ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ
КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Глава 1.1. Понятие и сущность коммерческой работы
Что такое коммерция? Умение перепродать доро- же? В какой-то мере да, но не только это. Понятие
«коммерция» значительно шире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.
Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизне- са, который является основной любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
Коммерция – слово латинского происхождения
(commercium — торговля). Однако надо иметь в виду,
что термин «торговля» имеет двоякое значение: в од- ном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом — торго- вые процессы, направленные на осуществление ак- тов купли-продажи товаров. Коммерческая деятель- ность связана со вторым понятием торговли – торго- выми процессами по осуществлению актов купли- продажи с целью получения прибыли.
Толковый словарь живого великорусского языка
В. И. Даля определяет коммерцию как «торг, тор- говля, торговые обороты, купеческие промыслы».
Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществле- ние актов купли-продажи с намерением купить деше- вле, а продать дороже. В широком смысле под ком- мерцией часто понимают любую деятельность,
направленную на получение прибыли.
Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.
Коммерческая деятельность – более узкое поня- тие, чем предпринимательство. Предприниматель- ство – это организация экономической, произ- водственной и иной деятельности, приносящей пред- принимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия,
сельской фермы, торгового предприятия, предприя- тия обслуживания, банка, адвокатской конторы, из- дательства, исследовательского учреждения, коопе- ратива и т. д. Из всех этих видов предприниматель- ской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким об- разом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности.
В то же время и в некоторых видах предприниматель- ской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной про- дукции, полуфабрикатов и т. п., т. е. элементы ком- мерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оператив- но-организационной деятельности торговых органи- заций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворе- ния спроса населения и получения прибыли.
Акт купли-продажи товаров базируется на основ- ной формуле товарного обращения – смене формы стоимости:
Д – Т и Т' – Д'.
Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т.е, чтобы акт купли-прода- жи состоялся, торговому предпринимателю необхо- димо совершить некоторые оперативно-организаци- онные и хозяйственные операции, в том числе изуче- ние спроса населения и рынка сбыта товаров, нахо- ждение поставщиков и покупателей товаров, налажи- вание с ними рациональных хозяйственных связей,
транспортировку товаров, рекламно-информацион- ную работу по сбыту товаров, организацию торгово- го обслуживания и т. д.
Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе «делание» денег из ничего, яв- ляется по существу спекулятивной сделкой, не пред- ставляющей собой полезной коммерческой деятель- ности (благородного бизнеса).
Глава 1.2. Развитие коммерческой деятельности в России
Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности – с появлением товарно-денежных отно- шений и торговых посредников. В России становле- ние торговли относят к VIII – IX вв. Центрами древне- русских городов были рынки (торг, торжище). Вну- треннюю торговлю вели чаще всего сами производи- тели, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в
X – XII вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов.
Прасол – посредник, который собирает товар не- посредственно от производителей и направляет его в определенные торговые или сортировочные пункты,
откуда этот товар поступает в более крупные распре- делительные центры (пункты) для последующей его продажи. По такой схеме до покупателя доходили соль, мед, воск, смола, меха, лен, пенька.
Офеня (коробейник) – странствующий торговец возящий повсюду мелочный товар. Если прасол мак- симально был приближен к производителям продук- ции, то офеня – к конечному покупателю.
УЧЕБНЫЙ КУРС
6


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Купечество – особый социальный слой, занимаю- щийся торговлей в условиях частной собственности.
Купец осуществляет покупку товаров не для соб- ственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т. е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем
(или между производителями различных видов това- ров).
В Древней Руси употреблялись в основном два термина – «купец» (горожанин, занимающийся тор- говлей) и «гость» (купец, торгующий с другими горо- дами и странами). Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпо- рации. Процесс роста купечества был прерван мон- голо-татарским нашествием и возобновился в Севе- ро-Восточной Руси на рубеже XIII – XIV вв.
Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятель- ных групп купцов- гостей в Москве, Новгороде, Пско- ве, Нижнем Новгороде, Вологде и др.
В XVIII в. купечество было оформлено как новое российское сословие с образованием гильдий (при- вилегированное гильдейское купечество).
В 1720 г. Петр Великий учредил купеческий маги- страт и разделил городских купцов на три гильдии. В
первую были размещены крупные торговцы, во вто- рую – хорошие ремесленники, лавочники и торгаши,
в третью – мастера и ремесленники попроще.
В старые времена купцы всегда находились под надзором властей: необеспеченный законом купец ни- когда не выходил из-под произвола воевод, таможен- ных и приказных людей. Власти защищали купцов.
Имевшие корабли и бизнес не менее чем на
100 тыс. руб. или избранные два раза заседателями в суд отличались от купцов первой гильдии тем, что назывались именитыми гражданами. Это звание да- вало им право владеть фабриками и заводами, иметь в собственности сады и дачи, они наравне с дворяна- ми освобождались от телесного наказания. Купече- ство первой и второй гильдий тоже освобождалось от телесного наказания. Купцам первой гильдии дозво- лялось ездить в городе в карете парою, второй – в коляске парою; третьей же вообще запрещалось ез- дить в таких экипажах. В церквях купцов приводили к очищающей присяге.
Впервые основы правильной коммерческой дея- тельности в России были заложены Петром Великим,
который проявлял много заботы и прикладывал нема- ло трудов для развития и расширения русской тор- говли.
Несмотря на все свое знание торгового дела,
Петр I нередко сам сознавался, «что из всех дел управления торговля представляет наиболее затруд- нений».
Главное препятствие заключалось в том, что рус- ские люди, несмотря на всеми признанную способ- ность к торговой и промышленной деятельности и на свою изворотливость и сметливость, не имели, одна- ко, никакой опытности в торговле, особенно во внеш- ней торговле, которой до Петра Великого почти ни- кто в России не занимался.
Между тем торговое дело, особенно международ- ное, больше всякого другого дела требует опыта и обширного знакомства с разными странами. Когда,
например, пришлось заключать торговый договор с
Голландией, в России не нашлось ни одного челове- ка, кроме самого царя, который знал бы, какие това- ры подлежат ввозу-вывозу и каких выгод следует до- биваться, заключая этот договор. В ту пору много вредила коммерческим делам (особенно с иностран- цами) привычка русских купцов к обману, которую
Петр I всячески старался искоренить.
Для предупреждения плутовства Петр I утвердил штат браковщиков, т. е. поверщиков по торговле пенькой, льном, салом, воском и юфтью, и преду- смотрел правила самой проверки. Кроме того, с це- лью наведения порядка в торговле и ограждения по- купателей от всякого обмана Петр I установил оди- наковые для всех весы и меры, образцы которых и поныне хранятся в Санкт-Петербурге. Полиция долж- на была строго наблюдать за тем, чтобы все весы и меры были клеймены и не отличались от установлен- ных образцов.
Много делал царь для развития внешней торговли.
Русские торговцы вели внешнюю торговлю вразброд,
каждый сам по себе, на свой риск и страх. Оттого силы и средства отдельных русских купцов, как прави- ло, были недостаточны для этого дела, оттого они не могли выдержать конкуренции иноземных купцов и по- стоянно оставались в убытке. Иностранные же купцы уже в те времена действовали во внешней торговле большей частью в складчину или компаниями и во вся- ком случае всегда сговорившись между собой (напри- мер, существовала Англо-голландская компания).
Поэтому Петр I часто сам выбирал, какой товар следует везти за границу, рассчитывая на верный сбыт, и учил русских купцов вывозить товары туда,
где не было конкуренции иностранных торговцев, а главное, Петр I старался приучить русских торговцев действовать сообща – «компаниями», как торгуют в иностранных государствах. Он всячески поощрял по- пытки русских купцов к объединению в общество для производства торговли с Персией, в Восточно-Ки- тайское купеческое общество, поощрял отправление детей купцов в иноземные государства для обучения торговому делу и развития в русских людях духа тор- гового предпринимательства.
В области внутренней торговли Петр I также про- вел огромные преобразования. В 1713 г. он даровал право всем людям без исключения свободно вести
7
УЧЕБНЫЙ КУРС


ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
торговлю в России с уплатой умеренных пошлин;
ограничил так называемую казенную торговлю, кото- рая стесняла частную промышленность; была созда- на торговая (коммерческая) коллегия при Сенате, ру- ководившая торговыми делами в государстве.
В 1703 г. в Санкт-Петербурге Петром I была создана первая биржа. Позднее биржи стали создаваться в крупных приморских торговых городах (Ревель, Рига,
Архангельск). При биржах учреждались присяжные маклеры, записи (решения) которых имели силу су- дебных (ссудных) протоколов. На биржах купечество собиралось для ведения торговых операций, оборота векселей, принятия постановлений.
Таким образом, эпоха Петра I послужила мощным импульсом для развития коммерческой деятельности в России.
В XIX – начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купе- чества, являвшегося почетным сословием российско- го общества. В этот период искусство коммерции в
России достигло высокого уровня. Существовал свое- образный кодекс чести купца-коммерсанта, провоз- глашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, частное и добросовестное служение своему делу.
Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купече- ства и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства, из- вестны меценатством и благотворительностью, остави- ли заметный след в истории отечества (К. Минин, се- мейства Демидовых, Строгановых, Морозовых, Тре- тьяковых, Мамонтовых, братья Елисеевы и др.).
После Октябрьской революции отношение госу- дарственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но в основном было резко отрицательное.
В период «военного коммунизма» коммерческая деятельность была запрещена. В период нэпа
(1921 – 1928) произошло оживление коммерческой деятельности в связи с развитием товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета. Но по мере свертывания нэпа административно-командные мето- ды, жесткая централизация управления и планирова- ния стали вытеснять коммерческие отношения, эконо- мические методы хозяйствования.
До второй половины 60-х гг. отношение к коммер- ции в стране было по-прежнему резко отрицатель- ным. Считалось, что «коммерция», «коммерсант» –
понятия, чуждые социализму, советской торговле, по- рождение капитализма, капиталистической торговли с их неизбежным злом.
Во второй половине 60-х гг. в связи с попытками осуществить хозяйственную реформу и оживить то- варно-денежные отношения повышается интерес к коммерческой деятельности, организации коммерче- ских отношений. Наконец, в 1990 г. с началом пере- стройки нашего общества и перехода к рыночным от- ношениям отношение к коммерческой работе меня- ется, ее значение резко повышается.
Новые условия хозяйствования, развитие и углуб- ление товарно-денежных отношений, полного хоз- расчета и самофинансирования способствовали по- явлению нового типа организации коммерческих от- ношений между поставщиками и покупателями това- ров, открывали широкий простор коммерческой ини- циативе, самостоятельности и предприимчивости тор- говых работников. Без этих качеств в рыночных усло- виях нельзя успешно осуществлять коммерческую ра- боту.
Существовавшие ранее административно-ко- мандные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле подменялась в основном распределительными функциями. Сверху спускались многочисленные плановые задания на производство продукции, так же распределялись и фонды. От работников нижестоящих торговых зве- ньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было решено наверху.
При переходе предприятий на полную хозяйствен- ную самостоятельность, самофинансирование и самоуправление, с развитием предпринимательства и рыночных отношений коренным образом меняются принципы и методы коммерческой работы, порядок формирования товарных ресурсов. Эти принципы ха- рактеризуются, в частности, следующим:

свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;

множеством источников закупки (поставщи- ков);

экономическим равноправием партнеров;

саморегулированием процессов поставки и купли-продажи товаров;

свободой ценообразования;

конкуренцией поставщиков и покупателей;

строгой материальной и финансовой ответ- ственностью сторон за выполнение принятых обязательств.
Переход СССР, а затем России от планово-рас- предительной системы к рыночным условиям хозяй- ствования потребовал быстрого освоения методов коммерческой деятельности, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. К сожалению, пере- ход к рыночным отношениям начался без разработки руководством страны обоснованной стратегии раз- вития торговли, создания правовой базы рыночных отношений, полного устранения государства от регу- лирования товарно-денежных отношений, в условиях развала хозяйственных связей между республиками бывшего Союза.
УЧЕБНЫЙ КУРС
8


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Опоздание в разработке нормативной базы,
чрезмерное налоговое давление, отсутствие под- держки отечественного производителя породило много негативных явлений в коммерческой деятель- ности, загнало значительную часть предпринима- телей в теневую экономику со своими неписаными законами, далекими от принципов цивилизованных коммерческих отношений.
Вместе с тем наметившийся в последнее время прогресс в развитии отечественной правовой зако- нодательной базы не вызывает сомнения в неизбеж- ности позитивного развития коммерческих отноше- ний в сфере товарного обращения страны.
Глава 1.3. Характер и содержание процессов,
выполняемых в торговле
Как уже отмечалось, истинной, чистой функцией товарного обращения является смена формы стоимо- сти. Но помимо этого товарное обращение выполня- ет и дополнительные (производственные) функции,
связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Однако К. Маркс, основополож- ник учения о товарном обращении, эти произ- водственные функции называл гетерогенными, т. е.
чужеродными, и, как известно, абстрагировался от этих функций, исследуя торговый капитал в его чи- стом виде.
По характеру выполняемых функций процессы,
совершаемые в торговле, также можно подразделить на два основных вида:

коммерческие (или чисто торговые);

производственные (или технологические).
Коммерческие процессы – процессы, связанные со сменой стоимости, т. е. куплей и продажей това- ров. К ним относятся и организационно-хозяйствен- ные процессы, непосредственно не связанные с акта- ми купли-продажи, но обеспечивающие беспрерыв- ность их осуществления и не имеющие произ- водственного (технологического) характера (изуче- ние потребностей, заключение договоров купли-про- дажи, реклама и др.).
Основные коммерческие процессы в торговле можно подразделить на следующие виды:

изучение и прогнозирование покупательско- го спроса, изучение и выявление потребно- стей населения в товарах и услугах;

выявление и изучение источников поступле- ния и поставщиков товаров;

организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая за- ключение договоров (контрактов) на постав- ку товаров, разработку и представление заявок и заказов на товары, организацию учета и контроля за выполнением договорных обязательств, различные формы коммерче- ских расчетов и др.;

организация и технология проведения опто- вых закупок товаров у различных поставщи- ков (на оптовых ярмарках, оптовых продо- вольственных рынках, товарных биржах, аук- ционах, у изготовителей продукции, торговых посредников и т. д.);

организация и технология оптовой и рознич- ной продажи товаров, включая формы и ме- тоды продажи товаров, условия их примене- ния, качество обслуживания и т. д.;

рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;

формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах, управление товарны- ми запасами. Коммерческие процессы яв- ляются объектом коммерческой деятельности в торговле.
Технологические процессы – процессы, связан- ные с движением товара как потребительной стоимо- сти и являющиеся продолжением процесса произ- водства в сфере обращения (транспортирование,
хранение, упаковка, фасовка, подсортировка и т. д.).
Они представляют собой единство трех элементов –
живого труда, средств труда и предметов труда.
Средствами труда служат все те вещи, при помо- щи которых человек воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. К средствам труда отно- сятся прежде всего орудия труда, а также произ- водственные здания, склады, транспортные сред- ства и др. Орудиями труда в торговле являются тор- говые машины, аппараты, различное торгово- техно- логическое оборудование,
К предметам труда в технологических процессах относятся находящиеся в обращении товары, тара.
Технологические процессы являются объектом изучения специальной дисциплины – организация и технология торговли, важнейшая задача которой за- ключается в научной организации взаимодействия орудий и предметов труда с рабочей силой, с тем чтобы рационально использовать, с одной стороны,
живой труд, а с другой – вещественные элементы тру- да, т. е. орудия и предметы труда.
Помимо коммерческих и производственных про- цессов в торговле выполняются так называемые до- полнительные торговые услуги, поскольку осуще- ствление актов купли-продажи товаров обрастает разнообразными операциями по обслуживанию по- купателей. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги по своей сущности становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставка товаров на дом, установка купленных технически сложных товаров на дому у по- купателей, прием заказов у покупателей и др.).
По своему функциональному содержанию допол- нительные торговые услуги могут быть отнесены как к технологическим, так и к коммерческим процессам.
9
УЧЕБНЫЙ КУРС