Файл: Курсовая работа тема Учет списания, продажи и прочего выбытия основных средств Разработал Студент экэк220.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 962

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный университет путей сообщения
(ФГБОУ ВО УрГУПС)
Факультет: Экономики и управления Кафедра Экономика транспорта КУРСОВАЯ РАБОТА Тема Учет списания, продажи и прочего выбытия основных средств Разработал Студент
ЭКэк-220
10.05. Оганян АС. студент) группа) подпись) дата)
(ф.и.о.) Проверил
д.э. н, профессор
Конышева Е.В. должность, звание) подпись) дата)
(ф.и.о.) Екатеринбург
2022

2 Содержание Введение ................................................................................................................... 3 Учет выбытия основных средств .................................................................... 5 Теоретический аспект понятия основные средства ................................ 5 1.2 Операции выбытия основных средств в бухгалтерском учете .............. 10 1.3 Особенности налогового учета основных средств .................................. 14 Практическая часть ......................................................................................... Заключение ............................................................................................................ Список использованной литературы ................................................................... Приложения ........................................................................................................... 26

3 Введение Производственно
– хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. В качестве основных фондов выступают средства труда и материальные условия процесса труда. Средства труда – это станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. па материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие. Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам. Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения, поэтому целью данной работы является изучение нормативной законодательной базы по учету основных средств, определение основных операций по выбытию основных средства также отражение выбытия основных средств в бухгалтерской отчетности организаций. В этом и заключается актуальность данной работы. Объектом исследование выступает – бухгалтерский учет. Предмет – учет выбытия основных средств. Цель курсовой работы заключается в определении порядка учета выбытия основных средств.


4 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
1. Изучить теоретический аспект понятия основные средства.
2. Рассмотреть виды операций выбытия основных средств в бухгалтерском учете.
3. Описать особенности налогового учета основных средств. В работе были использованы такие методы как
1. Сбор.
2. Анализ.
3. Синтез. Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученной информации не только студентами, но и бухгалтерами на предприятиях. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

5
1. Учет выбытия основных средств
1.1 Теоретический аспект понятия основные средства Все знают, что основные средства или ОС – это имущество недвижимость, оборудование, техника и т.д.), которое организация использует более 12 месяцев. Вместе стем, критерии признания объекта основным средством отличаются в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли. С 2022 г. основные средства учитываются в бухучете в соответствии с
ФСБУ 6/2020 Основные средства (утв. Приказом Минфина от 17.09.2020 № н. Согласно положениям этого стандарта ОС – это активы, обладающие одновременно несколькими признаками (п. 4 ФСБУ 6/2020):
- имеют материально-вещественную форму
- предназначены для использования при производстве и/или при продаже продукции, товаров, при выполнении работ, оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления заплату во временное пользование, для управленческих нужд. А если речь идет о некоммерческой организации, то объект используется для достижения целей, ради которых создана организация
- планируется, что активы будут использоваться более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев
- активы способны приносить организации экономические выгоды в будущем. А в некоммерческой организации активы призваны обеспечить достижение поставленных при создании этой организации целей. Нормативно лимит стоимости ОС не установлен. Но каждая организация вправе установить его самостоятельно исходя из принципа существенности. К примеру, организация может установить лимит стоимости 100 000 руб. И все

6 активы, обладающие вышеперечисленными признаками, но стоимостью менее
100 000 руб. списывать сразу на расходы текущего периода. Однако такое решение нужно закрепить в учетной политике (п. 5 ФСБУ 6/2020). Не являются основными средствами капитальные вложения (они учитываются в соответствии с самостоятельным ФСБУ 26/2020 (утв. (утв. Приказом Минфина от 17.09.2020 № на также долгосрочные активы к продаже (п. 6 ФСБУ 6/2020). Бухгалтерский учет капитальных вложений в основные средства рассмотрен в отдельной консультации. Поступление основных средств отражают в бухучете следующими проводками [4]:
- дебет счета 08 – кредит счета 60 (76, 20 и т.д.) – собираются все затраты, связанные с поступлением или созданием ОС. Затраты отражают на основании накладной продавца или же внутренних документов организации (при создании ОС
- дебет счета 01 – кредит счета 08 – отражают признание объекта основным средством. Причем для признания объекта основным средством необязателен его ввод в эксплуатацию. Достаточно того, что объект готов к эксплуатации, то есть завершены капитальные вложения в объект (п. 18 ФСБУ 26/2020). Некоторые организации оформляют отдельный акт о вводе в эксплуатацию для внутреннего управленческого учета. Если организация является плательщиком НДС, то входной НДС по ОС принимается к вычету после отражения объекта на счете 08 при соблюдении всех условий для вычета (Письмо Минфина от 19.07.2019 № 03-07-11/54587). После принятия объекта к учету определите [6]:
- срок полезного использования ОС. Это срок, в течение которого стоимость объекта ОС переносится на себестоимость продукции, работ, услуг в результате начисления амортизации. В бухучете организация


7 сама устанавливает СПИ, ориентируюсь на ожидаемый период эксплуатации объекта, ожидаемый физический и моральный износа также планы по замене и модернизации основных средств (п. 9 ФСБУ
6/2020);
- ликвидационную стоимость объекта. Это предполагаемая стоимость объекта ОС по окончании СПИ, из которой вычтены затраты на выбытие объекта (например, на утилизацию) (п. 32 ФСБУ 6/2020). Если, по вашему мнению, ОС ничего не будет стоить в конце срока полезного использования (или же ожидаемая к поступлению сумма несущественна, то примите ликвидационную стоимость равной 0. Далее по объекту ОС на последнее число каждого месяца начисляется амортизация [3]:
- дебет счета 20 (23, 25, 26, 91) – кредит счета 02 – начислена сумма ежемесячной амортизации. Отметим, что начисление амортизации ОС по новому ФСБУ 6/2020 начинается (п. 33 ФСБУ 6/2020):
- или с даты признания ОС в бухучете;
- или с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС. Ненужно начислять амортизацию, в частности, последующим объектам п. 28 ФСБУ 6/2020):
- инвестиционная недвижимость, оцениваемая по переоцененной стоимости. Это недвижимость, предназначенная для предоставления заплату во временное пользование и/или для получения дохода от прироста стоимости (п. 11 ФСБУ 6/2020);
- объекты, потребительские свойства которых со временем не меняются земля, объекты природопользования и т.д.). Начислять амортизацию по ОС в бухучете можно тремя способами (п.
35, 36 ФСБУ 6/2020):

8
- линейным
- способом уменьшаемого остатка
- пропорционально количеству выпущенной продукции.
Подробно бухгалтерский учет основных средств в соответствии с новым ФСБУ 6/2020 рассмотрен в отдельной консультации. В балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости. Балансовая стоимость ОС – это разница между первоначальной стоимостью объекта, начисленной амортизацией и признанным обесценением объекта (п.
25 ФСБУ 6/2020). Под основными средствами для целей налогообложения прибыли понимается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. То есть это имущество не потребляется в процессе производства, как это происходит с сырьем и материалами, и не продается как товар. Срок использования основных средств – более 12 месяцев. При этом первоначальная стоимость ОС должна быть более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ. Как видим, в качестве ОС признается тоже имущество, что ив бухучете, но есть строгий стоимостной критерий. Первоначальная стоимость объекта ОС – это сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение объекта до пригодного состояния (п. 1 ст. 257 НК РФ. Если организация хочет упростить себе жизнь и сблизить бухгалтерский и налоговый учет, то имеет смысл в бухучете установить такой же лимит стоимости ОС как ив налоговом учете – 100 000 руб. Отметим, что объекты стоимостью менее 100 000 руб. не являются для целей налогообложения основными средствами. Поэтому расходы на такие объекты можно признать в качестве материальных. Исписать их можно или единовременно при вводе объекта в эксплуатацию, или в течение нескольких


9 отчетных периодов с учетом срока использования объекта (подп. 3 п. 1 ст. 254
НК РФ. Стоимость ОС для целей налогообложения переносится на расходы также через амортизацию. Некоторые объекты амортизировать нельзя. Это, в частности (п. 2 ст. 256
НК РФ) [7]:
- земля и иные объекты природопользования
- имущество некоммерческих организаций
- имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования
- объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства и т.д.);
- печатные издания и произведения искусства. Напомним еще одно отличие налогового учета от бухгалтерского. Так, в бухгалтерском учете основные средства подлежат переоценке по мере изменения справедливой стоимости объекта. А вот в налоговом учете такого понятия как переоценка не существует. Поэтому, даже если в бухучете был проведен пересмотр стоимости объекта, дооценка или уценка не являются доходом или расходом для налога на прибыль. Налоговая стоимость ОС в результате переоценки не меняется. В налоговом учете срок полезного использования ОС устанавливается строго в соответствии с Классификацией основных средств (утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1). Найти нужный объект ОС можно по наименованию или по коду ОКОФ. При этом при выборе СПИ реальный срок службы объекта, ожидаемый срок эксплуатации и прочие показатели значения не имеют. Объекты ОС в Классификации собраны по амортизационным группам. Для каждой амортизационной группы установлены минимальный и максимальный срок полезного использования.

10 Например, для второй группы установлен СПИ свыше 2 лети до 3 лет включительно. Если хотите побыстрее перенести стоимость ОС на расходы, то установить СПИ равным 25 месяцев (2 года * 12 месяцев + 1 месяц. Если цель обратная – растянуть списание стоимости объекта на подольше, то примите СПИ равным 36 месяцам. Для целей налогообложения прибыли амортизация рассчитывается (п. 1 ст. 259 НК РФ) [7]:
- линейным способом
- нелинейным способом. Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации объекта (п. 4 ст. 259 НК РФ. Амортизация начисляется на последнее число каждого месяца. Еще одно отличие налогового учета ОС от бухгалтерского – это возможность применения амортизационной премии. В определенных случаях можно единовременно при вводе объекта в эксплуатацию списать в расходы от 10% до 30% включительно первоначальной стоимости объекта (п. 9 ст. 258
НК РФ.
1.2 Операции выбытия основных средств в бухгалтерском учете Порядок, регулирующий выбытие ОС, отражен в ч. 5 ПБУ 6/01. В соответствии с указанной нормой выбытие может быть обусловлено следующими причинами [4]:
- реализация
- износ моральный или физический
- ликвидация вследствие аварии, стихийного бедствия и пр
- другие причины, приведенные в п. 29 ПБУ 6/01. Любое выбытие ОС необходимо подкрепить следующими документами
- ОС (исключая автомобили


11
- ОС-4а (для автомобилей
- ОС-4б (для группы ОС, исключая автотранспорт. В соответствии с приказом Минфина РФ Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению от 31.10.2000 № н для отражения операций по выбытию ОС к счету 01 Основные средства открывается субсчет Выбытие основных средств. Это позволяет сформировать остаточную стоимость по выбывшему ОС на отдельном субсчете, а далее отразить ее в расходах на счете 91 Прочие доходы и расходы. Независимо от причины выбытия ОС проводки (записи по списанию первоначальной стоимости и амортизации) будут аналогичными [8]:
- Дт 01 Выбытие Кт ОС - перенесена насчет выбытия первоначальная стоимость ОС.
- Дт 02 Кт 01 Выбытие - списана амортизация. При этом сформированная на счете Выбытие остаточная стоимость будет списываться в дебет счетов, соответствующих характеру произведенных операций, например
- реализация, ликвидация, износ Дт 91.2 Кт Выбытие
- вклад в УК: Дт 76 Кт Выбытие
- выбытие актива по причине недостачи Дт 94 Кт Выбытие. В первую очередь, любое выбытие ОС нужно оформить документально и указать в документах все подробности операции. При износе ОС оформляется акт на списание, который подписывают члены специально созданной комиссии. Для оформления выбытия ОС есть унифицированные формы актов. Основная форма — ОС, она подходит для подавляющего большинства ОС. Если нужно списать автомобиль, используют акт ОС-4а. Для группового списания ОС применяют форму ОС-4б. Списание ОС в результате физического или морального износа

12 Износ может быть физическим — сюда можно отнести выход из строя техники в связи с длительным сроком использования. Износ может быть моральным — например, часто устаревают компьютерные технологии, поэтому компании списывают морально устаревшие компьютеры и заменяют их на современные. Списание ОС по причине износа фиксируют проводками Дебет 01 субсчет Выбытие Кредит 01 — списана первоначальная стоимость Дебет 02 Кредит 01 субсчет Выбытие — списана начисленная амортизация Дебет 91 Кредит 01 субсчет Выбытие — списана остаточная стоимость. Основные средства также могут выбыть в результате продажи. Например, можно реализовать морально устаревшие ОС. Или, например, компания решит обновить оборудование в цехе и сначала реализует станки, которые имеют физический износа затем на вырученные средства закупит новое оборудование. При реализации основного средства важно верно оформить все документы и сделать правильные проводки. Продажу ОС принято оформлять с помощью актов ОС или ОС [4]. Пример. ОАО «МТЗ» продает автомобиль Opel. Амортизация по Opel составляет 231 000 рублей. Первоначальная стоимость машины Opel — 783 000 рублей, остаточная — 552 000 рублей (783 000 — 231 000). Цена продажи
Opel установлена в размере 512 000 рублей. Бухгалтер ООО «МТЗ» сделал проводки
- Дебет 62 Кредит 91 — 512 000 — выручка от продажи Opel;
- Дебет 91 Кредит 68 — 78 101,69 — НДС с выручки от продажи Opel (512 000 х 18/118);
- Дебет 01 субсчет Выбытие Кредит 01 — 783 000 — списана первоначальная стоимость Opel;