Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
1.1 Характеристика понятия «оперативно-розыскное мероприятие»
1.2 Признаки оперативно-розыскного мероприятия
1.3 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2. Общая характеристика и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Общая характеристика видов оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.3 Проблемные аспекты проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий
-организация и тактика оперативно-розыскного мероприятия в соответствии с законом о ОРД составляет государственную тайну. Это означает, что приемы, методы, способы проведения оперативно-розыскного мероприятия, составляющие тактику, а также порядок, организация такого мероприятия, не подлежат оглашению.
-цель оперативно-розыскного мероприятия должна отвечать требованиям морали и нравственности. Это вытекает из духа Закона о ОРД, из сущности такой деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие проводится в целях обеспечения безопасности общества и государства, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств.
Таким образом, только в этих, без сомнения, моральных и нравственных целях проводится мероприятие. Мы специально подчеркиваем, что имеем в виду именно цель оперативно-розыскного мероприятия. Мораль и нравственность - категории философские.
И в научном мире дискуссионные вопросы о том, насколько морально или нравственно прослушивание телефонных переговоров, чтение чужих писем, интерес к личной жизни даже из благих намерений. Вместе с тем, с учетом важности целей оперативно-розыскного мероприятия, такие действия иногда необходимы. Моральность и нравственность оперативно-розыскного мероприятия отличают его от схожих действий иных лиц (например, частных сыщиков), проводящих, опрос не в целях борьбы с преступностью, а в личных интересах.
1.3 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
В соответствии со статьей 7 Закона о ОРД основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: [4]
Наличие возбужденного уголовного дела.
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
-признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния,
- о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- о действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
-о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств согласно международным договорам Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
-о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
-о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
-об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
-по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
-о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
- о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт. При этом необходимо наличие достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности.
Кроме того, в целях осуществления борьбы с коррупцией, органы, осуществляющие ОРД, при наличии соответствующего запроса в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:
- достоверности и полноте сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение:
-государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
-государственных должностей субъектов Российской Федерации;
-должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
-должностей федеральной государственной службы;
-должностей государственной гражданской службы субъектов российской Федерации;
-должностей муниципальной службы;
-должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде российской Федерации, Фонде социального страхования российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых российской Федерацией на основании федеральных законов;
-отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
- достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими указанные выше должности, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.
- соблюдении лицами, замещающими указанные должности, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом «о противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов российской Федерации. В случае если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.
- достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.
Для проведения оперативно-розыскных мероприятий достаточно любого из перечисленных оснований. то есть, возможности органов, осуществляющих орд, для начала проведения мероприятий достаточно широки. При этом, помимо указанных в Законе об орд юридических оснований, для мероприятий необходимы также и фактические основания - выработанная практикой совокупность сведений о событиях или действиях, входящих в предмет орд. Фактические основания можно также определить, как достаточность данных для проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. [11, С. 35]
Из содержания статьи 7 Закона о ОРД видно, что она не описывает подробным образом указанные в ней основания, а требует использовать их с учетом других законов и подзаконных актов российской Федерации, а также международных договоров. Например, Закон о ОРД предусматривает как минимум три основания, применение которых возможно с учетом требований УПК РФ. К таким основаниям относятся: наличие возбужденного уголовного дела; получение сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; поручение следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Уголовно-процессуальная проверка сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренная статьей 144 УПК РФ (или доследственная проверка), основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий не является. однако не выдерживает критики высказываемое мнение о том, что по поступившим материалам по признакам преступления в ходе доследственной проверки запрещено проведение оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем статью 7 Закона об ОРД предлагается дополнить новым указанным основанием [3]. Ведь именно в ходе названной проверки поступают сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. А получение такой информации является самостоятельным основанием для осуществления ОРД, в том числе проведения мероприятий. иными словами, в ходе доследственной проверки в порядке статьи 144 УПК РФ указанные мероприятия могут проводиться по такому основанию как: «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». [3]
Самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы органов, осуществляющих ОРД. Это связано с тем, что в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о ОРД, органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, призваны решать свои задачи исключительно в пределах полномочий. Такое требование закона автоматически порождает необходимость взаимодействия указанных органов между собой. Запросы могут предусматривать перспективу совместных или согласованных действий органов, осуществляющих ОРД, либо обмен информацией, представляющей взаимный интерес для различных ведомств, например, касающейся контрабанды, наркобизнеса, организованной преступности и др. Запросы должны оформляться в письменном виде и содержать необходимые для проведения мероприятий основания, указанные в статье 7 Закона о ОРД. [4]
В запросе должен содержаться объем информации, достаточный для получения разрешения судьи на проведение некоторых мероприятий. Это необходимо, если требуется проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, например, на тайну почтовых отправлений. Впрочем, судебное решение можно получить и по месту нахождения органа, ходатайствующего о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Тогда судебное решение направляется для исполнения вместе с запросом.
Запросы органов разной ведомственной принадлежности, осуществляющих ОРД, направляются в порядке, предусмотренном совместными приказами или межведомственными соглашениями. Запросы отраслевых или территориальных органов одного ведомства исполняются в соответствии с установленными в этом ведомстве внутренними приказами. и если межведомственных приказов относительно немного, то количество внутренних приказов постоянно растет. [7, С. 53]
Другим видом запроса, выделенным законодателем в самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, является запрос международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Отметим содержательное исследование Я.М. Бельсона, посвященное международному взаимодействию правоохранительных органов.
Обязательным условием для исполнения подобных запросов является соответствие их международным договорам Российской Федерации. В данном случае под международным договором понимаются межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о борьбе с преступностью, а также договоры об оказании правовой помощи. Примером таких международных договоров может быть «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», действующая среди стран - участников Содружества Независимых Государств.
Одной из международных организаций, работающей на основе межведомственных международных соглашений, следует считать Интерпол, основной задачей которого является обеспечение широкого взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с аналогичными органами государств - членов Интерпола в борьбе с преступностью. Солидное исследование названных вопросов провел В.М. Егоршин.
В самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий законодатель выделил ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела: