Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
1.1 Характеристика понятия «оперативно-розыскное мероприятие»
1.2 Признаки оперативно-розыскного мероприятия
1.3 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2. Общая характеристика и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Общая характеристика видов оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.3 Проблемные аспекты проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий
В деле «Лагутин и другие против Российской Федерации» ЕСПЧ отметил, что уклонение от эффективной судебной проверки довода о подстрекательстве, которое повлекло установление нарушения в настоящем деле, по существу связано со структурным уклонением российской правовой системы от обеспечения гарантий против злоупотреблений в ходе проведения проверочных закупок. Европейский суд уже выявлял структурный характер проблемы, указывая, что в отсутствие ясной и предсказуемой процедуры санкционирования проверочных закупок и оперативных экспериментов система была в принципе неадекватной и располагающей к злоупотреблениям. В заключение сделан вывод, что ситуа-ция в принципе требует принятия мер общего характера государством- ответчиком (п. 106 решения по делу).
Стоит отметить, что в российском обществе нет единого мнения относительно справедливости решений ЕСПЧ, а часть общественности обвиняет ЕСПЧ в слишком большой политической составляющей. Так, согласно интернетопросу, проведенному в 2014 г. на сайте «pravo.ru» по вопросу «Нужно ли России покинуть юрисдикцию ЕСПЧ», 28 % респондентов (3234 голосов) ответили «Да, Страсбургский суд стал выносить политизированные решения», 27 % респондентов (3052 голосов) ответили: «Возможно, но первую очередь нужно создать адекватный национальный механизм защиты прав» [8].
Между тем, пока Российская Федерация находится в юрисдикции ЕСПЧ, решения последнего должны подлежать исполнению. В то же время некоторые требования ЕСПЧ уже нашли свое отражение в решениях отечественных судов. Так, ранее упоминались требования к оценке результатов проверочной закупки, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
Данные требования должны найти свое отражение в законодательстве, регулирующем оперативно-розыскную деятельность. В первую очередь это должно коснуться регламентации оснований для проведения данного ОРМ. В ФЗ об ОРД могут быть включены требования о достоверности имеющейся информации и необходимости проверки первичной информации перед проведением проверочной закупки.
Логичным будет вопрос о том, кто должен осуществлять проверку полноты имеющихся оснований и санкционировать проведение проверочных закупок.
В позициях ЕСПЧ по делу «Веселов и другие против Российской Федерации», «Лагуткин и другие против Российской Федерации» содержится призыв перейти от ведомственного к судебному либо прокурорскому санкционированию. В частности, согласно обзору ЕСПЧ, проведенному в ходе рассмотрения дела «Веселов и другие против Российской Федерации», в странах, находящихся в юрисдикции ЕСПЧ кроме России только в Ирландии и Великобритании осуществляется ведомственное санкционирование проверочных закупок. В других странах данную функцию выполняют судебные органы (Болгария, Хорватия,
Эстония, Лихтенштейн, Польша, Словения, Турция), а также прокуратура (Австрия, Бельгия). В некоторых странах (Румыния, Чехия, Германия, Франция, Литва, Македония, Португалия, Испания, Италия) санкционирование носит смешанный характер - осуществляется либо судом, либо прокурором в зависимости от стадии проверки, участников проверочной закупки и других обстоятельств.
При этом орган, принявший решение о проведении проверочной закупки зачастую проверяет не только ее основание, но и ход ведения, осуществляет периодическую оценку полученных результатов.
Полагаем, что в случае заимствования европейского опыта для России наиболее приемлемым будет система судебного санкционирования проверочных закупок. Наше мнение основывается на том, что судебные органы уже располагают опытом санкционирования ряда ОРМ (обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи). В то же время полномочия прокуратуры по санкционированию ОРМ были исключены в связи с отменой Закона РФ от 13.03.1992 № 2506-1 «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации».
В то же время мы считаем, что простое введение системы судебного санкционирования может не привести к желаемым результатам. Так, в частности, Петрухиным И. уже отмечалась неэффективность судебного контроля за ОРД, в том числе при санционировании ОРМ. В качестве аргумента в пользу своего мнения данный автор приводит излишне завышенные показатели удовлетворенных судом ходатайств о проведении ОРМ (в некоторых случаях доля таких ходатайств приближалась к 100 %) [20]. Данное обстоятельство может свидетельствовать о неполном рассмотрении судом представленных ходатайств.
Таким образом, мы полагаем, что эффективная система противодействия провокациям при проведении проверочных закупок может существовать и при ныне действующем ведомственном санкционировании с некоторым его совершенствованием. На наш взгляд, для этого необходимо более детальное регламентирование оснований для проведения ОРМ в отечественном оперативно-розыскном законодательстве, а также разработка процедуры судебной оценки оснований для проведения ОРМ на стадии рассмотрения уголовного дела, возбужденного по результатам проведенного ОРМ.
Заключение
Под оперативно-розыскным мероприятием следует понимать одну из составных частей оперативно-розыскной деятельности.
Для формулирования определения оперативно-розыскного мероприятия на основе анализа имеющегося научного материала и собранного практического опыта нами выделены отличительные признаки мероприятия, а именно:
- оперативно-розыскное мероприятие является одной из составных частей оперативно-розыскной деятельности.
-оперативно-розыскное мероприятие подразумевает деятельность государственных органов.
-оперативно-розыскное мероприятие могут проводить государственные органы и их должностные лица, прямо указанные в Законе об ОРД.
-оперативно-розыскное мероприятие прямо, непосредственно направлено на решение целей и задач ОРД.
-оперативно-розыскное мероприятие проводится только при наличии оснований и условий, прямо указанных в Законе об ОРД.
-организация и тактика оперативно-розыскного мероприятия в соответствии с законом об ОРД составляет государственную тайну.
-цель оперативно-розыскного мероприятия должна отвечать требованиям морали и нравственности.
В соответствии со статьей 7 Закона об ОРД основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
Наличие возбужденного уголовного дела.
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
-о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших;
-о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
-о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
-о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Характеристика самих оперативно-розыскных мероприятий дана в главе 2 курсовой работы.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
- Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 29.05.2019г.)//Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) //Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"//Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера¬ции в связи с совершенствованием государственного управления в области противодей¬ствия экстремизму: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ // Собрание законодатель¬ства РФ. 2007. № 31. Ст. 4008
- Брэйди Н. Использование результатов оперативно-розыскных меро-приятий в уголовном процессе в свете решений ЕСПЧ по жалобам в отношении Российской Феде¬рации // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 5. С.30
- Воронцов С.А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи. Власть. 2016. № 9. С. 52-55
- Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник. 3-е изд. - М.: Зерцало, 2017.-211с.
- Захарцев С.И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий: Дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 2014.-201с.
- Кваша Ю. Ф., Матвеев С. Е., Сурков К. В. Оперативнорозыскная деятельность органов внутренних дел. Словарь-справочник. - Новгород - Москва, 2015-255.с.
- Нагиленко Б.Я., Вандышев А.С. Теория оперативного поиска: В кн. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ре. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М.: ИНФРА-М,- 2015.—446с.
- Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло. - СПб, Изд-во Лань, 2017.-172с. .
- Петрухин И. Об эффективности судебного контроля за следствием и оперативно-розыскной деятельностью // Уголовное право. 2017. № 2 .-С. 10-18
- Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - М.: Зерцало, 2014.-301с.
- Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М., 2018.- 448 с.
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»:научно-практический комментарий / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Бахты; Дальневосточ¬ный юрид. ин-т МВД РФ. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД РФ, 2018.-108с.
- Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. - М.:Норма, 2017.-145с.