Файл: Вопросы Понятие налоговой системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Теория налогообложения
Вопросы:
1. Понятие «налоговой системы».
2. Виды налогов и сборов, их классификация.

1. Понятие «налоговой системы».

Налоговая система – это совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке; методов налогообложения; сбора и использования налогов, а также налоговые органы государства.

Экономические показатели:
1. Налоговая нагрузка (гнет, бремя) – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества.
2. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
3. Соотношение прямого и косвенного налогообложения.
4. Структура прямых налогов.

Политико-правовые показатели
Существуют три варианта соотношения компетенций:
1) "Разные налоги» – это полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает полный перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;
2) "Разные ставки" - это введение центральной властью закрытого перечня налогов, а органы власти на местах определяют конкретные элементы в установленных пределах;
3) "Разные доходы" - суммы уже собранного налога делятся между бюджетами различных уровней.

Структурные элементы
налоговой системы

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК
РФ).
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (ст. 8 НК РФ).
Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства (ст. 333.16
НК РФ).


Метод налогообложения - порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы. В теории известны четыре метода налогообложения:
1) Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.
2) Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога.
3) Прогрессивный. С ростом налоговой базы растёт ставка налога.
4) Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.

Методы взимания налогов:
1) самообложение
- уплата,
согласно заполняемой налогоплательщиком декларации. Корпорации и физические лица сами подсчитывают сумму налога после вычета всех налоговых скидок, заполняют декларацию о налогах и после проверки ее инспектором платят налоги;
2) оценочные платежи: в течение года по мере поступления выручки хозяйствующие субъекты оценивают свои налоговые обязательства и периодически выплачивают налоги. Окончательный расчет с налоговой службой происходит по итогам года;
3) изъятие у источника: налог с заработной платы удерживается во время ее выплаты, НДС - в момент продаж и т.п. Эти налоги легче всего собирать, так как они взимаются автоматически.

Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему
РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей (в случаях, установленных законодательством). К таким органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также его территориальные органы.

2.Виды налогов и сборов, их
классификация.

Классификация
налогов и сборов
– это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

По принадлежности к уровню
правления:
- федеральные;
- региональные;
- местные

1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены
Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории
Российской Федерации.


Региональными признаются налоги, которые установлены НК и
законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на
территориях соответствующих субъектов РФ.
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.

Местными признаются налоги и сборы, которые установлены НК
и нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны
к уплате на территориях соответствующих муниципальных
образовании.
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.

Специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в НК.
1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
4) патентная система налогообложения.

2. По способу взимания
налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые
налоги

это налоги,
взимаемые непосредственно с
дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком,
а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
Косвенные налоги – налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем.

Тема 2. Общие положения
налоговой системы РФ
Вопросы:
1. Принципы налогообложения.
2. Функции налогообложения.
3. Элементы налога, их характеристика.

Принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Всю совокупность принципов налогообложения можно разделить на три группы:
1. экономические;
2. юридические;
3. организационные.

1. Экономические принципы:
1.1.
Принцип справедливости
предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
1.2. Принцип эффективности (принцип экономичности)
предполагает установление таких налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно перекрывали затраты государства на его администрирование.
1.3. Принцип соразмерности (кривая Лаффера)
основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков.
1.4. Принцип учета интересов
основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика.
1.5. Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.
Во-первых, множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, что позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков. Более того, труднее избежать различных объектов обложения и уплаты множества налогов, нежели одного объекта и единого налога.
Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку в этом случае обеспечивается относительная гарантированность наполнения бюджетов вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога.


Кривая Лаффера
А. Лаффер продемонстрировал связь между величиной ставок налогов и объема налоговых поступлений, показав, что низкие ставки несут в себе способность не столько текущего уменьшения поступлений, сколько потенциал будущего их увеличения.

2. Юридические принципы
2.1. Принцип нейтральности
предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.
2.2. Принцип установления налогов законами
означает, что любой налог должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта (ст. 12 НК РФ).
2.3. Принцип отрицания обратной силы налогового закона
основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия (ст.5 НК РФ).
2.4. Принцип приоритетности налогового законодательства
нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов (ст. 4 и 6 НК РФ).
2.5. Принцип наличия всех элементов налога в законе
означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога.

Обязательные элементы налога (ст.17 НК)
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога

3. Организационные принципы налогообложения
3.1. Принцип единства налоговой системы
предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст.3 НК РФ).
3.2. Принцип подвижности (эластичности) налогообложения
заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной и иной функции.
3.3. Принцип стабильности
основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, её кардинальное реформирование должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
3.4. Принцип налогового федерализма –
основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.
3.5. Принцип гласности
основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся обязанностей налогоплательщика (ст.32 НК РФ).
3.6. Принцип одновременности обложения
базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом (ст. 38 НК РФ).