ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Административно-правовые нормы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………..………………………………… | 3 |
Глава 1. Общетеоретические основы регулирования административно-правовых норм…………………………………..………………………… | 6 |
1.1.Ключевые критерии построения современного административного права………………………………………………. | 6 |
1.2.Нормы административно-деликтного права в системе российского права и законодательства………………………………….. | 14 |
Глава 2. Практический анализ реализации административно-правовых норм на современном этапе……………………………………………… | 23 |
2.1.Проблематика подходов к кодификации норм административного права……………………………………………….. | 23 |
2.2.К вопросу о применении административно-правовых норм как классического набора средств, необходимого для регламентации публичных управленческих связей……………………………………… | 28 |
Заключение…………………………………..……………………………… | 34 |
Список использованных источников…………………………………….. | 36 |
Введение
Административно-правовые нормы показали себя как самые востребованные на фоне колоссальных перемен отечественной юридической практики. Вместе с тем отметим сразу, что современных, основанных на принципах науки исследований, близких к анализу применения данной разновидности правовых норм, очень мало.
Это критически влияет на ход модернизации административно-правовых законоположений и не благоприятствует преодолению коллизий, свойственных для правоприменительной практики. Сегодня имеет большое значение уяснение обновляющегося образа административно-правовых норм как классического набора средств, необходимого для регламентации публичных управленческих связей.
Итоги выдающихся научных трудов, посвященных общетеоретической материи реализации данного вида правовых норм, представил аудитории в 1949 году С.С. Студеникин, а спустя 25 лет А.П. Коренев. Не умаляя важности научной работы указанных авторов и публикаций В.М. Горшенева, Н.В. Витрука, Б.И. Пугинского, Е.Е. Тонкова, Н.Н. Вопленко и др., необходимо признать наличие дефицита средств доктринального толкования правоприменения в целом и концептуальных суждений о квинтэссенции правовой политики в сфере применения административно-правовых норм, о сущности правоприменительных действий, формирующих узловые этапы в ходе применения административно-правых норм, о тренде в смене обладателей правоприменительных полномочий.
Сложностями, определяющими остроту такого рода размышлений, можно назвать: небывалый подъем инициативности граждан и хозяйствующих субъектов; архаизация действующей нормативно-правовой базы; потребность в осуществлении гармоничной и эффективной деятельности по модернизации и оптимизации применения административного законодательства; многообразие субъектов, обладающих правоприменительной компетенцией, обусловленной универсальностью или разными уровнями в механизме административно-правового регулирования.
С целью обеспечения системности в представленном исследовании, анализу подвергнуты преимущественно три основополагающих блока проблем, исследование которых обладает перспективностью и сохраняет новые возможности в совершенствовании административной правоприменительной работы.
Объектом исследования выступили общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами.
Предметом исследования – особенности административно-правовых норм.
Цель исследования – изучить сущность, особенности административно-правовых норм и выявить проблемы их реализации на современном этапе.
Задачи исследования:
-
рассмотреть ключевые критерии построения современного административного права; -
изучить нормы административно-деликтного права в системе российского права и законодательства; -
указать проблематику подходов к кодификации норм административного права; -
проанализировать особенности применения административно-правовых норм как классического набора средств, необходимого для регламентации публичных управленческих связей.
Методологической основой исследования выступили общенаучные методы познания — это диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, логический, статистический методы. На основании исследования теоретического материала с использованием логического метода были сформулированы выводы. Также методологическую основу работы составили частно-научные методы познания.
Информационную основу исследования составляют труды следующих ученых: Бахрах Д.Н., Труфанов М.Е., Воронов А.М., Гоголев А.М., Нагорных Р.В., Васильева Я.В. и другие.
Нормативно-правовую основу исследования составили нормативные акты, регламентирующие реализацию административно-правовых норм.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе раскрыты современные проблемы реализации административно-правовых норм на современном этапе.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в дальнейшем развитии теоретических и методических основ исследования особенностей административно-правовых норм, что вносит существенный вклад в административное право нашего государства.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общетеоретические основы регулирования административно-правовых норм
1.1.Ключевые критерии построения современного административного права
На сегодняшний день не все критерии построения административного права, изучаемые российскими и зарубежными учеными, поддерживаются современными реалиями общества. Многие из них требуют более тщательного научного и практического подхода к изучению.
Современное административное право России развивается в новых социально-исторических условиях и решает во многом иные задачи чем когда-то решало советское административное право1.
В демократическом правовом государстве оно призвано обеспечивать не только государственное управление, но и предоставление государственных и муниципальных услуг, публичное регулирование и саморегулирование и выступать гарантом прав и свобод граждан.
Современное административное право является самостоятельной юридической категорией, представляющей собой совокупность правил поведения, обеспечивающих реализацию материальных норм административного права, бесспорно являющегося ключевой, базисной отраслью российского права, выступает в качестве самостоятельной отрасли российского права. Такой вывод подтверждает и позиция общей теории права, выдвигающей три юридических признака, характеризующих отрасль в системе российского права.
К ним относятся:
а) наличие собственного предмета регулирования, то есть обособленной группы общественных (правовых) отношений;
б) наличие метода правового регулирования и соответствующий уровень внутренней организации данной группы правовых норм
, выступающей в качестве элемента системы права в целом;
в) способность данной группы норм взаимодействовать с иными отраслями российского права.
Всеми этими признаками обладает и совокупность административных норм, именуемых отраслью административного права. Между тем, разработка новых концептуальных подходов к построению современного понятия административного права России сталкивается с некоторыми проблемами.
Проблемные вопросы, с одной стороны, обусловлены спецификой развития административного права в современной России, с другой стороны, они отражают трудности общего порядка, которые испытывает мировая административно-правовая наука в этом вопросе на протяжении всей истории своего развития.
В силу этого обстоятельная разработка современного административного права неизбежно предполагает необходимость изучения всех критериев его построения.
Критерии построения административного права рассматриваются как признаки, на основании которых оценивается отраслевое действие норм административного права. Критерии представляют собой условия реализации правоотношений, регулируемых нормами административного права, которые исследуются с позиции эффективности нормативного и индивидуального судебного регулирования защиты прав граждан, как совокупность необходимых факторов, при которых действуют нормы права1.
Если условия составляют материальное и нематериальное содержание административно-правовых способов защиты, то критерии являются формой их выражения. Критериям построения административного права уделяется первостепенное значение, поскольку они связаны с видом правоотношения, его структурой и элементами (составом), сферами предпринимательской деятельности и формами защиты (судебной и несудебной). При судебной форме защиты определяется соответствующий вид судопроизводства (предметная компетенция суда (ratione materiae), при несудебной – объем полномочий административных контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц.
Несоблюдение критериев выбора приводит к существенным нарушениям и негативным правовым последствиям, при которых становится невозможной защита нарушенного гражданского права, поскольку не соблюдается порядок (процедура, процесс) обращения и его рассмотрения. Например, в случае несогласия субъекта малого и среднего предпринимательства с решением (приказом) антимонопольного органа выбор административно-правового способа защиты осуществляется в соответствии с видом административного правоотношения, возникающего в сфере торговой, производственной, инвестиционной и иной предпринимательской деятельности на товарных рынках, при закупке товаров, работ услуг.
Изучив критерии системного подхода в построении административного права, стоит сделать вывод, что системный подход, интегрирующий односторонние подходы к пониманию административного права, при всех его достоинствах не решает в полной мере проблемы разработки его универсального определения.
Основные расхождения в формулировках внешне однородных определений административного права обусловлены как изменяющимся содержанием самого этого права, так и качественными изменениями в организации и функционировании публичной администрации в конкретно-исторических условиях развития той или иной страны1.
Это предопределяет невозможность концептуального монизма и обусловливает ориентацию на плюрализм как синкретический подход, объединяющий в той или иной комбинации, наряду с классическими критериями, иные теоретически значимые подходы к пониманию административного права как целостного явления во всем многообразии его сторон.
Этот синкретический подход может быть обозначен также как комбинированный или комплексный. Вместе с тем системный подход характеризуется концептуальной целостностью определений административного права в рамках границ, задаваемых использованием трех основных классических критериев. Эти критерии определяют сферу применимости рассмотренных определений (при всех их нюансах) к административному праву, понимаемому как управленческое право, то есть, право, регулирующее управленческое воздействие субъекта на управляемый объект
Таким образом, представленные критерии построения административного права являются сформированными и устоявшимися доктринальными подходами, которые подвергаются постоянной модернизации и развитию. В ходе кардинальных социально-экономических изменений в России последних десятилетий происходит процесс пересмотра и модернизации теории отрасли современного российского административного права.
Обобщая изложенное, следует предложить следующий подход к изучению критериев построения современного административного права. Во-первых, следует отметить потребность научно-теоретического обоснования административного права, исходя из функциональной характеристики научной теории, опираясь на ценностный, сущностный и познавательный концепты научно-теоретического обоснования отрасли административного права.