Файл: Административноправовые нормы оглавление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, административно-правовая теория должна обслуживать прагматическое предназначение отрасли как регулятора публично-управленческих общественных отношений. В совокупности критерии и условия обеспечивают выбор надлежащего (правильного, мотивированного) способа защиты.

Итак, стоит сделать вывод, что в отдельности каждый критерий или условие представляют собой определенную процедуру, соблюдение которой обеспечивает полноту восстановления нарушенного (оспариваемого) права.

Критерии и условия применимы ко всем административно-правовым способам защиты независимо от действия во времени и источника законодательного закрепления.

1.2.Нормы административно-деликтного права в системе российского права и законодательства
Административное право входит в число наименее систематизированных и кодифицированных отраслей российской правовой системы, что обусловлено отсутствием теоретического единства в понимании целей, критериев и оснований систематизации.

Многочисленные попытки теоретического решения этой важнейшей государственной задачи, к сожалению, не привели к ощутимому результату на практике и не позволили до настоящего времени нормативно закрепить состав и структуру административного законодательства. Одной из ключевых проблем в этой области является определение места норм об административных правонарушениях в системе административного права и, соответственно, места источников норм, регулирующих сферу административных правонарушений в системе административного законодательства и подзаконного регулирования.


В этой связи большое внимание уделяется таким разновидностям административных деликтов, как неправомерные действия в государственных органах или учреждениях и невыполнение либо ненадлежащее выполнение служебных обязанностей должностными лицами.

В этой связи административный деликт не может рассматриваться как синоним административного правонарушения и тем более отождествляться с ним, а должен пониматься как любой вред, причиняемый общественным отношениям в сфере публичного управления различными субъектами административного права, в том числе вред, причиненный действиями или бездействием органов и должностных лиц публичной администрации.

Таким образом, стоит сделать вывод, что такое видение административного деликта и, соответственно, административно-деликтного права и законодательства позволяет создать необходимые предпосылки для дальнейшего теоретического обоснования и практического воплощения правозащитной функции административного права, которая наряду с управленческой и охранительной функциями послужит основой для построения новой демократической модели российского административного права в рамках современной доктрины административного конституционализма.


Глава 2. Практический анализ реализации административно-правовых норм на современном этапе
2.1.Проблематика подходов к кодификации норм административного права
Представления о праве, путях совершенствования законодательства неразрывно связаны с выработкой наиболее оптимальных форм организации нормативного материала в соответствующей сфере правового регулирования. В этих целях используются апробированные в теории права и законодательной практике такие формы как систематизация, инкорпорация и кодификация. Последняя представляет особый интерес в контексте исследования организации норм в рамках отдельных отраслей права.

Доктринальные идеи кодификации норм административного права формировались в трудах ученых многих поколений. Весомый вклад в данную проблематику внес Алексей Прокофьевич Коренев – видный ученый-административист, чьи взгляды способствовали выработке представлений о путях кодификации норм административного права, предвосхищая выбор моделей многих законопроектов.

Обращение к опыту предшественников представляется важным в настоящее время, когда Россия переживает бум кодификационных работ, которые должны основываться на обстоятельном научном фундаменте. В системе источников права кодексы занимают особое место. Кодекс (лат. codex – собрание законов) – сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные отношения1.

Кодексы – результат кодификационной деятельности законодателя. Причем по своему содержанию, влиянию на правовое регулирование они занимают приоритетное место среди законодательных актов. Кодексы являются продуктом высокоинтеллектуальной деятельности, использующей нормотворческий опыт поколения (поколений). Их роль нередко выходит за рамки действующего законодательства определенного государства2.

Пример тому, Гражданский кодекс Наполеона 1804 года – фундаментальный законодательный акт Франции, действующий до настоящего времени и давший мощный толчок для кодификационного процесса во многих странах мира. Тоже можно сказать и об Уголовном кодекса Наполеона 1810 года, положения которого послужили источником уголовного законодательства многих стран Европы. Не случайно кодексы относят к памятникам права. Следует отметить, что в 35-томном фундаментальном труде «Памятники российского права», издание которого завершено в 2017 году, кодексы занимают значительное место.




Итак, следует сделать вывод, что в настоящее время идет большая работа по подготовке проекта нового Кодекса Российской Федерации об административной ответственности. В Государственной Думе РФ, федеральных органах исполнительной власти, научном сообществе обсуждается широкий круг вопросов, связанных с предметом, структурой и содержанием данного закона, предложены его проекты. Идеи кодификации и нормотворческий опыт должны быть востребованы в третьей кодификации норм об административной ответственности.

2.2.К вопросу о применении административно-правовых норм как классического набора средств, необходимого для регламентации публичных управленческих связей
В современной России заметно изменились доктринальные мнения о миссии административного права в целом и административно-правовых норм в частности, чему сопутствует переосмысление предмета отрасли.

Если учесть, что структура механизма правового воздействия на управленческие отношения обрела современные нормы, направленные:

  1. на регулирование связей, необходимых для оптимизации работы органов федерального, регионального и муниципального уровней управления;

  2. реализацию организационных, координационных и других руководящих решений и сопутствующих им процессуальных действий;

  3. обеспечение национальной безопасности и правопорядка;

  4. регламентацию негативного административно-правового воздействия на критические показатели государственного администрирования либо безответственное отношение к служебным обязанностям.

Можно подчеркнуть, что специфичность действий административного правоприменения продиктована преимущественно:

  • очевидностью сложного полифункционального комплекса эвентуальных участников правоприменительных процедур;

  • обязательностью воплощения волеизъявления органов законодательной власти, в свете трансформации социальных ожиданий современного общества;

  • заинтересованностью государства в совершенных процедурах правоприменения1.

И это позволяет с полной уверенностью опираться на проверенный временем вывод о том, что под применением административно-правовых норм следует понимать − властную, компетентную деятельность специально уполномоченных субъектов, направленную на регулирование в установленном процессуальном порядке поведения участников административно-правовых отношений путем вынесения правоприменительного акта, как правило, определяющего индивидуально-правовые последствия.

Обращение к методам исследования, генерирующим понимание сути объекта познания сквозь призму важнейшего и неизменного, помогло сформировать аналог понятийной модели, предполагающей пропорциональное введение в определение административного правоприменительного акта таких элементов, как «действие − властное предписание − акт-документ». Формальное обоснование качеств данной пропорции заложено в первичности документа, являющегося непосредственной проекцией волеизъявления и предпосылкой для применения властного предписания.

При этом, каким бы образом документ не воспроизводил правоприменительные полномочия должностного лица или государственного органа власти, он продолжает быть документом.

Предписание органа государственной власти не аутентично фиксирующей его процессуальной форме.

В результате использование метода моделирования представило возможность как для формулирования базового определения акта применения административно-правой нормы, так и выделения свойства, не отраженного в представленном определении. Указанная разновидность отраслевых индивидуально-правовых актов обладает эффектом правового генезиса.

Таким образом, стоит сделать вывод, что правоприменение является активным элементом в вопросах совершенствования правотворческой работы компетентных органов государства.

Оно формирует существенные условия, необходимые при воплощении в действительность законодательных решений, способствует акцентированию управленческих задач в кризисных сферах административно-правового регулирования.

Заключение
На основании вышеизложенного стоит сделать следующие выводы:

1.В работе изучены ключевые критерии построения современного административного права. Критерии построения административного права рассматриваются как признаки, на основании которых оценивается отраслевое действие норм административного права. Критерии представляют собой условия реализации правоотношений, регулируемых нормами административного права, которые исследуются с позиции эффективности нормативного и индивидуального судебного регулирования защиты прав граждан, как совокупность необходимых факторов, при которых действуют нормы права.

2. Рассмотрены нормы административно-деликтного права в системе российского права и законодательства. В российской правовой системе важное место занимают нормы административного права, регулирующие широкий спектр различных общественных отношений. Они определяют пределы надлежащего, допустимого или рекомендуемого поведения людей, режим работы органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и профсоюзов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права определяют правовой режим отношений между субъектами государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Важное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также методы обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.


3. Охарактеризована проблематика подходов к кодификации норм административного права. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и КоАП РСФСР явились образцом концептуального и предметного создания подотрасли административного права и административного законодательства.

Принятый в декабре 2001 года КоАП РФ упорядочил разрозненность и противоречивость действующих норм законодательства РФ об административных правонарушениях и реализовал избавление от многих устаревших норм, ликвидировал в сфере административного законодательства указное право.

Юридическая наука признала обособленность административно-деликтных норм, но по настоящее время статус их определен неоднозначно. Указанное явление диктует целесообразность продолжения изучения данной темы.

4. Выявлены особенности применения административно-правовых норм как классического набора средств, необходимого для регламентации публичных управленческих связей.

специфичность действий административного правоприменения продиктована преимущественно:

  • очевидностью сложного полифункционального комплекса эвентуальных участников правоприменительных процедур;

  • обязательностью воплощения волеизъявления органов законодательной власти, в свете трансформации социальных ожиданий современного общества;

  • заинтересованностью государства в совершенных процедурах правоприменения.


Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 14.03.2020 г.) // текст опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2020 г., в «Российской газете» от 4 июля 2020 г. № 144 .

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) Текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2001 г. N 256, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1, в "Парламентской газете" от 5 января 2002 г. N 2-5


Учебная литература

  1. Бахрах, Д.Н. Административное право. / Д.Н. Бахрах. – Москва, 2017. – 800 с.

  2. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. Очерк теории. М.: Юридическая литература, 1976. - 215 с.

  3. Памятники российского права. В 35 т.: учебно-научное пособие /под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. Р.Л.Хачатурова. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 313 с.

  4. Попугаев Ю.И. О своеобразии административно-деликтного законодательства // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 27 марта 2020 года / под общ. ред. А.И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. C. 291-295.

  5. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. – Юрид. лит., 1964. – 44 с.

  6. Труфанов М.Е. Содержание административной правоприменительной политики // Актуальные проблемы современного российского права: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. (Невинномысск, 21-22 мая 2015 г.). – Невинномысск: НГГТИ, 2015. Ч. 1. - 39 с.

  7. Труфанов М.Е. Теория административного правоприменительного акта. – Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2018. – 194 с.

  8. Шахрай С.М. Административное право России: учебник для вузов. М., 2001. 576 с.