Файл: Методические разработки для проведения киноуроков по фильму.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последствия нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков могут проявиться значительно позже и повлиять на дальнейшую жизнь наркопотребителя, даже если эта проба была единственная в его жизни. В фильме хоть и не очевидно, но подчеркивается тема именно правовых и социальных последствий совершенного подругой поступка.
Сведения о лице, доставленном в больницу с отравлением или передозировкой наркотиков, тем более, если речь идет о несовершеннолетнем, незамедлительно попадают в полицию. Как было описано выше, немедицинское потребление наркотических средств является правонарушением и соответственно фиксируется в специальной информационной базе МВД. Последствия такого поступка выражаются в трудностях поступления в ВУЗ (либо отчисления), устройства на работу, получения водительского удостоверения, оформления допуска к оружию, к сведениям, содержащим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Кроме того, к лицам, привлекавшимся к ответственности за правонарушения и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, и лицам, больных наркоманией, законодательством Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятия отдельными видами профессиональной деятельности (занятие определенных должностей) и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (в том числе, получение водительского удостоверения, лицензии на оружие)
(
Постановление Правительства от 18.05.2011 г. № 394 «Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией»).
Подруга главной героини не сможет устроиться в кинологическую службу МВД России в связи с тем, что допустила потребление психоактивных веществ. Это и есть ответственность за поступок, который она совершила.
Несмотря на то, что отравление подруги не является ключевым моментов фильме, данная тема одна из наиболее актуальных среди подростков. В силу отсутствия большого жизненного опыта, невозможности критически оценивать ситуацию и последствия, которые наступают после принятия того или иного решения, несовершеннолетним и представителям молодежи свойственно допускать ошибки и учится на них. Но когда речь идет о нарушении законодательства и причинении вреда здоровью, цена может быть слишком высока.
В одночасье подруга лишила себя своей мечты. Кому еще данный поступок причинил боль? Родителям девушки, так как они испытали испуг, страх за здоровье дочери. Скорее всего, они так же испытали злость от того, что их примерная дочь допустила потребление наркотиков. И наверняка родители испытали стыд за то, что им пришлось ехать в больницу, разговаривать с сотрудниками полиции… Возможно эта ситуация станет известной на работе. Из-за страха, что об этом узнают в школе, родители
вынуждены были забрать документы и перевести дочь в другое образовательное учреждение.
Вот так один опрометчивый поступок разрушил жизнь девушки. И хотя фильм совсем не об этом, хотелось бы, что бы каждый из нас помнил, что за любой поступок мы несем ответственность, и незнание закона от нее не освобождает.
Вот так один опрометчивый поступок разрушил жизнь девушки. И хотя фильм совсем не об этом, хотелось бы, что бы каждый из нас помнил, что за любой поступок мы несем ответственность, и незнание закона от нее не освобождает.
План проведения занятия
1. Приветствие, объявление темы.
2. Просмотр фильма
3. Принятие правил дискуссии
4. Дискуссия
Вопросы для дискуссии:
1. Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие чувства вызвал?
2. Как вы думаете, почему подруга главной героини не сможет стать кинологом?
3. Как вы думаете, что произошло на вечеринке после того как оттуда ушла главная героиня?
4. Как вы оцениваете поведение Риты и Димы? Заметили ли вы в какой момент фильма начинают раскрываться их характеры?
5. Почему авторы назвали фильм «Если бы не я»?
6. Что хотели показать авторы фильма? О чем для вас этот фильм?
7. Скажите, пожалуйста, а какие перспективы дальнейшей судьбы героини, если конец фильма это еще не финал?
8. Есть ли что-то общее между вами и героями фильма?
9. Часто ли в жизни вы подаете в ситуацию выбора? Что помогает вам его сделать?
10. Как не попасть в ситуацию, в которой может возникнуть риск употребления наркотиков?
11. Какие способы отказа от употребления психоактивных веществ вы знаете?
Подведение итогов. Заключение.
В заключение поблагодарите участников за их искренность и ответы на вопросы.
Подводя итоги, постарайтесь избегать нравоучений и личных выводов.
Можно использовать формулировки, в которых будет говориться о том, что выбор в подобных ситуациях остается за самими участниками, они сами ответственны за свою безопасность.
Например, «…любого из нас жизнь может поставить в сложные ситуации, в которых нам нужно будет постоять за себя и свою безопасность.
Очень хочется, чтобы вы были к ним готовы и смогли сделать для себя правильный выбор…»
Приложение 1
Организация и ведение дискуссии
2
При проведении дискуссии всегда существует опасность ее выхолащивания: бесплодный спор, бесконечная болтовня, множество монологов вместо диалога, потеря темы, скука (смерть дискуссии!) - от этого не застрахован никто. Чтобы избежать подобных недостатков, необходимо предпринять ряд профилактических мер.
Во-первых, нужен ведущий, а в некоторых случаях - двое ведущих.
Задача ведущего - направлять ход дискуссии. Ведущий должен: заботиться о соблюдении правил дискуссии, которые оговариваются в начале дискуссии, выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы, задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался, снимать излишние обострения в ходе дискуссии; повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым; стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина; а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.
Главные качества ведущего - четкое представление обсуждаемой темы, гибкость в поведении и способность адаптироваться к аудитории. Важно быть нейтральным и беспристрастным, чтобы помочь участникам дискуссии достигнуть общей цели. Контролируя процесс, ведущий контролирует результат.
Прежде, чем начать работу, ведущий должен представиться сам и представить своих помощников, если таковые есть, объяснить присутствующим свои и их обязанности, убедившись, что все участники поняли суть этих ролей. Если на дискуссию приглашены эксперты, надо пояснить их функцию.
Во время дискуссии
Сосредоточьте участников на конкретно обсуждаемом вопросе, вы можете установить очередность выступлений, если появляется сразу много желающих высказаться; сдерживайте участников, не давая говорить всем одновременно; в случае необходимости предложите еще раз прочитать обсуждаемый вопрос.
Следите за тем, чтобы каждый из присутствующих имел возможность высказаться, чтобы никто не подвергался личным нападкам.
Не отвечайте сами на вопросы, касающиеся содержания обсуждения, используйте прием «бумеранга»: адресуйте эти вопросы всем дискутантам; в
2
При подготовке данного приложения использованы материалы книги Фонда
Фридриха Науманна «Либеральные Клубы, Либеральные Столы Фонда Фридриха
Науманна».
случае если задавший вопрос будет настаивать на ответе, напомните ему о своей роли.
Вмешивайтесь и более жестко руководите дискуссией, когда атмосфера накаляется или обсуждение зашло в тупик.
Как вести себя с «трудными» участниками
Когда поведение «трудного» участника дискуссии начинает мешать общей работе, не игнорируйте этого факта, сделайте замечание, начиная с более мягкого - прямую конфронтацию оставьте на крайний случай.
Всегда и всех критикующего и дающего негативные оценки выступлениям можно остановить, пообещав при подведении итогов дать ему высказаться.
Молчаливого или сидящего с отсутствующим видом человека попробуйте заинтересовать, обратившись к нему с вопросом «А что Вы думаете по этому поводу?»; если он затрудняется ответить, быстро переключитесь на другого участника; в перерыве постарайтесь выяснить у
«отсутствующего», почему он не участвует в дискуссии.
Очень трудно сосредоточиться, когда рядом шепчутся или хихикают: попробуйте подойти близко к шептунам. Если это не поможет, попросите их сказать, что они обсуждают.
Постарайтесь отличить творческий конфликт (несовпадение позиций) и личный (неприязнь), последний безапелляционно пресекайте.
Завершив обсуждение блока вопросов, обратите внимание участников на «коллективную память», запишите и зачитайте высказывания по этой теме, несколькими словами подведите итог (итог, который можно подвести, расписан в конце каждого вопроса).
После завершения дискуссии в целом не забудьте подвести общие итоги, постоянно обращаясь к записи «коллективной памяти».
В заключение можно предложить каждому участнику высказать свои мысли, озвучивать чувства, переживания, короче говоря, все то, с чем они уходят с дискуссии.
Эксперты
Дискуссии по некоторым темам невозможны без привлечения специалистов-экспертов. В особенности, когда необходимы определенные специальные углубленные знания: в этих случаях требуется экспертная оценка специалиста. В начале дискуссии эксперты делают заключения в форме заявления и затем отвечают на дополнительные вопросы. В ходе дискуссии они в ответ на просьбу ведущего дают дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии – в узком смысле – они участия не принимают.
Методы ведения дискуссии
1. Можно предоставить дискуссию, самой себе и дать волю силам, движущим людьми в их взаимодействии, с целью посмотреть, что из этого
Вмешивайтесь и более жестко руководите дискуссией, когда атмосфера накаляется или обсуждение зашло в тупик.
Как вести себя с «трудными» участниками
Когда поведение «трудного» участника дискуссии начинает мешать общей работе, не игнорируйте этого факта, сделайте замечание, начиная с более мягкого - прямую конфронтацию оставьте на крайний случай.
Всегда и всех критикующего и дающего негативные оценки выступлениям можно остановить, пообещав при подведении итогов дать ему высказаться.
Молчаливого или сидящего с отсутствующим видом человека попробуйте заинтересовать, обратившись к нему с вопросом «А что Вы думаете по этому поводу?»; если он затрудняется ответить, быстро переключитесь на другого участника; в перерыве постарайтесь выяснить у
«отсутствующего», почему он не участвует в дискуссии.
Очень трудно сосредоточиться, когда рядом шепчутся или хихикают: попробуйте подойти близко к шептунам. Если это не поможет, попросите их сказать, что они обсуждают.
Постарайтесь отличить творческий конфликт (несовпадение позиций) и личный (неприязнь), последний безапелляционно пресекайте.
Завершив обсуждение блока вопросов, обратите внимание участников на «коллективную память», запишите и зачитайте высказывания по этой теме, несколькими словами подведите итог (итог, который можно подвести, расписан в конце каждого вопроса).
После завершения дискуссии в целом не забудьте подвести общие итоги, постоянно обращаясь к записи «коллективной памяти».
В заключение можно предложить каждому участнику высказать свои мысли, озвучивать чувства, переживания, короче говоря, все то, с чем они уходят с дискуссии.
Эксперты
Дискуссии по некоторым темам невозможны без привлечения специалистов-экспертов. В особенности, когда необходимы определенные специальные углубленные знания: в этих случаях требуется экспертная оценка специалиста. В начале дискуссии эксперты делают заключения в форме заявления и затем отвечают на дополнительные вопросы. В ходе дискуссии они в ответ на просьбу ведущего дают дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии – в узком смысле – они участия не принимают.
Методы ведения дискуссии
1. Можно предоставить дискуссию, самой себе и дать волю силам, движущим людьми в их взаимодействии, с целью посмотреть, что из этого
выйдет, и лишь потом переходить к ведению дискуссии по определенным правилам. Такой прием можно использовать для того, чтобы ведущий, как и участники, смогли увидеть, насколько «зрелой» в дискуссионных делах является группа собравшихся дискутантов. Однако лучше следует с самого начала вести дискуссию по правилам и с использованием определенных методов. Эти правила и методы в значительной степени зависят от характера темы.
2. При обсуждении тем типа «да/нет» среди участников обычно находятся сторонники обоих мнений. В этом случае можно использовать такое средство, как формулирование тезисов. Ведущий просит по одному представителю от каждого лагеря («да» или «нет»), чтобы они коротко, в тезисной форме, представили свою точку зрения и кратко обосновали ее.
3. Использование стендов и больших листов бумаги. Весьма полезно записывать основные пункты дискуссии на стенде или больших листах бумаги, прикрепленных к стене. Излишнее усердие может оказаться здесь неуместным. Записываться должны не все высказывания дискутирующих, о лишь выделенные ведущим самые важные, стержневые пункты, мнения, промежуточные результаты и вопросы.
4. Работа дискуссии может быть организована и в виде ролевой игры.
В этом случае между участниками распределяются различные роли. Это могут быть, например, роли представителей различных социальных слоев, всевозможных государственных учреждений - милиции, врачей, учителей и т.п. И тогда участники озвучивают мнение по заданному вопросу с точки зрения выпавшей роли.
Правила дискуссии
Чтобы дискуссия была успешной, она должна подчиняться определенным правилам.
Во-первых, дискуссия требует строгого распределения времени. Но каждое выступление в дискуссии отводится не более 3 минут. По истечении этого времени выступающему дается шанс кратко завершить свою мысль и аргументы, после чего он лишается слова. Для изложения мнения эксперта или программного выступления отводится от 5 до 15 минут.
Относительно их продолжительности следует заранее условиться с ведущим.
Участники могут запросить у ведущего до 5 минут, кратко указав соответствующие причины, ведущий в каждом случае принимает конкретное решение. Ведущему требуется колокольчик, с помощью которого он следит за соблюдением временного регламента, отмечая, когда срок выступления истекает.
Правила ведения дискуссии
1. Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
2. Не говорите: «Вы не правы», а только «Я с Вами не согласен».
3. Необходимо опираться на надежную фактическую базу.
2. При обсуждении тем типа «да/нет» среди участников обычно находятся сторонники обоих мнений. В этом случае можно использовать такое средство, как формулирование тезисов. Ведущий просит по одному представителю от каждого лагеря («да» или «нет»), чтобы они коротко, в тезисной форме, представили свою точку зрения и кратко обосновали ее.
3. Использование стендов и больших листов бумаги. Весьма полезно записывать основные пункты дискуссии на стенде или больших листах бумаги, прикрепленных к стене. Излишнее усердие может оказаться здесь неуместным. Записываться должны не все высказывания дискутирующих, о лишь выделенные ведущим самые важные, стержневые пункты, мнения, промежуточные результаты и вопросы.
4. Работа дискуссии может быть организована и в виде ролевой игры.
В этом случае между участниками распределяются различные роли. Это могут быть, например, роли представителей различных социальных слоев, всевозможных государственных учреждений - милиции, врачей, учителей и т.п. И тогда участники озвучивают мнение по заданному вопросу с точки зрения выпавшей роли.
Правила дискуссии
Чтобы дискуссия была успешной, она должна подчиняться определенным правилам.
Во-первых, дискуссия требует строгого распределения времени. Но каждое выступление в дискуссии отводится не более 3 минут. По истечении этого времени выступающему дается шанс кратко завершить свою мысль и аргументы, после чего он лишается слова. Для изложения мнения эксперта или программного выступления отводится от 5 до 15 минут.
Относительно их продолжительности следует заранее условиться с ведущим.
Участники могут запросить у ведущего до 5 минут, кратко указав соответствующие причины, ведущий в каждом случае принимает конкретное решение. Ведущему требуется колокольчик, с помощью которого он следит за соблюдением временного регламента, отмечая, когда срок выступления истекает.
Правила ведения дискуссии
1. Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
2. Не говорите: «Вы не правы», а только «Я с Вами не согласен».
3. Необходимо опираться на надежную фактическую базу.