Файл: Методические разработки для проведения киноуроков по фильму.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить.
5. Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
6. Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления.
7. Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут - с Вашими аргументами что-то не так.
8. Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
9. Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в «банальном» и «странном» содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.
10. Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.
11. Каждый имеет право на молчание.
Приложение 2
Таблица психологических особенностей подростков,
которые необходимо учитывать при проведении занятий
Психологические особенности подростка
Как они проявляются
В поведении подростка
Как учитываю в проведении занятий
1.Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей
Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление.
я избегаю оценок, говорю только о себе, своих чувствах;
принимаю подростков такими, какие они есть;
даю возможность высказаться каждому;
поддерживаю инициативу;
поощряю позитивное поведение
2.Реакция эмансипации – стремление высвободится из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность
В группе проявляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего.
использую демократический стиль руководства;
даю участникам право свободно высказывать свои мысли, говорить о своих чувствах;
занимаю равную позицию по отношению ко всем участникам;
отказываюсь от менторского тона, запретов, нотаций.
3.Потребность в доверительном общении
Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав.
общаюсь с участниками на равных, но не допускаю панибратства;
обращаюсь лично к каждому;
придерживаюсь правила конфиденциальности и правил групповой работы
4. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым.
Часто избегают общения из страха «не понравиться».
Поэтому многие не могут сформировать глубокие межличностные отношения.
я не только поощряю, но и способствую неформальному общению между участниками группы;
поддерживаю, подбадриваю неуверенных в себе;
в план тренинга ввожу
дискуссии о любви и дружбе
5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность быть идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами
Возможно ярко выраженное стремление к эпатажности, приукрашивание своих
«подвигов», как социально- приемлемых, так и наоборот. Могут не выражать свое мнение, если оно расходится с мнением группы.
Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.
я разбиваю «могучие кучки» (например, делю группу на пары так, чтобы в одной паре оказался участник
«могучей кучки» и участник, в нее не входящий;
могу дать домашнее задание, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы (например, прошу провести социологический опрос);
если реальные или надуманные различия
(социальный статус, статус подростковой культуры, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсуждаю этот момент с группой.
6. Склонность к риску, острым ощущениям.
Не умеют адекватно оценивать свои силы.
Не думают о своей безопасности.
использую упражнения, направленные на отработку навыков адекватного реагирования в трудных ситуациях общения и в ситуациях снятия стресса;
демонстрирую уверенное, спокойное поведение.
7. Подверженность влиянию со стороны сверстников.
Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться
«белой вороной». Могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений
я использую ролевые игры, направленные на выработку навыков принятия самостоятельных решений и умения сказать «нет»;
поощряю желание участников группы делиться полученной на тренинге информацией со своими сверстниками
8. Низкая устойчивость к стрессам
Могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно
провожу дискуссию о способах реагирования в стрессовых ситуациях
5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность быть идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами
Возможно ярко выраженное стремление к эпатажности, приукрашивание своих
«подвигов», как социально- приемлемых, так и наоборот. Могут не выражать свое мнение, если оно расходится с мнением группы.
Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.
я разбиваю «могучие кучки» (например, делю группу на пары так, чтобы в одной паре оказался участник
«могучей кучки» и участник, в нее не входящий;
могу дать домашнее задание, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы (например, прошу провести социологический опрос);
если реальные или надуманные различия
(социальный статус, статус подростковой культуры, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсуждаю этот момент с группой.
6. Склонность к риску, острым ощущениям.
Не умеют адекватно оценивать свои силы.
Не думают о своей безопасности.
использую упражнения, направленные на отработку навыков адекватного реагирования в трудных ситуациях общения и в ситуациях снятия стресса;
демонстрирую уверенное, спокойное поведение.
7. Подверженность влиянию со стороны сверстников.
Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться
«белой вороной». Могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений
я использую ролевые игры, направленные на выработку навыков принятия самостоятельных решений и умения сказать «нет»;
поощряю желание участников группы делиться полученной на тренинге информацией со своими сверстниками
8. Низкая устойчивость к стрессам
Могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно
провожу дискуссию о способах реагирования в стрессовых ситуациях
Основные взгляды, характерные для подростков
в рассматриваемой нами проблеме
(возрастная группа 14 – 16 лет)
По отношению к наркотикам формируются 3 группы:
1. «Употребляющие и сочувствующие» – интересуют вопросы, связанные со снижением риска, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
Активные сторонники употребления наркотиков ведут «работу» по расширению своих рядов за счет ребят, не определивших своего отношения к наркотикам
2. «Радикальные противники» – «сам никогда не буду и не дам гибнуть другие». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности оказываются в подростковой среде
«белыми воронами». У них начинает зреть осознанный протест против сложившейся ситуации. Они готовы активно противодействовать распространению наркотиков, прежде всего в своей среде. Но часто их действия основаны на эмоциях, бессистемны и далеко не всегда безопасны.
3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам.
Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.
Таким образом, если это отношение не сформирует здоровая, благополучная, защищенная социальная среда, то его вполне возможно сформирует наркогенная субкультура.
Стратегии общения
1. Имеет смысл использовать ролевые игры и упражнения (а не наставления), которые научат, как противостоять давлению сверстников, помогут в выработке необходимых навыков ответственного поведения и покажут необходимость и важность здорового образа жизни и соблюдения моральных норм (дополнительные материалы для проведения занятий в тренинговой форме вы сможете получить на сайте www.vvb.spb.ru)
2. Обучать подростков навыкам правильной передачи информации о здоровом образе жизни их сверстникам, друзьям, знакомым.
3. Лучше всего построить проведение занятий и обучение по теме профилактика зависимостей так, чтобы оно заинтересовало, вызвало вопросы и активное обсуждение.
4. Чего не следует допускать, работая в области профилактики зависимости от психоактивных веществ:
использование тактики запугивания;
искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления ПАВ при описании их воздействия;
ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
переизбытка информации о воздействии ПАВ (есть опасность, что данная информация может выступать провоцирующим фактором, нежели, чем защищающим).
Навыки и знания, которыми должен обладать ведущий для
эффективной работы с группой по теме: «Профилактика зависимостей»
Итак, что же важно знать:
Наличие достоверной информации в области профилактики зависимости от ПАВ.
Знание особенностей подросткового и юношеского возраста
Принимать во внимание мнения и точки зрения других людей, даже,
если она противоположна Вашей.
Уметь внимательно выслушать и понять собеседника.
Уметь задавать вопросы и говорить на понятном языке, давать четкие и понятные инструкции
Удерживать дискуссии в нужном русле
Уметь наблюдать за каждым участников и за группой в целом
Умение активизировать пассивных участников и занять, направить на благо группы слишком активных.
Чтобы подбодрить особо тихих участников:
Попробуйте задавать им простые вопросы.
Ответ на вопрос спрашивайте по кругу, когда ответить должен каждый.
Поддерживайте инициативу.
Вовлекайте в работу по порам, чтобы им приходилось делиться ответственностью за ответ в группе.
В ролевой группе давайте им доминирующие роли.
Постарайтесь посадить их рядом с активными участниками. В групповом процессе часто возникают проблемные ситуации, причинами могут быть: нарушение конфиденциальности, образование группировок, привлечение к себе внимания (позерство), сопротивление, споры.
Нарушение конфиденциальности: что делать?
1. Во время подготовки к групповой работе уделите остаточное внимание вопросам доверия.
2. Обсудите с участниками правило конфиденциальности, расскажите о последствиях, которые могут иметь место в результате его нарушения.
3.
Обозначьте пределы конфиденциальности.
Теоретическая информация о зависимостях, полученная на занятиях, должна распространяться, а личная информация об участниках является закрытой и за пределы группы не выносится.
1 2 3
Образование группировок: что делать?
1. Предотвратить появление группировок можно, если проводить с самого начала упражнения с постоянной сменой участников в парах и микрогруппах.
2. Если вы замечаете, что некоторые члены группы начинают противостоять остальной группе, попробуйте разделить их. Рассадите их так, чтобы члены намечающейся группировки сидели порознь. Этот прием хорош в самом начале.
3. Разбейте группу по парам так, чтобы в одной паре оказался участник из группировки и участник, в нее не входящий. Поручите им дело, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы.
4. Если различия (социальный статус, статус подростковой культуры и пр.) начинают мешать работе, обсудите этот момент с группой.
Привлечение внимания к себе (позерство): что делать?
Цель манипулирования, или позерства, – постоянно быть в центре внимания всей группы. Подобные подростки остро нуждающиеся во внимании окружающих, поэтому пытаются получить его даже негативными средствами.
1. Избегайте позитивного невербального подкрепления (улыбки, одобрительные кивки) когда видите, что подросток работает на публику.
2. Разбейте группу на пары, а сами составьте пару с позером и наедине обсудите с ним его поведение.
3. Установите для каждого лимит времени.
4. Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками.
5. Действуйте в зависимости от ситуации. Например, вы можете остановить позера фразой: «Я вынужден прервать тебя, другим тоже надо высказаться».
6. Обращайтесь к другим участникам, особенно, к застенчивым.
Сопротивление: что делать?
Иногда может создаться впечатление, что сопротивляющиеся подростки преднамеренно хотят разозлить нас, но обычно это не так.
Наоборот, сопротивление часто является самозащитой, а не попыткой вывести из себя ведущего группы. Сопротивление может проявляться у нескольких участников одновременно.
Фазы сопротивления:
1.
Демонстративное неповиновение. Зачастую проявляется как вызов ведущему, открытое выражение недоверия.
2.
Проверка. На этой стадии возможны попытки спровоцировать ведущего на агрессию. Таким образом, участники стремятся выяснить, похоже ли его поведение на поведение остальных взрослых.
3.
Молчание. Возникает в том случае, когда ведущий не обращает внимания на выходки сопротивляющихся участников.
1. Предотвратить появление группировок можно, если проводить с самого начала упражнения с постоянной сменой участников в парах и микрогруппах.
2. Если вы замечаете, что некоторые члены группы начинают противостоять остальной группе, попробуйте разделить их. Рассадите их так, чтобы члены намечающейся группировки сидели порознь. Этот прием хорош в самом начале.
3. Разбейте группу по парам так, чтобы в одной паре оказался участник из группировки и участник, в нее не входящий. Поручите им дело, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы.
4. Если различия (социальный статус, статус подростковой культуры и пр.) начинают мешать работе, обсудите этот момент с группой.
Привлечение внимания к себе (позерство): что делать?
Цель манипулирования, или позерства, – постоянно быть в центре внимания всей группы. Подобные подростки остро нуждающиеся во внимании окружающих, поэтому пытаются получить его даже негативными средствами.
1. Избегайте позитивного невербального подкрепления (улыбки, одобрительные кивки) когда видите, что подросток работает на публику.
2. Разбейте группу на пары, а сами составьте пару с позером и наедине обсудите с ним его поведение.
3. Установите для каждого лимит времени.
4. Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками.
5. Действуйте в зависимости от ситуации. Например, вы можете остановить позера фразой: «Я вынужден прервать тебя, другим тоже надо высказаться».
6. Обращайтесь к другим участникам, особенно, к застенчивым.
Сопротивление: что делать?
Иногда может создаться впечатление, что сопротивляющиеся подростки преднамеренно хотят разозлить нас, но обычно это не так.
Наоборот, сопротивление часто является самозащитой, а не попыткой вывести из себя ведущего группы. Сопротивление может проявляться у нескольких участников одновременно.
Фазы сопротивления:
1.
Демонстративное неповиновение. Зачастую проявляется как вызов ведущему, открытое выражение недоверия.
2.
Проверка. На этой стадии возможны попытки спровоцировать ведущего на агрессию. Таким образом, участники стремятся выяснить, похоже ли его поведение на поведение остальных взрослых.
3.
Молчание. Возникает в том случае, когда ведущий не обращает внимания на выходки сопротивляющихся участников.
Рекомендации:
1. Можно встретиться с каждым из участников перед началом групповой работы и попытаться доходчиво объяснить, для чего создается группа.
2. Если в группе всего один сопротивляющийся участник, не тратьте на него слишком много сил в попытке преодолеть сопротивление. Позвольте ему выразить свой гнев по поводу того, что ему приходится участвовать в группе. После этого оставьте его в покое и продолжайте работу дальше.
3. Если подросток проявляет враждебность, молчит или язвительно разговаривает, попросите его рассказать, что заставляет его вести себя подобным образом.
4. Используйте методики и практические задания, которые требуют активных действий. Не ждите, что участники будут сидеть и просто разговаривать, как взрослые. Пусть они делают или создают что-то конкретное, изучая новые модели поведения на практике.
Споры: что делать?
Большинство подростков не умеет корректно выражать свое несогласие и не владеет методами разрешения конфликтов.
1. Переведите споры в дискуссии для того, чтобы обучить подростков конструктивным методам разрешения конфликтов, это ведь тоже одна из задач нашей программы.
2.
Используйте возникающие эмоции для: углубления взаимоотношений между участниками, определения собственной позиции и стимулирования попытки разобраться с мыслями и чувствами.
3. Используйте различия во мнениях для целей обучения. Попросите участников открыто высказать свои мысли, а затем предложите остальным поддержать одну из сторон или высказать собственную точку зрения.
4. Возможно, вам придется пересмотреть установленные правила групповой работы.
Приложение 3
Законодательство Российской Федерации
в сфере незаконного оборота наркотиков
В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 40 Федерального закона
«О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998
№ 3-ФЗ).
Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование (ст. 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ).
Потребление наркотических средств относится к административному
правонарушению. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).
Потребление наркотических средств или психотропных веществ
без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).
Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, влекут аналогичное наказание, как и за потребление наркотических средств без назначения врача - штраф или административный арест (ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).
Медицинское освидетельствование в отношении несовершеннолетних проводится в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя (п. 5 Приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 18.12.2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения
(алкогольного, наркотического или иного токсического)»).