ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электронная музыка
Цель: Изучить современные технологии записи и воспроизведения музыки. Побудить интерес к классической музыке через классические произведения в современной обработке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; -
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
-
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; -
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
-
выделять явление из общего ряда других явлений; -
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; -
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; -
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
Коммуникативные УУД
-
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; -
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); -
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; -
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; -
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; -
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; -
использовать информацию с учетом этических и правовых норм; -
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные:
-
определять тембры музыкальных инструментов; -
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; -
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; -
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; -
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
На экране видео-заставка с оборудованием и программами записи и редактирования электронной музыки
Учитель: На данный момент современная музыка и её написание очень популярна среди молодёжи. Как вы думаете, почему? Почему электронная музыка сейчас популярнее и более востребована, нежели та, которую мы называем классической (куда входит и музыка Возрождения, и барокко, и романтизма и др.)
Ученики: многое в том, что мы слушаем сейчас, направлено на развлечение, релакс, уход от боли и проблем. Ведь радость всегда хороша для человека. Поэтому не только серьезная классическая музыка, но и легкая, современная развлекательная и танцевальная помогают людям духовно обогатиться. Просто они действуют на нас по-разному.
Учитель: А какую еще пользу. Помимо развлечения можно получить, увлекаясь такой музыкой?
Ученики: Увлекаясь электронной музыкой, можно еще и заработать.
Например, можно создавать на компьютере свою музыку и работать диджеем в диско-клубе. Или же, например Битмейкер (с англ. Beatmaker от beat — ритм и maker — изготовитель; то есть создающий бит, «битодел») .
В Рэп — музыке человек, создающий музыкальное сопровождение для MC».
Это виртуоз, совмещающий функции композитора и аранжировщика. Он чувствует музыку на глубинном уровне и может интересно обыграть даже примитивный речитатив.
Учитель: Интересно! Не слышала раньше о бикмейкерах!
Учитель: Ну раз уж это так актуально в наши дни, то чему мы посвятим сегодняшний урок?
Ученики: Современной электронной музыке
Учитель: А конкретнее?
Ученики: изучить современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Учитель: вот вы и озвучили нашу сегодняшнюю тему, а именно?
Ученики: Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Учитель: а еще мы услышим классические произведения для симфонического оркестра в современной обработке. Интересно?
Ученики: Да!!!
Учитель: Тогда начинаем
I. Повтор материала прошлого урока
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с историей создания устройств синтезирования звука, оказавших значительное влияние на развитие электронной музыки.
Чтобы вспомнить важные исторические события, касаемые нашей темы, перед вами лежит листок с текстом. Прочитав текст, вам нужно будет заполнить кроссворд. Начинаем читать.
Текст:
Предпосылкой к появлению электронной музыки стал бурный рост технологий. Начиная с конца XIX века, по планете распространялось электричество и, как следствие, появились первые изобретения устройств записи и воспроизведения звука.
Самым первым устройством записи был фоноавтограф, который не умел воспроизводить звуки. Его изобрел французский инженер Эдуард Леон Скот де Мартенвиль в 1857 году. Фоноавтограф визуализировал звук. А в 2008 году была расшифрована запись, сделанная в 1860 году, которая стала самой старой в мире записью человеческого голоса.
Позднее Томас Эдиссон доработал фоноавтограф, сделав первое записывающее и воспроизводящее устройство.
В начале XX века с повсеместным распространением электричества и связанных с ним исследований, появились и первые электронные музыкальные инструменты. Сейчас мы послушаем всем известную музыку, исполненную в несколько необычной манере.
Пьесу «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса виртуозно исполнял на терменвоксе его создатель Лев Семенович Термен. Его последователи, исполнители на терменвоксе, часто включают эту пьесу в свою программу. Звук терменвокса усиливает впечатление этой пьесы, помогает слушателю уловить ее музыкальное настроение.
Лев Сергеевич Термен, специалист по радиотехнике Физико-технического института в Петрограде, создал терменвокс — музыкальный инструмент, названный в его честь. Терменвокс — электронный музыкальный инструмент, который приводится в действие путем изменения емкости в колебательном контуре, то есть движением руки. Две антенны: одна отвечает за высоту звука, а другая за его громкость, человеческие руки и больше ничего — ни струн, ни клавиш, ни палочек. Изобретение получило широкую известность в Советском союзе и за его пределами, и сегодня продолжает использоваться современными композиторами и музыкальными коллективами.
Многие композиторы с восторгом восприняли новые музыкальные инструменты и охотно создавали для них произведения. Одним из них был французский композитор Оливье Мессиан, который использовал в сочинениях Волны Мартено.
Эстетика Мессиана развивает основной принцип группы «Молодая Франция», призывавшей возвратить музыке непосредственность выражения чувств. В числе стилевых истоков своего творчества сам композитор называет помимо французских мастеров (К. Дебюсси) григорианский хорал, русские песни, музыку восточной традиции (в частности, Индии), пение птиц. Сочинения Мессиана пронизаны светом, таинственным сиянием, они искрятся блеском ярких звуковых красок, контрастами простой, но утонченной по интонации песни и сверкающих «космических» протуберанцев, всплесков кипящей энергии, безмятежных голосов птиц, даже птичьих хоров и экстатического безмолвия души.
Волны Мартено или электрофон — монофонический (одноголосный) электронный музыкальный инструмент. Сконструирован в 1928 году во Франции виолончелистом и педагогом Морисом Мартено.
Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка. Звук производится генератором электрических колебаний, который управляется с клавиатуры, через усилитель подаётся на систему громкоговорителей. Для извлечения звука музыканту необходимо нажать клавишу на клавиатуре, либо натянуть нить до соответствующей позиции и нажать левую кнопку. Сила нажатия на неё управляет атакой и громкостью.
Следующий этап развития электронной музыки — появление магнитной плёнки, усилителей звука, возможностей реверберации и других эффектов, а также новые возможности монтажа звука (благодаря нарезке и склейке плёнки).
Пьер Шеффер (1910-1995) был пионером конкретной музыки — музыкального направления композиции из сведения и редактирования отдельных записанных семплов. Конкретная музыка не предполагает интерпретации или исполнения музыкантом, только воспроизведение готовой композиции.
Новые технологии записи и монтажа позволили композиторам изменить подход к созданию музыки: теперь они могли записывать различные звуки (природные, музыкальные, шумы), комбинировать их с помощью монтажа, создавать специальные звуковые эффекты и таким образом создавать новые музыкальные произведения. Одним из пионеров направления «конкретной музыки», можно сказать первым dj, стал Пьер Шеффер.
В середине XX века в разных странах учёные-физики пришли к идее синтеза звука из сигналов электрических устройств. Ученик студии Оливье Мессиана, представитель жанра авангардной музыки, Карлхайнц Штокхаузен был одним из первых композиторов электронной музыки, который в 1953–1954 годах написал так называемые «Электронные этюды».
Ученик Оливье Мессиана Карлхайнц Штокхаузен был одним из новаторов музыки 20 века. Сформировал новый подход к музыке, мелодии и музыкальной нотации. Среди работ К.Штокхаузена много экспериментов с электронной музыкой.
Учитель: А теперь перед вами кроссворд, читаем вопросы и отвечаем на них. Работаем в паре.
КРОСВОРД :
По горизонтали:
-
Кому суждено было стать пионером направления «конкретной музыки», можно сказать первым dj? (Шеффер) -
Электронный музыкальный инструмент «Волны …..» (Мартено) -
Как по другому называется монофонический (одноголосный) электронный музыкальный инструмент, сконструированный в 1928 году во Франции виолончелистом и педагогом Морисом Мартено? (электрофон) -
Кто был изобретателем самого первого звукозаписывающего устройства — фоноавтографа? (Мартенвиль) -
Электронное пианино, в котором заложена программа тембров множества муз. инструментов? (синтезатор) -
Назовите изобретателя, создавшего терменвокс? (Термен)
По вертикали:
-
Он один из первых композиторов электронной музыки, который в 1953–1954 годах написал так называемые «Электронные этюды».
( Штокхаузен)
-
В 1956 году был записан первый электронный саундтрек к фильму
композиторами-братьями Луи и Биби …? (Баррон)
-
Самым первым устройством записи был?... (фоноавтограф) -
Доработал фоноавтограф, сделав первое записывающее и воспроизводящее устройство? (Эдисон)
II. Погружение в новую тему
Учитель: Сегодня пожалуй сложно найти музыку, которая не использовала бы синтезированное звучание. Начиная от звезды 90-х скрипачки Ванессы Мэй и дуэта 2CHELLOS, которые смешивают звучание классической музыки с энергией и ритмом электронной. Заканчивая настоящими гуру чистой электронной музыки — обладателями Grammy, диджеями Армином ван Бюреном и Тиесто.
На проекторе видео с: