Файл: Инвалиды и их положение в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инвалиды и их положение в России.
Потенциально, лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира.

В России около 11 миллионов человек с ограниченными возможностями - более восьми процентов населения. Половина из них - люди трудоспособного возраста.

Но реально работают всего 11 процентов из них, да и то в большинстве случаев на самых низкооплачиваемых местах. Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец.

Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества.

В уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве.

Это говорит о том, что вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

"Имея" инвалидность человек также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед современным обществом стоит задача помочь людям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.

Слово "инвалид" в цивилизованных странах почти не употребляется. Тех, кто в силу болезни или несчастного случая утратил какие-то составляющие здоровья, называют "людьми с ограниченными возможностями". Современная реальность такова, что любой человек в любое время может стать инвалидом. Если не избавляться от устаревшего мышления о том, что инвалиды - это люди, которые живут только на пособие, то во всем мире будет отвергаться вклад миллионов людей в развитие общества. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов - результат развития общества в течение последних двухсот лет. Во многих отношениях эта политика является отражением общих условий жизни и социально - экономической политики, проводимой в разное время. Однако инвалидность имеет много характерных для нее черт
, которые повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх - вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции. На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми - инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте.

Права инвалидов уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983- 1992 годы). Политической и моральной основой настоящих Правил являются Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Цель настоящих Правил заключается в обеспечении такого положения, при котором девочки, мальчики, мужчины и женщины, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и другие лица. Обязанность государств заключается в том, чтобы принимать необходимые меры для устранения этих препятствий. Создание равных возможностей для инвалидов является важным вкладом в общие усилия, направленные на мобилизацию людских ресурсов во всех странах мира. Из Декларации прав инвалида, принятой ООН в 1975 году: «Инвалиды, каковы бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной». Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье. «Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности является унижением достоинства, присущего человеческой личности»,- отмечается в преамбуле проекта конвенции. Все европейские страны должны следовать стандартным правилам предоставления равных возможностей для инвалидов, разработанным ООН.

Уровень цивилизации общества во многом оценивается по его отношению к людям с ограниченными возможностями. В недавнем отчете Европейского парламента было сказано: « Соприкосновение с людьми с нарушениями в развитии заставляет каждого остановиться и подумать о принципах гуманизма, и, сделав для себя какие-то новые выводы, люди продолжают свою повседневную жизнь уже с обостренным восприятием этих ценностей в отношениях и делах с другими людьми». Это и является тем важным вкладом, который могут внести в общество инвалиды. Общество, не предоставляющее им такой возможности, обедняет себя. В России права инвалидов отражены в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".



    1. Нормативно-правовые основы политики государства в отношении инвалидов

Выстраивание государственной политики нацеленной на отстаивание интересов людей связано с утверждением в 1991 году Декларации прав и свобод человека и гражданина. Россия взяла на себя обязательства по обеспечению защиты инвалидов нуждающихся в социальной поддержке. Приоритетность политики в отношении граждан с ограниченными возможностями отмечено в Конституции Российской Федерации принятой в 1993 году. Инвалидам устанавливаются пенсии, пособия, и иные гарантии социальной защиты.

Вопросы законодательного определения социально-правового статуса инвалида связаны с принятием в 1995 году нормативно-правового акта «О социальной защите инвалидов».Закон гарантирует гражданам с ограниченными возможностями право на достойную и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми.

Целью государственной политики является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами Российской Федерации».

  1. Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание гражданам с ограниченными возможностями доступной и качественной медицинской помощи, создание условий способствующих улучшению состояния их здоровья. Закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 №165-ФЗ; закон «О государственной социальной помощи» 17.07.1999 №178-ФЗ).


Жилищная политика является важнейшим элементом способствующим обеспечению эффективного развития государства. Основным нормативно-правовым актом, способствующим, реализации данного направления, является «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ. В документе предусмотрена возможность обеспечения малоимущих инвалидов жилыми помещениями на условиях социального найма.

В качестве дополнительных мер принято Постановление Правительства РФ "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" от 27 июля 1996 года №901.

При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную площадь согласно Постановлению правительства от 21.12.2004 года №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»

  1. Образование инвалидов.

Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Согласно закону РФ №121365-6 «Об образовании в Российской Федерации». Дата вступления закона в силу 1 сентября 2013 года. право на получение образования для всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями является неотъемлемым условием построения конкурентоспособной России. Государство должно обеспечить инвалидам получение общего образования, профессионального образования - начального, среднего и высшего - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Граждане с ограниченными возможностями, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. И на получение профессионального образования на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи экзаменов. Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года №125-ФЗ предусмотрены и дополнительные социальные гарантии студентам имеющим инвалидность (повышение стипендии, дополнительные выплаты и др.).

  1. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и социальной инфраструктуры.

Данное направление в социальной политике по решению проблем инвалидов в полной мере законодательно не освещено. Получение качественной и достоверной информации как приоритетная задача рассмотрена в законе
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. При этом данное направление носит декларативный характер. На основании приказа «Об организации работы по предоставлению государственной поддержки в сфере периодической печати» от 19.03.2009 №66 был создан экспертный совет по реализации социально значимых проектов направленных на помощь инвалидом и освещение проблем граждан с ограниченными возможностями.

Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения зафиксировано в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ. Как следствие, органы власти обязаны создавать для граждан с ограниченными возможностями свободный доступ к местам проживания, отдыха, работы.

  1. Содействие занятости инвалидов.

Обеспечение работой граждан с ограниченными возможностями является ключевым направление социальной политики государства.

Права инвалидов в области занятости регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 №97-ФЗ. Где закреплены особые режимы работы, времени, условий профессиональной деятельности граждан с ограниченными возможностями.

Определение правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости граждан, в том числе с ограниченными возможностями закреплено в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1. Содействие трудоустройству инвалидам осуществляется путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Дополнительные социальные гарантии для работающих граждан с ограниченными возможностями могут быть установлены при условии эффективного развития социального партнерства в России. В законе от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» предусматриваются механизмы, способствующие содействию занятости граждан в том инвалидов. Организация работы осуществляется на основе принципов социального партнерства, что предусматривает защиту интересов субъектов (работников и работодателей

  1. Содействие в организации досуга инвалида.

В целях эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо особое внимание уделить включенности их в досуговую деятельность (занятие спортом, посещение музеев, библиотек, театров и др.). Организация свободного времени граждан с ограниченными возможностями ключевая проблема, рассмотренная в рамках федеральной целевой программы