Файл: Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа с. Новопокровское Балашовского района Саратовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Новопокровское

Балашовского района Саратовской области»

Анализ
педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

«Основной общеобразовательной школы

с. Новопокровское Балашовского района Саратовской области»

Жильцовой Оксаны Викторовны

за 2019-2020 учебный год.

Деятельность учителя по обучению

В 2019-2020 учебном году преподавала уроки русский язык и литературу в 6 и 9 классах.

За годы работы в школе выработала свою стратегию и тактику обучения и воспитания учащихся, основанную на активизации их мыслительной деятельности, на принципах сотрудничества и учета индивидуальных особенностей школьников. Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения с учётом разноуровневой подготовки учащихся, воспитание духовно богатой и всесторонне развитой, креативной и мобильной личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, умеющей легко адаптироваться в современных условиях.

Достижение данной цели реализую через активное включение самого ученика в учебно-познавательную деятельность, организованную на основе мотивации.

В основу применяемых мной методов и приемов положена идея  направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении тех или иных практических и теоретически значимых проблем.

Групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные - вот формы и методы обучения, применяемые мной на уроках. Компьютер и проектор - это средства, позволяющие мне активизировать работу учащихся, создать на уроке условия, позволяющие гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

В течение года учебная и воспитательная работа велась согласно планированию, в соответствии со стандартами, нормативными документами Министерства образования РФ и Конвенции прав ребёнка. Русский язык и литература относятся к основным предметам школьной программы и к числу наиболее трудных. Поэтому в своей педагогической деятельности я поставила несколько задач:


- использовать современные педагогические технологии;

- раскрыть интеллектуальные, творческие способности обучающихся;

- повысить качество знаний обучающихся;

- учесть индивидуальные особенности обучающихся;

- привлечь обучающихся к участию различного рода конкурсах;

- развить у обучающихся интерес к русскому языку и литературе;

- привить навыки самостоятельной работы.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Выявив в начале учебного года познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планировала свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка.

Старалась в своей работе слабых обучающихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Пыталась всячески заинтересовать детей в своем предмете: использовала дополнительный материал, проводила нетрадиционные уроки, практикумы, составляла презентации. Свои уроки строила разнообразно, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. По мере возможности на каждом уроке старалась использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, картины, карточки).

При устном опросе эффективна взаимопроверка. Это позволяло каждому обучающемуся стать на место учителя и объективно оценить друг друга. Также применяла самопроверку (при различных видах диктантов). Очень часто в качестве проверки пройденного материала проводила буквенные, цифровые и графические диктанты. Данный вид опроса позволял быстро проверить знания, выставить оценку и сэкономить время. Эта работа нравилась ребятам, и они с радостью принимались за неё. Кроме различных видов диктантов, давала тестовые задания, которые позволяли быстро проверить компетенции обучающихся. Результаты тестовой проверки фиксировали достижения обучающихся на определённом этапе обучения: проверки фрагмента урока, после изученной темы и итоговый контроль. В своей работе я использовала тесты как составленные самой, так и предлагаемые методистами.

Чтобы заинтересовать обучающихся на уроках литературы, рассказывала им о сложных и интересных писательских судьбах, нелегком труде, вводила в творческую лабораторию писателя, помогала увидеть "механику" творческого процесса. Любое произведение старались читать не торопясь, чтобы лучше и глубже понять тему и смысл содержания. После прочтения художественного текста обучающиеся искали неизвестные для них слова и уточняли их лексическое значение, обращаясь к толковому словарю. На уроках литературы обучающиеся пересказывали, задавали друг другу вопросы, составляли кроссворды, собственные тексты, инсценировали эпизоды произведений, рисовали литературных героев, составляли план (событийный, цитатный), писали сочинение на литературную тему, искали в тексте художественно-изобразительные средства, делали книжки-малышки. Наглядные пособия на уроке обязательно присутствовали. Развивала в детях коммуникабельность, с этой целью использовала работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке старалась организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствовало взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.



При отборе теоретического и практического материала для урока учитывала дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности обучающихся.

На своих уроках старалась добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимали активное участие в неделе русского языка и литературы, в конкурсах.

Для подготовки к урокам применяла компьютерные программы, Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, «Литература» (электронная поддержка УМК Коровина), «Поурочное планирование по русскому языку», «Уроки русского языка», а также пользовалась сайтами: «Электронная школа России», «Инфоурок», «Мультиурок», «nsportal.ru», «урок.рф». С помощью этих программ и сайтов создавала собственные презентации и дидактические материалы к урокам. На уроках использовался различный дидактический материал, зачеты проводились с использованием компьютерных технологий. Для повышения наглядности на уроках русского языка и литературы использовались мультимедийный проектор, фонотека.

Подготовка к ОГЭ

В течение года была проделана большая работа по подготовке учащихся к ОГЭ. При разработке системы подготовки к ОГЭ по русскому языку старалась охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению). Это помогает выявить трудности и проблемы учащихся по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.

Вопросы тестов всегда используются при контроле знаний учащихся практически на каждом уроке, при тематическом контроле и итоговом контроле. На занятиях разбираются наиболее сложные вопросы.

Систематически прослеживаю динамику развития качества знаний классов по итогам четверти, полугодия. Выясняю проблемные темы в знаниях у учащихся и провожу работу по ликвидации данных пробелов. После каждого среза фиксирую ошибки учеников, отмечаю слабо усвоенные темы, организую работу по ликвидации пробелов в знаниях, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учащимся.

Со слабоуспевающими учащимися проводятся индивидуальные формы работы: консультации, беседы, многократное повторение.

Учила ребят комплексному анализу текста. Начальный этап работы над анализом текста проводила коллективно. Этот вид работы начинался с заданий, связанных с речевым развитием: выразительное чтение, определение темы и идеи, составление плана, затем давались вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. В классе с обучающимися усиленно работала над разнообразными видами разборов (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический), так как глубоко убеждена в том, что ученик, умеющий делать разбор, знает русский язык. На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к  урокам создаю дидактический материал, применяю игровые технологии, индивидуальные, творческие задания.


Все большее и большее значение уделяла урокам развития речи, именно там проходила большая подготовительная работа для написания сочинения - рассуждения, сжатого изложения.

Мною велась работа с обучающимися и их родителями по вопросам выбора экзамена, по обеспечению информационного сопровождения итоговой аттестации, проведены классные часы и родительские собрания. Я на протяжении учебного года старалась формировать ответственность обучающихся и их родителей за результаты государственной (итоговой) аттестации, готовность выпускников осуществлять осознанный выбор экзаменов, осуществляла взаимодействие с родителями и учителями – предметниками. В течение года изучали методические рекомендация, заполняли заявления с учащимися на прохождение ОГЭ. Принимали участие в проведении тренировочной диагностики уровня готовности выпускников к выполнению заданий государственной (итоговой) аттестации по русскому языку, математике, предметов по выбору, изучали инструкции проведения ОГЭ.

Деятельность в области здоровьесбережения

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. На уроках провожу профилактические мероприятия по предупреждению близорукости, нарушения осанки, физкультурные минутки (разминка для глаз, мультимедийные физминутки «Веселые лягушата» и «Домик в деревне»), 2 – 3 раза за урок меняю способы деятельности.

Во внеурочное время провожу мероприятия, ориентированные на формирование здорового образа жизни, беседую с учащимися после занятий. Это классные часы: «Здоровый образ жизни — альтернатива чему», «Мое здоровье – мое будущее», «Алкогольная трясина», «Пивной алкоголизм. Пристрастия в нашей жизни», «Хочешь быть здоров – будь им», «Формула здоровья»; профилактические беседы «Осторожно: грипп», «Гигиена школьника», «Употребление алкоголя», «Профилактика коронавируса».

На родительских собраниях активно пропагандирую здоровый образ жизни. Вот темы собраний: «Интернет: безопасность для детей», «Право на защиту от жестокого обращения», «Родители и дети – участники дорожного движения», «Проблемы взаимоотношений родителей и подростков».

Деятельность в области воспитания


Основные направления работы: патриотическое воспитание, нравственность.Цель моей воспитательной работы - создание условий для сохранения и развития здоровья учащихся, формирования активной гражданской позиции. С этой целью привлекаю в качестве помощников родителей для бесед с учащимися.

В течение года были проведены классные часы с разнообразной тематикой:

• «Законы, нормы и правила школьной жизни».

• «Путь к себе (самопознание, самооценка)».

• Кл. час «ПДД»

• «Школа безопасности»

• «Страдания от кибермании»

• «Межнациональные отношения».

• «Что такое этикет?»

• « Моя мама – самая лучшая»

• «Найти себя» час общения, посвященный самоопределению.

• «Люди, берегите друг друга!!», посвященный Международному Дню инвалидов

• «Что такое красота?»

• «Ставим условие: долой сквернословие!»

• «Семья - лучшее место для жизни»

• «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»

• «О мужестве и доблести»

• «Преступление и подросток»

• «Имя ангела- МАМА!»

• «Любовь, влюбленность. Школьная любовь».

• «Скоро экзамены»

• Час памяти «Герои, герои! Мы вас не забудем»

• «Святая святых – родительский дом»

• «Сохранить природу - сохранить жизнь»

• В конце четверти проводят инструктажи по ТБ.

Так как этот год объявлен Годом памяти и славы, учащиеся приняли активное участие во Всероссийских акциях: «Бессмертный полк онлайн»; «Сад памяти», «Окна Победы». В школе проводилось очень много мероприятий, посвященных 75-летию Победы:

- Уроки мужества: «Балашовцы - герои ВОВ», «Города-герои», «Детство, опаленное войной», «У войны не женское лицо», «Герои земли Новопокровской» и др.

Кл. часы: «Герои Саратовской области», «Не забудем это никогда», «Кольцо блокады» и др.

- Конкурсы рисунков, патриотической песни.

Так как я была классным руководителем 9-го класса, мне приходилось часто общаться с родителями учащихся. Информация об учебных достижениях доводилась до сведения родителей на родительских собраниях, через дневник. Проводила беседы в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. В беседах не делала упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме просила обратить внимание на конкретные недостатки, приобщала родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению. Много внимания было уделено подготовке учащихся к предстоящей ГИА: