Файл: Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения
Под гражданской идентичностью понимается осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл.
Формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество и поддерживать российскую государственность, обеспечивая ее будущее. Основная цель школы в этих условиях – воспитать гражданина.
Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и означает осознание себя гражданином конкретной страны. Формирование гражданской идентичности начинается с ранних лет, поэтому школа выступает в качестве основного агента ее формирования. Гражданская идентичность предполагает:
- развитие гражданской активности и ответственности;
- формирование чувства гордости за отечество и чувства патриотизма;
- формирование потребности знать историю и культуру отечества.
На основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» и программы курса внеурочной деятельности «Я гражданин» по направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности, разработанной в образовательном учреждении, ежегодно составляется план работы музея, охватывающий учащихся с пятого по восьмой класс.
Формирование гражданской идентичности возможно осуществлять через изучение истории своей малой родины. В 5 классах большое внимание уделяется изучению истории города Новосибирска, своего района, гимназии. Проводится цикл занятий по теме «Мой Новосибирск родной». В работе музея отражены памятные даты и юбилеи текущего года. (Программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин» для обучающихся 5-9 классов по направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности (infourok.ru))
В 6 классах изучается история градостроительства Новосибирска и вклад Сибирского архитектора А. Д. Крячкова в развитие города. Проводится цикл занятий «Крячков – сибирский архитектор».
В 7 классах занятия в основном посвящены дням Воинской славы и истории развития военной промышленности города Новосибирска.
В 8 классах проводится ставший уже традиционным турнир «Памяти павших во имя живых», посвященный памяти выпускников, погибших в локальных войнах. Подготовка к турниру включает в себя:
-
экскурсию «Героями не рождаются - героями становятся»; -
беседы о Днях воинской славы России; -
просмотр документального фильма «Бамут», посвященного войне в Чечне; -
подготовку к соревнованиям по стрельбе, сборке и разборке автомата.
Очень важная роль в подготовке и проведении турнира ложится на плечи учителей физкультуры и классных руководителей. Успех выступления во многом зависит от активного участия классного руководителя в подготовке к мероприятию. Постоянными участниками турнира являются представители таких общественных организаций, как Общественная областная организация «Обелиск», Российский союз ветеранов Афганистана, организация ветеранов локальных войн Заельцовского района, родители погибших выпускников, а также курсанты Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России.
В работе музея большое значение имеет привлечение детей к самостоятельной поисковой работе. Даже пятиклассники готовят выступления по заданной теме, достаточно глубокой, и с яркой презентацией.
В конце каждого цикла занятий проводится заключительное занятие в форме интеллектуальной игры «Своя игра». (Своя игра "Достопримечательности города Новосибирска" (infourok.ru))
Классные руководители имеют возможность проводить воспитательную работу гражданско-патриотической направленности, используя материалы музея ОУ.
Музей гимназии является центром не только воспитательной работы, но и проектной. В нашем музее собраны и систематизированы подлинные и вспомогательные материалы, документы по истории создания гимназии, учебной и внеурочной деятельности учащихся, об учителях, о судьбах и выборе профессий выпускниками, а также выдающихся людях города Новосибирска
, Заельцовского района. Эти материалы могут быть использованы в качестве дополнительного источника при написании научно-исследовательского или практического проекта. В качестве объекта для исследования дети выбирают экспонаты музея. Практический проект по восстановлению киноаппарата «Школьник» был осуществлен учеником нашей гимназии.
Большое значение в работе музея играет исследовательская деятельность. Отправной точкой при написании исследовательской работы учащихся могут быть материалы музея, являющиеся важными историческими источниками по истории родного края. За последние годы на основе материалов музея были написаны проекты по краеведению. Мы с ребятами изучали историю улиц Зельцовского района и города. По итогам работы были созданы электронные макеты стендов, посвященные развитию улиц, а также по ним напечатаны банеры. Ребята узнали, почему улица называется Холодильная, кто такие Галущак, Колодна, Перевозчиков и почему в их честь названы улицы.
В процессе работы над проектами ребята встречаются и общаются с людьми, которые были свидетелями и участниками различных исторических событий. Общение с ними дает возможность в полной мере ощутить атмосферу изучаемого периода, погрузиться в события, понять и почувствовать настроения и эмоции людей. Изучая историю улицы Холодильная, мы встречались с жителями, которые жили на этой улице еще в сороковые годы и в восьмидесятые годы, знакомились в библиотеке им. Карла Маркса с материалами периодической печати, посещали музей школы, которая располагалась на этой улице, работали в городском архиве. И такая работа проводится при написании всех проектов, посвященных истории нашего района. Материалы, собранные в результате исследовательской деятельность, используются экскурсоводами нашего музея при создании интерактивных экскурсий, посвященных истории улиц нашего района.
По итогам работы под проектом «Исчезнувшие улицы Заельцовского района» было установлено, что на месте микрорайона нашей гимназии было много улиц. Некоторые из них исчезли и даже стали своего рода «призраками», такие, как Подкосная или исчезнувшие улицы Правый и Левый берега Ельцовки. Другие просто исчезли, но оставили о себе воспоминания, как, например, Карьерная. Некоторые поглотили в себя другие и «выжили» в застройке, как, например, Кропоткина и Линейная. Некоторые улицы оставили безымянные проезды внутри кварталов. Многие улицы просто никому не известны и исчезли бесследно.
Научно - исследовательская работа на основе материалов музея гимназии способствует не только формированию учебно-исследовательских навыков, умению самостоятельно приобретать исторические знания, формулировать собственную точку зрения, но и воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам. А также результатом творческих работ учащихся являются пополненные фонды музея. Эти проекты не лежат в музее на полке, а используются в его работе при изучении истории Заельцовского района.