Файл: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов образовательной программы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов образовательной программы
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Текстовое электронное издание
Учебно-методический центр МИ ВлГУ
Муром 2022
Гусарова М.Е., составление, 2022
МИ ВлГУ, 2022
2
УДК 349.3
ББК 67.405
Составитель:
Гусарова М.Е., к.и.н., зав. кафедрой ЭТиМК МИ ВлГУ.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономики, туризма и массовых коммуникаций, кандидат исторических наук Гусарова Марина Евгеньевна
Право и организация социального обеспечения: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов образова- тельной программы 40.02.01 Право и организация социального обеспечения / сост. Гусарова М.Е. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (0,5 Мб).
- Муром: МИ ВлГУ, 2022. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows
ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. - Загл. с экрана.
Методические рекомендации содержат сведения, необходимые для под- готовки к защите выпускной квалификационной работы для студентов образо- вательной программы 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Излагаются основные этапы работы и требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе.
Текстовое электронное издание
Минимальные системные требования:
Компьютер: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; ОЗУ 512 Мб;
10 Мб на жестком диске; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM
Операционная система: Windows ХР/7/8
Программное обеспечение: Adobe Acrobat Reader версии 6 и старше.
© Гусарова М.Е., составление, 2022
© МИ ВлГУ, 2022
3
Содержание
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ......................................................................................... 4 2
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ВКР ........................................................... 4 2.1. Выбор темы ..................................................................................................... 4 2.2. Взаимодействие студента с научным руководителем ......................... 7 2.3. Содержание выпускной квалификационной работы ............................ 8 3. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ................................................................................... 11 3.1. Оформление работы ................................................................................... 11 3.1.1. Оформление текста .................................................................................. 11 3.1.2. Оформление библиографического списка ......................................... 12 3.1.3. Оформление сносок ................................................................................. 13 3.2. Подготовка к защите .................................................................................... 14 3.3. Защита выпускной квалификационной работы .................................... 15
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 18
4 1. Общие положения
В соответствии с ФГОС СПО Право и организация социального обеспе- чения Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту вы- пускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).
Имея статус самостоятельного научно-практического исследования, она позво- ляет студенту реализовать свои знания и профессиональные навыки, получен- ные в процессе обучения в учебном заведении. Главное назначение выпускной квалификационной работы (ВКР) - систематизация и закрепление знаний вы- пускника по специальности при решении конкретных задач, а также определе- ние уровня его подготовки к самостоятельной работе. Исследуемая студентом в дипломной работе проблема может представлять собой либо разработку од- ного из направлений практической деятельности, либо теоретическое обосно- вание, уточнение понимания сущности и содержания одного из актуальных яв- лений социально-правовой сферы, либо историко-сравнительный анализ раз- личных подходов к явлению и т.д.
К защите ВКР допускается обучающийся, не имеющий академической за- долженности и в полном объеме выполнивший учебный план.
Процесс подготовки, написания и защиты ВКР включает в себя следую- щие основные этапы:
- выбор темы и ее утверждение;
- изучение теоретических источников и нормативных правовых актов;
- сбор практического аналитического материала в процессе преддиплом- ной практики;
- подготовка текста и оформление работы;
- подготовка отзыва научного руководителя;
- представление ВКР с отзывом научного руководителя на кафедру для оценки состояния готовности к защите;
- публичная защита работы в Государственной экзаменационной комис- сии.
2. Основные этапы подготовки ВКР
2. 1. Выбор темы
Тема ВКР определяется либо самим студентом, что наиболее целесооб- разно, либо рекомендацией преподавателя, либо совместно студентом и пре- подавателем. Как правило, это результат научного и практического интереса студента, складывающегося в процессе его обучения в учебном заведении.
Адекватный выбор темы работы определяет отношение и заинтересо- ванность студента к исследованию выбранной проблемы. Тема дипломной ра- боты может иметь историческую, теоретическую, практико-ориентированную
(прикладную) либо сравнительную (например, исследование локальных норма- тивных актов в системе социальной защиты населения в разных регионах) направленность. Главное требование - соответствие тематики выпускной ква-
5 лификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Приведем конкретные примеры формулирования возможных тем: а) исторические темы - в таких работах исследуются истоки зарождения социально-правовой системы, развитие организационных структур социальной помощи, анализируется и обобщается исторический опыт социального обеспе- чения. Результатом работы могут быть предложения по использованию эле- ментов исторического опыта в современной практике. Примерами таких тем мо- гут быть:
- «Эволюция социального страхования в России»;
- «Система пенсионного обеспечения государственных служащих: исто- рический аспект»;
- «Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот в дореволюционной России»; б) теоретические темы - в подобных работах исследуются социальное явление, его нормативно-правовое обеспечение, затрагиваются психологиче- ские аспекты функционирования, выявляются закономерности и тенденции развития. К таким темам можно отнести:
- «Пособия по временной нетрудоспособности граждан: понятие, виды»;
- «Конфликтологический аспект деятельности юриста в социальной сфе- ре»;
- «Государственные пособия гражданам, имеющим детей и государ- ственная поддержка семей с детьми»;
- «Правовое регулирование социального обслуживания граждан по зако- нодательству РФ».
Результатом работ такого характера могут быть предложения по совер- шенствованию (уточнению, дополнению) действующих нормативных правовых ак- тов разного уровня. в) прикладные темы - такие дипломные работы являются логическим продолжением теоретических исследований, по отношению к которым они имеют вспомогательный характер. Их задача - непосредственное обеспечение практической деятельности. Результатом таких дипломных работ могут быть самостоятельно разработанные проекты правовых актов для организаций, учреждений, предприятий (уставные документы, должностные инструкции, формы договоров и т.п.) или модификации действующих правовых актов названных субъектов; составление проектов ответов на обращения граждан, выработка методических рекомендаций по консультированию граждан, разра- ботка инструкций по деловому общению с клиентами т.д. Примерами подобных тем могут быть:
- «Материнский капитал и практика его реализации»;
- «Правонарушения в сфере социального обеспечения»;
- «Проблемы реализации законодательства о социальной защите инва- лидов» г) сравнительные (компаративные) темы - такие работы ориентирова- ны на сравнительный анализ опыта социального обеспечения в различных
6 странах, регионах, организациях. Результатом работы могут быть сравнитель- ные характеристики процессов, деятельности структур системы социальной защиты, определение возможности использования опыта применительно к кон- кретным условиям и обстоятельствам. Примеры тем:
- «Зарубежный опыт нормативно-правового обеспечения социальной защиты инвалидов»;
- «Социальное обеспечение в странах Восточной Европы: сравнитель- ный анализ»;
- «Региональный опыт социального обеспечения граждан пожилого воз- раста».
Подготовка студента к научно-исследовательской деятельности начина- ется во время написания курсовых работ. Курсовые работы вполне могут быть началом будущей дипломной работы.
Работа студента по выбору темы. Это один из важных этапов в работе студента. От выбора темы зависит, в какой степени студенту будет интересно заниматься исследованием, и работать над ним длительное время, его целе- устремленность и настойчивость.
Так, темой ВКР может стать проблема, разрабатываемая в процессе написания курсовых работ.
На выбор темы дипломной работы могут также повлиять научные инте- ресы студента, темы его выступлений на научных конференциях, а также место и содержание производственной практики. При отсутствии инициативы со сто- роны студента тема дипломной работа подбирается в соответствии с темати- кой работ, утвержденной за полгода до начала проведения ГИА (Приложение
6).
После поступления заявления (Приложение 1) от студентов для утвер- ждения выбранных тем дипломных работ и закрепления за ними научных руко- водителей собирается заседание кафедры, на котором происходит обсуждение и принятие соответствующих решений. Кафедра может:
• утвердить просьбу студента;
• уточнить тему дипломной работы, изложенную в заявлении студента;
• принять решение о необходимости дополнительного анализа темы, предложенной для обсуждения, и поручить преподавателю - научному ру- ководителю студента - подготовить предложения по ее изменению;
• при необходимости назначить другого научного руководителя по теме дипломной работы студента;
• по отдельным темам (с согласия учебно-методической комиссии), в ин- тересах качества выполнения дипломных работ, к научному руководству могут привлекаться специалисты учреждений социальной защиты населения и орга- нов Пенсионного фонда РФ, ученые других кафедр, научные интересы которых совпадают с исследуемыми студентами проблемами;
• по темам, которые носят междисциплинарный характер, принять реше- ние о назначении научного руководителя и консультанта.
Наиболее целесообразно, чтобы вся работа по выбору студентом темы дипломной работы, обсуждение, утверждение тем и назначение научных руко-
7 водителей на заседании кафедры завершилась к концу 5 семестра. Поданные заявления предварительно просматривает заведующий кафедрой. На основа- нии данных, представленных выпускающей кафедрой, издается приказ по ин- ституту. Проект приказа о закреплении тем выпускных квалификационных ра- бот подготавливается кафедрой за две недели до начала преддипломной прак- тики. Студент должен ознакомиться с окончательной формулировкой темы вы- пускной квалификационной работы в приказе. Последующие изменения темы не допускаются. После утверждения темы студенту выдается задание на вы- пускную квалификационную работу (Приложение 2), которое он заполняет в 2-х экземплярах.
2.2. Взаимодействие студента с научным руководителем
Важная роль в обеспечении качества подготовки ВКР принадлежит науч- ному руководителю, который обеспечивает выход студентов на уровень систе- матизации результатов своего обучения в образовательном учреждении. На начальном этапе работы научный руководитель:
• выясняет понимание студентом темы дипломной работы, ее объекта и предмета;
• определяет порядок взаимодействия в процессе работы студента над темой дипломной работы;
• оказывает помощь дипломнику:
- в составлении плана-графика, который содержится в бланке задания на дипломную работу. План-график подготовки и защиты дипломной работы - это своего рода план деятельности дипломника. Такой план включает распределе- ние по времени выполнения дипломником наиболее важных этапов разработки дипломной работы и позволяет научному руководителю контролировать свое- временность и качество выполнения студентом работы.
- в определении и формулировании научного аппарата дипломной рабо- ты: исследуемой проблемы, объекта и предмета, цели, основных задач;
- в составлении плана дипломной работы;
- в составлении библиографии по теме;
- дает рекомендации по работе над темой диплома в целом, по изучению литературы, изложенной в библиографии.
На этапе написания и оформления студентом работы научный руководи- тель:
осуществляет контроль за ходом и качеством выполняемой студентом работы;
оказывает помощь в работе, проверяет результаты, дает рекоменда- ции по доработке, устранению недостатков, при необходимости оказывает по- мощь в выполнении тех или иных заданий;
информирует заведующего кафедрой о выполнении студентом графи- ка подготовки дипломной работы. При необходимости ставит вопрос о специ- альном заслушивании студента по его работе над дипломом, в целях своевре- менного принятия решения об изменении его отношения к делу. По инициативе научного руководителя, в исключительных случаях, может ставиться вопрос об