Файл: Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской рабочей программы. История России. 10 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской рабочей программы.
«История России. 10 класс» в трех частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;
«История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г.- начало XXI в. (базовый и углублённый уровни)», Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Под ред. Карпова С.П. «Русское слово», 2019 год.
Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные
• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;
• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
• применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;
• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
• конструктивно применять исторические и историкокультурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
Содержание учебного материала
«Всеобщая история»
Раздел I. Первая мировая война и её итоги.
Первая мировая война: фронт и тыл. Международные отношения накануне Первой мировой войны. Причины начала мирового конфликта. Сараевское убийство. Дипломатическая подготовка войны. Вступление в вой ну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Планы основных воюющих сторон, соотношение сил. Военные действия 1914 г.: битва на реке Марна, «бег к морю», морское сражение при Гельголанде, Галицийская битва. Вступление в войну Османской империи. Итоги военной кампании 1914 г.
Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Трения между державами-победительницами. 14 пунктов Вудро Вильсона. Условия и противоречия Версальского мира. Вашингтонская конференция: причины созыва, ход и результаты.
Раздел II. Ведущие державы Запада между мировыми вой нами.
Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. Предпосылки подъёма революционных и национально-освободительных движений в странах Европы и Азии в конце первого десятилетия ХХ в. Влияние октябрьских событий Великой российской революции 1917 г. на идеологию и политику социал-демократии и освободительные движения зарубежных стран. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии и её итоги. Веймарская республика. Революция 1919 г. в Венгрии: причины, ход и результаты. Образование Коммунистического интернационала. Национально-освободительная революция в Ирландии. Национально-освободительные движения и революции 1920-х гг. в государствах Востока: Турция, Иран, Афганистан, Индия, Китай.
Левые и правые в политической жизни Западной Европы в 1920-е гг. Раскол социал- демократического движения: причины, направления и теоретики, участие в политической жизни стран Западной Европы. Зарождение фашизма в Италии и националсоциализма в Германии. Основные характеристики идеологии фашизма. Фашистский режим в Италии. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч.
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Социально- экономическое и политическое положение США после Первой мировой войны. План Ч. Дауэса. Лидерство США в мировой экономике. Начало Великой депрессии. Мировой экономический кризис: причины и сущность. Социально- политические последствия Великой депрессии. Победа Ф. Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс»: основные направления. «Новый курс» как первый в истории опыт государственного регулирования рыночной экономики в условиях демократии, создания общегосударственной системы социальной защиты в США. Итоги «Нового курса». * Мировые экономические кризисы в истории человечества. Ф. Д. Рузвельт как политик. Отношение к нему в американском обществе.
Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Рост популярности и поддержки нацизма в германском обществе в годы экономического кризиса. Приход нацистов к власти (1933) и политическая программа А. Гитлера. Утверждение фашистской диктатуры: запрещение оппозиции, борьба с инакомыслием, система трудового фронта и ликвидации безработицы. Расовая теория и её реализация в школах, культуре, обществе Германии. Создание лагерей смерти. «Ариизация» экономики. Тоталитарный режим. Фашизм в Италии. Причины подъёма национализма и милитаризации Японии во второй половине 1920-х — 1930-е гг. Меморандум Танака. Распространение фашистской идеологии. Внутренние и внешние условия фашизации государств Европы в 1920–1930-е гг.
Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. Великобритания в начале 1920-х гг. Общее и особенное в проявлениях мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. в Великобритании. Создание коалиционного национального правительства и политика социальных компромиссов. Причины непопулярности ультраправых фашистских организаций в Великобритании. Общее и особенное в проявлениях мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. во Франции. Активизация фашистского движения и противодействие ему. Значение Пакта о единстве действий коммунистической и социалистической партий. Создание и деятельность Народного фронта. Политика Правительства национальной обороны.
Милитаризм и пацифизм на международной арене. Десятилетие пацифизма. Причины снижения пацифистских настроений в 1930-е гг. и нарастания агрессии. Внешняя политика Японии в 1930-е гг. Захват Японией Маньчжурии. Реакция Лиги Наций и других стран мира на акты агрессии со стороны Германии, Италии, Японии. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Итало-эфиопская вой на 1935– 1936 гг. Оккупация Германией Рейнской зоны. Создание оси Берлин–Рим–Токио. Гражданская вой на в Испании: причины, основные участники, ход событий. Франкистский мятеж. Итало-германская интервенция в Испании. Поражение Испанской республики.
Раздел III. Человечество во Второй мировой войне.
Начальный период Второй мировой войны. Причины новой мировой войны. Соотношение сил и стратегия противников. Блицкриг. «Странная вой на», линия Мажино. Разгром Польши. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и её союзников. Битва за Британию. «Новый порядок» в Европе. Нацистская политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско- германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и её международные последствия для СССР. Рост советско-германских противоречий. Подписание Тройственного пакта. Нападение Германии на СССР. Срыв плана «Барбаросса». Формирование антигитлеровской коалиции: хронология, проблемы и достижения. Агрессия Японии на Тихом океане в 1940–1941 гг. Пёрл-Харбор и вступление в войну США. «Новый порядок» на восточноазиатском пространстве.