Файл: Симметрия и параллельный перенос в русских и бурятских орнаментах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название

Формы сетчатого орнаментаквадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и так далее.




Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты
По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный.

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa — цвет) - это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра (Рисунок 2.33). Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный.

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

4. Симметрия и параллельный перенос в русских и бурятских орнаментах.


Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая (стилизуя) и сохраняя самое характерное.

Изучая национальные костюмы и предметы быта, видишь перед собой как бы овеществленную историю народа, историю его культуры.
В своей культуре буряты активно используют традиционные орнаменты - узоры, основанные на повторении и чередовании различных элементов. Издавна бурятский орнамент играет роль оберега, талисмана и благопожелания, им украшают многие вещи, мебель, одежду.

Любой такой узор, как сложный, так и лаконичный, содержит определённый смысл, например, пожелания здоровья, долгих лет жизни. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

К традиционным узорам бурятов относится круг, символизирующий Солнце и свет.

Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культурах многих народов. Образцом начального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга - это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца.

Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени. Круг символизирует вечность, бесконечность. Вся живая и неживая природа округлая, а то, что создано руками человека, может быть любой формы.

Для пошива костюмов используются ткани с нанесенными кругами. Каждый из кругов представляет собой розетку.

Розетки в виде кругов используются для отделки не только костюмов, но и сундуков, мебели, оберегов.



На первой розетке и русском орнаменте (Рисунок 2.35) мы можем увидеть и центральную, и симметрию относительно прямой, а также поворотную симметрию 4-го порядка, элементы которой получены поворотом на 90 градусов.

Данная розетка имеет четыре оси симметрии. На второй розетке (Рисунок 2.35) видно симметрию относительно прямой, элементы которой получены поворотом на 72 градуса. Она имеет пять осей симметрии. На третьей розетке (Рисунок 2.35) можно заметить и центральную симметрию, и осевую, элементы которой получены поворотом на 60 градусов.

Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов - геометрические. Ведущими мотивами геометрического орнамента являются «меандр» или «алхан хээ» - (молоточный орнамент). Меандр - «алхан хээ» называют молоточным, так как по-бурятски и монгольски «алха»- молоток. Он может быть нанесен на ткани и в виде каймы.

На данном куске ткани (Рисунок 2.37) мы видим данный орнамент. На нем можно отметить центральную симметрию и параллельный перенос.



О первом и втором геометрических орнаментах (Рисунок 2.37) можно сказать, что они выполнены с помощью параллельного переноса, на них можно заметить осевую симметрию. Третий орнамент выполнен с помощью параллельного переноса.

Ещё один распространённый в бурятской культуре узор - улзы, «плетенка» - символ счастья, благополучия и долголетия. Этот орнамент принято считать индийским по происхождению (Рисунок 2.39).

Такие орнаменты, как правило, имеют несколько осей симметрии, центр симметрии (Рисунок 2.39). Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами (Рисунок 2.40).






В нанесении узора на бурятских, шэрдэгах получили развитие два типа орнаментальных мотивов: геометрический и цветочный. При нанесении цветочного орнамента используется четырехлепестковая розетка, из геометрических – ромбы или квадраты.

Ниже представлены орнаменты бурятских национальных костюмов, на которых мы можем увидеть симметрию и ее разновидности (Рисунок 2.41).



У жителей села Алханай мне удалось найти старинные сундуки с орнаментами (Рисунок 2.42 – 2.48) . На них явно видно наличие осевой симметрии, поворотной и центральной симметрии.




Для русского орнамента Забайкальцев характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей и человеческих фигур.

Примерами переносной симметрии являются такие виды орнаментов как ленточный (бордюры и кайма), которые используются для отделки костюмов, полотенец, скатертей (Рисунок 2.50).



На рисунках ниже мы видим осевую симметрию (Рисунок 2.51):


Если посмотреть на русский орнамент Забайкальских костюмов - он очень разнообразен. Декоративные элементы составляются из символов и отражают чувства и интересы человека. Цвет в узоре имеет особое значение. Красный цвет выражает восторг, радость.



Присмотревшись к костюмам Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры» (Рисунок 2.52), можно заметить многочисленные орнаменты в отделке костюмов. Симметрия видна и в головных уборах, мужских рубахах, женских платьях, отдельных элементах костюмов.

Чаще всего встречается геометрический орнамент. Он характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Если присмотреться, то можно увидеть, что основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат.

Присутствует и мотив креста - косого или прямого, равностороннего, с загнутыми концами, с выступами-гребешками. Очень часто встречаются фигуры треугольников, которые могут быть частью ромбического орнамента и самостоятельным узором: соединяются вершинами, накладываются один на другой.


Промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах расположения геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональные соотношения его частей. Это придает костюму особый стиль.

Отличительной чертой русских орнаментов от бурятских является то, что издавна на Руси орнаменты вышивались на тканях (Рисунок 2.53). Поэтому на скатертях, полотенцах, платьях, рубахах мы зачастую можем встретить вышитый орнамент.

Поэтому по видам орнамента он может быть не только геометрическим, но и другими видами. На таких орнаментах в большинстве случаев есть параллельный перенос, осевая
симметрия. На отдельных элементах можно увидеть и центральную симметрию (Рисунок 2.54).




В росписи на деревянной посуде используется в большинстве случаев растительные орнаменты, на которых мы можем увидеть повторяющиеся мотивы (параллельный перенос), и разные виды симметрии (Рисунок 2.55, 2.56).





Таким образом, описание отдельных русских и бурятских орнаментальных мотивов и их расположения на деталях одежды и некоторых предметах быта наглядно демонстрирует присутствие, переносной, осевой и видов симметрии, которые являются причиной эстетической привлекательности русского и бурятского орнаментов.

Значит, симметрия играет важную роль для создания орнаментов, украшающих национальные костюмы, предметы быта народов Забайкалья (русских и бурят).


Вывод

Работая над темой, мы познакомились с симметрией и ее видами: осевой, центральной, поворотной, переносной. Мы узнали, что такое орнамент. Рассматривая орнаменты русских и бурят я обнаружила наличие симметрии в орнаментах. Чаще всего встречается осевая и центральная симметрии. Орнаменты используются не только в изготовлении костюмов, но и при украшении различных предметов (мебели, утвари, оружия и так далее).

В результате проведенного исследования я пришли к следующим выводам:

  • сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии;

  • орнаменты на одежде и головных уборах национальных костюмов выстраиваются с применением симметрии: осевой, переносной и зеркальной;

  • для бурятского орнамента характерны такие виды орнаментов с наличием симметрии, как ленточный фриз, геометрический в котором ведущими мотивами являются «меандр» и «алхан хээ»; для пошива костюмов используются ткани с нанесенным сетчатым орнаментом;

  • в составе орнамента национальной русской одежды чаще всего используются ленточные бордюры и кайма; для строгого чередования ритмических элементов используется геометрический орнамент, часто встречается растительный.


Как сказал немецкий математик Герман Вейль: «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Мы полностью согласны с его словами и убедились в этом, изучая симметрию. Увидели ее многообразие в орнаментах национальных костюмов, предметах быта и считаю, что симметрия - это основное преобразование фигур для создания орнаментальных мотивов.

Литература

1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия, 7-9. Учеб. для общеобразовательных учреждений. Москва, 2002 г. – С. 110 – 113.

2. Геометрия: Красота и гармония. Авт.-сост. Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Геометрия: Доп. Главы к шк. Учеб. 8 кл. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. М.: Просвещение, 1996.

4. Семёнов С.Е. Изучаем геометрию: Кн. Для учащихся 6 – 8 классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1987.

5. Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1982.

6. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,1999.

7. Тумунов Ж.Т. Энциклопедия Агинских бурят. Чита, 2002 г.

8. Виды орнамента /Электронный ресурс/

9. Национальный бурятский костюм. Особенности бурятской одежды. /Электронный ресурс/

10. Бурятские орнаменты /Электронный ресурс/