Файл: Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Конституционное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 343
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведомственные нормативные правовые акты могут быть изданы исключительно в форме приказа, постановления, правил, инструкции, положения и распоряжения, следовательно, различные письма, телеграммы, циркуляры и т. п. нормативными актами быть не могут. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 с изм. и доп. На Министерство юстиции РФ возложена важная функция — осуществлять регистрацию ведомственных нормативных правовых актов:
а) затрагивающих права и свободы человека и гражданина;
б) устанавливающие статус общественных объединений;
в) межведомственных.
В субъектах РФ исполнительную власть осуществляют органы, формируемые субъектами РФ; однако на территориях регионов функционируют и территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые органам государственной власти субъектов РФ не подчиняются. Часть 2 ст. 77 Конституции РФ содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Однако не менее важным является и уяснение границ «исполнительной вертикали»: органы исполнительной власти образуют единую систему только в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а вне этих пределов региональные органы исполнительной власти самостоятельно осуществляют государственное управление в различных сферах общественной жизни.
Подробная характеристика различных аспектов правового регулирования государственного управления в сфере функционирования органов исполнительной власти составляет предмет административного права России.
Тема 17
Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры
17.1. Конституционные основы судебной власти
Конституция РФ, исходя из принципа разделения власти, относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Как и другие ветви государственной власти, судебная власть обладает рядом специфических черт, в частности именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные органы (Судебная палата по информационным спорам, суды чести офицеров в Вооруженных Силах, товарищеские суды, спортивные арбитражи, церковные суды, учрежденные Русской православной церковью в октябре 2004 г., шариатские суды и т. п.) правосудие не отправляют. Конституция РФ в отличие от основных законов ряда зарубежных государств запрещает создание чрезвычайных судов.
Под термином «суд» Конституция РФ и другие законы понимают судебный орган (или судью) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с установленной законом юрисдикцией: Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ, суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной и т. п. суд, военный суд, Верховный Суд РФ), арбитражный суд (субъекта РФ, апелляционный, окружной, Высший Арбитражный Суд РФ), третейский суд. Судебная система России закреплена в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с изм. и доп. Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа, в частности Европейского Суда по правам человека, то его решения являются обязательными для России.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом административное судопроизводство институционально (организационно) оформлено не до конца последовательно: в судебной системе РФ нет пока самостоятельной подсистемы административных судов (они должны быть созданы в ходе осуществляющейся судебной реформы), и административные споры рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные административные коллегии).
В отличие от законодательной и исполнительной власти носителем судебной власти является не судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства. Численность судей, за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой подход объясняется тем, что установить эту численность единожды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей, последовательным учреждением арбитражных апелляционных судов, в перспективе — административных судов и т. д., а финансирование судов должно быть предусмотрено именно в федеральном бюджете.
Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с изм. и доп.
Общие требования к кандидату на должность судьи:
гражданство РФ;
возрастной ценз — не моложе 25 лет;
высшее юридическое образование;
стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования: работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.);
отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование; перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден Постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 № 78).
Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.
Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ; судьи других федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ; судьи конституционных (уставных) судов назначаются на должность законодательными органами субъектов РФ; мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей велика роль самого судейского сообщества. Прежде всего обязательное условие для назначения на должность судьи — успешная сдача квалификационного экзамена, проводимого квалификационными коллегиями судей.
В составе квалификационных коллегий представлены и другие ветви власти: Президент РФ, представители общественности, назначаемые законодательными органами субъектов РФ и Советом Федерации. Это дает основание говорить о том, что в формировании судейского корпуса принимают участие все ветви государственной власти, хотя и не непосредственно (в частности, согласия региональных органов государственной власти на назначение судей федеральных судов, функционирующих на территории соответствующего субъекта РФ, не требуется). Кроме того, Президент РФ назначение на должность федерального судьи или представление кандидатуры Совету Федерации осуществляет не произвольно, а по представлению или с учетом мнения председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (порядок представления кандидатур на должности судей Конституционного Суда РФ закреплен в Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
В функционировании судебной власти на любом уровне велика роль судейской общественности, органов судейского сообщества. Членами этого сообщества являются все судьи с момента принесения присяги. В соответствии с Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» систему этих органов образуют:
Всероссийский съезд судей;
Совет судей РФ;
конференции судей субъектов РФ;
советы судей субъектов РФ;
общие собрания судей судов.
Всероссийским съездом судей и конференциями судей субъектов РФ формируются соответственно Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ (которые, однако, не подотчетны сформировавшим их Съезду и конференциям судей).
Статус судьи характеризуется следующими принципами:
• независимости;
• несовместимости;
• несменяемости;
• неприкосновенности.
Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону (данный принцип не колеблет возможность разрешения спора на основе регионального закона или акта подзаконного характера, поскольку отправные принципы осуществления правосудия, процессуальные нормы, на основе которых принимается решение, закреплены федеральным законодательством). В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны.
На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установление ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из федерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи, особая государственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.). Меры обеспечения независимости судей закреплены и в ряде специальных законов, в частности в Федеральных законах от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и др.
Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).
Несменяемость судьиозначает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе вышестоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность — предельный возраст для пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет). Первое назначение на должность судьи федерального суда (кроме судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) осуществляется на три года, затем — без ограничения срока; первое назначение (избрание) на должность мирового судьи осуществляется на срок не более пяти лет, а последующие назначения (избрания) — на срок не менее пяти лет.
Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно. Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии т. н. дискредитирующих обстоятельств). Полномочия судьи приостанавливаются в случае признания его безвестно отсутствующим, на период предвыборной кампании, в случае избрания судьи депутатом представительного органа власти, а также в случае возбуждения в отношении него уголовного дела.
Неприкосновенность судьи(судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ — с согласия судей Конституционного Суда). Привлечение судьи к административной ответственности осуществляется по представлению