Файл: Статья посвящена изучению одного из ключевых понятий инклюзивного образования толерантности. В частности, рассмотрен ее коммуникативный аспект..rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отрицательные корреляции между показателями методики “КОС” и шкалами 4 “неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров” (г = -0,142 при р < 0,05) и 9 “неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других” (г = -0,142 при р < 0,05) говорят о том, что чем более развиты коммуникативные и организационные способности, тем большую гибкость и лабильность в общении способен проявлять индивид, он понимает настроение и желание собеседника и учитывает это в процессе общения.
Связь между коммуникативными и организационными способностями и шкалой 7 “неумение прощать другим ошибки” (г = -0,165 при р < 0,05) свидетельствует о доброжелательности, открытости, умении и готовности прощать обиды других тех партнеров по общению, чей уровень коммуникативных и организационных способностей выше. Молодые люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организационных способностей склонны таить обиды, не готовы их прощать.
Результаты проведенного исследования, анализ психолого-педагогической литературы позволяют выделить в структуре коммуникативной толерантности будущего педагога инклюзивного образования некоторые коммуникативные умения и навыки: 1) умение установить доверительный контакт с ребенком и его родителями (официальными представителями); 2) умение правильно, с учетом психофизических и речевых возможностей определить способ общения с ребенком; 3) умение нестандартно, без ущемления достоинства ребенка реагировать на конфликт, в том числе при его возникновении между детьми в классе или группе; 4) умение понимать эмоциональное состояние ребенка и учитывать это в разговоре с ним; 5) умение правильно использовать невербальные средства общения (мимика, жесты, поза); 6) быть доброжелательным, открытым и искренним в общении с детьми.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии взаимосвязи между уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей и общей коммуникативной толерантностью: чем выше уровень коммуникативных способностей, тем ниже некоторые показатели методики общей коммуникативной толерантности. Развитие высокого уровня коммуникативной толерантности позволит будущим педагогам формировать высокую коммуникативную компетентность, достигать значимых результатов в профессиональной деятельности, сохранять психическое здоровье, внутреннюю гармонию и самоконтроль. Полученные результаты исследования могут быть использованы при построении программ по профессионально-личностной подготовке будущих педагогов инклюзивного образования.
Список использованных источников
-
Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Сайт Министерства образования Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2016. - Режим доступа: http://edu.gov.by. - Дата доступа: 11.05.2016 -
Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Издательский центр “Академия”, 2004. - 272 с. -
Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92. -
Касьянова, Е. и. Теоретический анализ коммуникативной толерантности / Е. И. Касьянова, Н. И. Виноградова // Ученые записки ЗабГУ. - 2014. - № 4(57). - С. 28-34. -
Бойко, В. В. Энергия эмоций: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - Москва: Филинъ, 1996. - 472 с. -
Гришук, В. М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. М. Гришук. - Киров, 2005. - 228 с. -
Толстикова, С. Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С. Н. Толстикова. - Калуга, 2002. - 176 с. -
Яцевич, Л. П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. П. Яцевич. - Чита, 2010. - 193 с. -
Хитрюк, В. В. Толерантность будущих педагогов к детям с особыми образовательными потребностями: к вопросу о готовности к работе в условиях образовательной инклюзии / В. В. Хитрюк, О. А. Ульянова // Веснж Брэсцкага ушверспэта. Сер. 3, Фшалопя. Педагогжа. Пскалогш. - 2013. - № 1. - С. 120-129. -
Истратова, О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 5-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 375 с.