ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Термин «декоративное искусство» произошёл от латинского слова «decorо» - «украшаю» и обозначает пластические искусства. В декоративном искусстве, тесно вплетённом в повседневную жизнь для создания отдельных предметов или архитектурного декора, используются разнообразные виды техники. Декор произведений декоративного искусства состоит из сочетания утилитарного и эстетического назначения.
Пластические искусства также называют пространственными, т.е. такими видами визуального искусства, которые существуют в пространстве, не изменяясь во времени, и призваны формировать окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в неё образно - эстетическое начало.
Пластические искусства делятся на две категории:
. Изобразительные виды искусств. К ним относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство;
. Архитектура и декоративно - прикладное искусство (народное творчество и конструирование).
Декоративное искусство - искусство создания предметов быта, предназначение которых удовлетворение практических и художественно - эстетических потребностей людей. Эстетические качества произведения декоративного искусства обуславливаются ее внешним видом: материал из которого она производится и техника изготовления.
Декоративная отделка, экстерьерная и интерьерная роспись используют большее количество изобразительных средств. Декоративное панно и статуя могут рассматриваться как часть архитектурного ансамбля и как самостоятельные художественные произведения. С развитием дизайна, призванного совершенствовать эстетические качества предметного мира, производство изделий декоративно-прикладного искусства все чаще ограничивается созданием небольших серий или даже отдельных произведений, что делает такие произведения элитарными и эксклюзивными.
Декоративное искусство тесно связано с архитектурой и дизайном. В понятие декоративное искусство входит:
1. Монументально - декоративное искусство. Это крупные произведения искусства, которые служат декорированием архитектурных сооружений и прилегающих к ним территорий, а именно: витражи, мозаики, росписи, рельефы: на фасадах и в интерьерах; декоративная садово-парковая и монументальная скульптура;
2. Декоративно-прикладное искусство. Это изготовление художественных изделий, которые служат для украшения быта человека. К ним относятся посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки, бытовая техника и т.д.;
3. Оформительское искусство. Это произведения временного характера или постоянного с меняющейся информацией. Они служат для украшения общественных мероприятий или носят информативный характер. К ним относится праздничное оформление улиц, площадей, производственных территорий демонстраций, народных празднеств, физкультурных выступлений и парадов, а также оформление витрин, различного рода экспозиций, информационных листов и плакатов.
Таким образом, произведения декоративного искусства всегда связаны со средой, для которой они предназначаются. Декоративное искусство направлено на создание красивых вещей и монументальных произведений, с целостным, эстетически выразительным образом.
Декоративность является одним из главных художественных средств произведений монументально - декоративного искусства. Она присуща и произведениям изобразительного искусства, как станковым, так и декоративно - прикладным, вступающим во взаимосвязь с архитектурой и образующим художественный ансамбль.
Декоративность несёт в себе не только признаки времени, но и социальные идеи, культурные, технические и модные тенденции. Предметы монументально-декоративного творчества, как и предметы изящных искусств, могут иметь только эстетическое назначение, и не нести никакой утилитарной нагрузки. Их назначение лишь в обогащении интерьера архитектурными или графическими элементами, и создании декоративного акцента. декоративный живопись панно художник
Монументально - декоративное искусство является одной из составляющих декоративного искусства в целом. Это пластическое пространственное искусство, связанное с архитектурой и окружающим пространством, которое включает в себя идейно завершённые произведения большого формата. К монументально - декоративному искусству относятся такие произведения, как:
. Монументальная скульптура - это вид изобразительного искусства, произведения которого тесно связанны с архитектурной средой и посвящается великим историческим событиям или людям. Отличительными чертами монументальной скульптуры являются: крупногабаритные масштабы, единство с архитектурно-пространственной средой. Монументальная скульптура исполняется в виде мемориалов, памятников, монументов, стел, обелисков, ростральных колонн, триумфальных арок, колонн и ворот. Ярким примером монументальной скульптуры служит памятник Петру I - бронзовый конный памятник перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге, выполнен итальянским скульптором Карлом Растрелли.
. Монументально - декоративная скульптура. Она служит для оформления фасадов, интерьеров зданий, а так же может быть элементом садово-паркового ансамбля. Декоративная скульптура служит поддерживающим элементом архитектурной конструкции сооружения, например: атлант поддерживает карниз или балкон, кариатида - женская фигура, является опорой балки в здании и протома. Огромное количество видов монументально - декоративной скульптуры, является украшением интерьера: аркотерий, бига, канефора, капитель, маскарон, метоп, пандатив, плафон, портал, розетка, фриз и фронтон. Пример: Фигура атланта, украшающая Большой Царскосельский дворец.
. Монументальная и монументально - декоративная живопись - это живопись на архитектурных сооружениях, характерная черта - гигантские размеры и привязанность к архитектурным поверхностям. Основные виды монументальной живописи: фреска, а секко, мозаика, витраж, декоративные росписи и декоративные панно. Примером монументальной живописи являются, фрески Сикстинской капеллы выполненные группой флорентийских художников (Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли).
Монументально-декоративная живопись тесно связана с архитектурными сооружениями или произведениями прикладного искусства. В первом случае такую живопись называют также монументальной живописью вследствие ее размеров и силу тесной ее связи с архитектурой, носящей монументальный характер.
К монументально - декоративной живописи относятся:
. Фреска - это древняя техника монументальной живописи, особенностью которой является, нанесение рисунка водорастворимыми красками по сырой основе. Основа для фрески - левкас или штукатурка - смесь гашеной извести с песком. Краски для фрески - натуральные пигменты, разведенные обычной водой. После высыхания основы, краски нанесенные по сырой штукатурке становятся с ней единым целым, на поверхности высохшей извести образуется кальциевая прозрачная пленка, защищающая живопись на века.
. Мозаика - монументальное и декоративно-прикладное искусство создания произведений, создание которых происходит при наборе, компоновки и закреплении на поверхности стен разноцветных керамических плиток, смальты и других материалов. Популярность мозаики во все времена, обусловленная ее долговечностью и особыми свойствами: жаростойкость, ударопрочность и водонепроницаемость. Многолетнюю сохранность мозаике обеспечивают материалы из которых она создается: камни, смальта и керамика - они не изменятся и сохранят свой цвет в течении многих лет, примером может служить лицевая сторона шумерской шкатулки «Штандарт Ура».
. Декоративная роспись - вид монументальной живописи, широко применяется в художественном оформлении интерьеров, создавая монументальные композиции тесно связанные с архитектурой: расписывают потолки, стены, арки в едином стиле. Настенные росписи выполняются масляными, акриловыми или темперными красками непосредственно на отштукатуренных поверхностях архитектурных сооружений.
. Декоративные панно-живописные панно, выполненные на холсте и закрепляющиеся на стенах или потолке, с применением различных декоративных эффектов. Декоративное панно может выполнятся как декоративная вставка в интерьере, либо занимать значительную часть помещения.
. Витраж - произведение монументального искусства, выполняемое из цветного и расписанного стекла или других светопропускающих материалов, служит для заполнения оконных проемов в архитектурном сооружении. В современных витражах используют бесцветное стекло, литое стекло, толстое колотое стекло (литому и прессованному стеклу придаются всевозможные фактуры и степени прозрачности), различные цветные стекла и зеркала. Так же существуют различные виды обработки стекол для витража: травление, роспись, пескоструйная обработка и т.д. Известным примером являются витражи Кентерберийского собора в Великобритании.
. Сграффито-настенная одноцветная или полицветная декоративная роспись, техника которой заключается в постепенном наложении нескольких слоев штукатурки разных слоев. После высыхания, внешний слой процарапывают или полностью удаляют участки, создавая тем самым рисунок или узор.
Произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственной или плоскостно-декоративной манере. Они могут быть доминантой архитектурного ансамбля, а могут только декорировать поверхность.
.2 История декоративной живописи
Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ («пещерная живопись») первых людей на земле.
История развития декоративной живописи насчитывает многие тысячелетия. Древнейшими образцами ее являются пещерные изображения животных, нанесенные на стены пещер. Точное время нанесения этих изображений неизвестно, но ученые относят их палеолиту, так называемому древнекаменному периоду. Изображения исполнялись в виде рельефа или выцарапывались острым орудием, а так же наносились красной глиной, черной копотью и коричневой, состоящей из двух красок, смешанных с жиром или костным мозгом. Эти довольно реалистические изображения травоядных и хищных животных уже в полной мере могут быть названы живописью.
Эти изображений часто помещены в темных закоулках, на потолках, т.е. В таких местах, их было трудно, а иногда невозможно, возможно изображения делались не для украшения пещер, а как религиозные или магические талисманы. Или они были тотемами прародителей рода, или должны привлекать нарисованных животных в добычу охотникам. Рисунки наносили непосредственно перед охотой, как ритуал; считалось, что после исполнения этого ритуала, охота будет удачной.
Особенно высокого совершенства достигла роспись древнеегипетских гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистические изображения) с ее музыкальной ритмичностью и четкостью композиции, изысканностью линий. Более разработанный и законченный вид имеют декоративные росписи Египта. Эти изображения не были украшением, а являлись частью погребального ритуала: после погребения входы в гробницы замуровывались. В отличии от других культур египетская живопись носила условный характер: лицо рисовалось в профиль с глазом в фас, плечи разворачивались в фас, но ноги показывались в профиль. Несмотря на эти условности, изображения египтян не лишены реализма в передаче движений различных фигур и характеристике типов лица, в обликах животных и птиц, с присущими им повадками, характерными позами.
Позже изображения появляются на стенах храмов и становятся доступны для созерцания. В них восхваляются подвиги и деяния божеств или их представителя на земле - фараона. Фигура фараона изображается всегда значительно большей ростом, чем простые смертные. На наружных стенах видимые всем изображения призваны воздействовать на широкие массы и имеют целью украсить здание. Поэтому наряду с живописью и рельефами появляются и орнаменты, живописные и рельефные, как бы продолжающие и разнообразящие архитектурные формы.
Орнамент сначала изображал пучки, букеты, гирлянды, которые подвязывались к стенам или колоннам сооружений. Эти изображения носили наивно-реалистический характер, затем понемногу упрощались. Природный ритм цветов, листьев, пальмовых ветвей, животных вдохновлял художника вносить ритмы в расположение изображаемых предметов. Он повторял на равных расстояниях одинаковые, хотя бы приблизительно, фигуры. Реальные формы предметов, упрощаясь, превращались понемногу в отвлеченные фигуры - символы предметов и понятий. Таким образом, получались орнаментальные формы, в которых трудно расшифровать их происхождение и имеют кроме символического значения, и исполняют функцию декорирования интерьера и экстерьера.