Файл: Системы обеспечения промышленной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1858

Скачиваний: 126

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все проверки безопасности опасных производственных объектов, а также изменения в проверках безопасности опасных производственных объектов основаны на отраслевой экспертизе безопасности. Инспекция безопасности на опасных производственных объектах не может быть проведена без окончательного результата анализа промышленной безопасности для такой инспекции и модификаций, если это применимо. Паспорт безопасности опасных производственных объектов представляется организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности после регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, указанные в паспорте безопасности опасного производственного объекта, должны быть представлены организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительных результатов. Знание техники безопасности на производстве. (Федеральный закон дополнен абзацами с 15 марта 2013 г. по 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ).

В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности уполномочен с 2017 года принять руководство по безопасности, содержащее определения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны соблюдать положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другие федеральные нормативные акты; Исполнительный указ президента. Конституционные нормы Российской Федерации, в том числе федеральные законы и нормативные акты в области промышленной безопасности, принимаемые Российской Федерацией.

Многие промышленные предприятия выпускают продукцию для обороноспособности страны, добывают полезные ископаемые шахтным и другими рискованными способами. При изготовлении вооружений используются взрывчатые материалы, химические спецсредства. Ликвидация вооружений требует проведения операций по демонтажу и утилизации хранилищ отработанных химических веществ. При этом существует высокий уровень вероятности получения травм персоналом и повреждения оборудования в результате неправильных действий работников, самопроизвольного включения оборудования или воздействия иных факторов. Кроме этого, на опасные производственные объекты могут воздействовать внешние природные факторы – климатические, сейсмические и другие.


Класс ОПО зависит от уровня потенциального риска, который может привести к аварии. По существующей классификации опасные производственные объекты делят на четыре класса. Категорию присваивает эксплуатирующая организация по итогам идентификации, для проведения которой можно привлекать сторонних экспертов. Идентификация позволяет определить наименование и тип ОПО, признаки опасности, количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта. Во время идентификации анализируют: проектную документацию; обоснования безопасности; декларации промышленной безопасности; технологические регламенты; генеральный план расположения зданий и сооружений; сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; спецификации установленного оборудования; документацию на технические устройства, используемые на объекте; данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте. По итогам идентификации заполняют сведения, характеризующие ОПО.

Экспертиза ПБ проводится с целью определения соответствия объекта ЭПБ предъявляемым к нему требованиям ПБ и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Техническое устройство, применяемое на ОПО, подлежит ЭПБ.

Порядок проведения ЭПБ устанавливается приказом Ростехнадзора № 538.

Здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

  • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

  • в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

  • после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями ЭПБ.

В соответствии с федеральным законом № 99-ФЗ, экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на проведение ЭПБ, за счет средств заказчика (организации, эксплуатирующей ОПО) на основании договора.

Приказом руководителя организации,

проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов.

В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения ЭПБ и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

Срок проведения ЭПБ определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика ЭПБ комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение ЭПБ. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон.

Организации, имеющей лицензию на проведение ЭПБ, запрещается проводить данную ЭПБ в отношении ОПО, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими ОПО.

Экспертная организация приступает к проведению экспертизы:

  • после предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых документов;

  • после предоставления образцов ТУ либо обеспечения доступа экспертов к ТУ, зданиям и сооружениям, применяемым на ОПО, при этом заказчик обязан предоставить доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к ТУ, применяемым на ОПО, зданиям и сооружениям ОПО, в отношении которых проводится экспертиза.

Важно понимать, что согласно «Правилам проведения экспертизы ПБ», ответственность за качество и результаты работы привлекаемых (подрядных) организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

Результатом проведения ЭПБ является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей ЭПБ, и экспертами, участвовавшими в проведении ЭПБ, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

Заключение ЭПБ может содержать один из нижеприведенных выводов:

  • объект экспертизы соответствует требованиям ПБ;

  • объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям ПБ и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении ТУ либо зданий и сооружений;

  • объект экспертизы не соответствует требованиям ПБ.


По результатам проведения экспертизы декларации ПБ в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

  • об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;

  • о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;

  • о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможности выхода поражающих факторов этих аварий за границу ОПО, а также о возможных последствиях воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;

  • о достаточности мер предотвращения проникновения на ОПО посторонних лиц.

При проведении экспертизы обоснования безопасности ОПО или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

  • оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;

  • оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области ПБ;

  • оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;

  • оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации ОПО в обосновании безопасности;

  • оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации ОПО, установленных в обосновании безопасности.

Заключение экспертизы обоснования безопасности ОПО содержит один из следующих выводов:

  • обоснование безопасности ОПО объекта соответствует требованиям ПБ;

  • обоснование безопасности ОПО не соответствует требованиям ПБ.

Заключение ЭПБ представляется заказчиком в Ростехнадзор для внесения в реестр заключений ЭПБ.

В соответствии со статьей 9 федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  • соблюдать положения федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов президента РФ, нормативных правовых актов правительства РФ, а также ФНП;

  • соблюдать требования обоснования безопасности ОПО;

  • обеспечивать безопасность опытного применения ТУ на ОПО;

  • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области ПБ, подлежащего лицензированию;

  • уведомлять Ростехнадзор о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством РФ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);

  • обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями;

  • допускать к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области ПБ;

  • иметь на ОПО нормативные правовые акты, устанавливающие требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО;

  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований ПБ;

  • создать систему управления промышленной безопасностью (далее – СУПБ) и обеспечивать ее функционирование (в случае эксплуатации ОПО I, II классов опасности);

  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

  • обеспечивать проведение ЭПБ зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и ТУ, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию Ростехнадзора;

  • предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц;

  • обеспечивать выполнение требований ПБ к хранению опасных веществ;

  • разрабатывать декларацию ПБ (в случае эксплуатации ОПО I, II классов опасности);

  • заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

  • выполнять указания, распоряжения и предписания Ростехнадзора, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

  • приостанавливать эксплуатацию ОПО самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на ОПО, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

  • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

  • анализировать причины возникновения инцидента на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

  • своевременно информировать в установленном порядке Ростехнадзор, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО;

  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО;

  • вести учет аварий и инцидентов на ОПО;

  • представлять в Ростехнадзор или его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.


Работники ОПО обязаны:

  • соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок действий в случае аварии или инцидента на ОПО;

  • проходить подготовку и аттестацию в области ПБ;

  • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или других должностных лиц об аварии или инциденте на ОПО;

  • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на ОПО;

  • участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.

ля обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Порядок разработки Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (далее – План мероприятий) и требования к его содержанию установлены постановлением правительства РФ № 730.

  • иметь заключенный и действующий договор на обслуживание ОПО с профессиональным аварийно-спасательным формированием. Предметом такого договора является оказание услуг по обеспечению постоянной готовности сил и средств профессионального аварийно-спасательного формирования, предназначенного для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, аварийными выбросами в окружающую среду взрывоопасных и химически опасных веществ на ОПО организации, с которой заключен договор. В некоторых случаях, установленных законодательством, в дополнение к заключенному и действующему договору на обслуживание ОПО с профессиональным аварийно-спасательным формированием, организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны из числа собственных работников создавать нештатные аварийно-спасательные формирования;

  • на ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, создавать и содержать в постоянной готовности вспомогательные горноспасательные команды;

  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО;

  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий спасателей в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.