Файл: Нарушение товарно-денежных пропорций как фактор появления и развития инфляционного процесса (Теоретические аспекты нарушения товарно-денежных пропорций и влияние этих процессов на инфляцию).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на неустойчивость, в целом в январе-сентябре 2009 г. темпы роста спроса на деньги были ниже, чем в аналогичный период прошлого года, и в значительной мере определялись существенным снижением объема ВВП, темпа роста цен на активы и курсовой динамикой. Тем не менее, в 3 квартале 2009 года на фоне укрепления обменного курса рубля и снижения девальвационных ожиданий спрос на национальную валюту как средство сбережения стал постепенно увеличиваться. В то же время отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги в этот период по-прежнему оказывали снижение экономической активности и динамики цен на активы.

В 3 квартале 2009 года уровень кредитной активности оставался достаточно низким. Из всех компонентов кредитных агрегатов лишь задолженность по рублевым кредитам нефинансовым организациям увеличилась в абсолютном выражении по итогам квартала. Это может быть признаком определенной стабилизации ситуации на кредитных рынках, однако не является явным свидетельством кардинального изменения негативной тенденции. В октябре 2009 года годовой прирост задолженности по кредитам нефинансовым организация составил 5,7% (44,1% годом ранее), задолженность по кредитам физических лиц составила 9,9% (50,7%). Годовой темп прироста общей задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению составил – 1,8% (45,7%).

Таким образом, достаточно продолжительное снижение годовых темпов роста всех агрегатов денежной массы и темпов роста кредитов нефинансовому сектору экономики способствовало уменьшению давления со стороны денежных факторов на динамику инфляции в 2009 году.

Рассмотрим и выявим эффективные инструменты монетарной политики на примере того же первого полугодия 2009 года. В первом полугодии 2009г. на фоне продолжающегося мирового финансового кризиса Банк России стремился поддерживать уровень ликвидности банковского сектора, достаточный для обеспечения его устойчивого функционирования. Реализация комплекса мер, направленных на решение этой задачи, позволила снизить неустойчивость процентных ставок на межбанковском рынке и нормализовать ситуацию с ликвидностью банковского сектора. В значительной степени этому способствовала стабилизация внутреннего валютного рынка.

В течение всего первого полугодия 2009г. Банк России совершенствовал существующие инструменты рефинансирования и неоднократно корректировал процентные ставки по своим операциям.

В 2009г. Банк России по-прежнему использовал в качестве инструментов рефинансирования операции по предоставлению кредитов без обеспечения, введенные в действие с октября 2008года. За первое полугодие 2009г. объем предоставленных кредитов без обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 2,23 трлн. рублей. Первый кредитный аукцион на срок 1 год был проведен 8.06.2009. По его итогам было предоставлено 47,7 млрд. рублей. Задолженность банковского сектора по беззалоговым кредитам за апрель—июнь сократилась на 59% и на 1.07.2009 составила 0,68трлн. рублей.


В целях смягчения последствий мирового финансового кризиса в январе 2009г. Банком России было принято решение о переносе ранее установленных сроков поэтапного увеличения нормативов обязательных резервов с 1февраля и 1 марта 2009г. на 1мая и 1июня 2009г. соответственно и о сохранении значений нормативов в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств до 1мая 2009года.

В апреле 2009г. в целях снижения нагрузки на кредитные организации по отчислениям в обязательные резервы Банк России принял решение о повышении нормативов обязательных резервов в четыре этапа (а не в два, как предусматривалось ранее) — на 0,5 процентного пункта на каждом этапе. Нормативы были установлены по каждой категории резервируемых обязательств в следующем размере: с 1мая 2009г.— 1,0%, с 1;июня 2009г.— 1,5%, с июля 2009г. — 2,0%, с 1 августа 2009г.— 2,5%.

Макроэкономические успехи очевидны. Сильные инфляционные ожидания в начале года, связанные с девальвацией рубля, оказались завышены. По результатам августа прирост потребительских цен составил лишь 0,7%. Прогнозировался уровень инфляции в августе в размере 0,9 – 1,2%%, а большинство экспертов, в том числе МЭРТ, 1%-1,3%. Очевиден понижательный тренд инфляции.

Дальнейшее снижение инфляции при сохранении ревальвационного тренда по курсу рубля позволит Центробанку провести очередное снижение ставки рефинансирования. Многие эксперты утверждают, что данный инструмент не влияет на отечественную экономику. Но когда около 12% пассивов банковской системы формируется за счёт государственных финансовых инструментов (ЦБ, Минфин, гос. фонды), доходность по которым тем или иным образом зависит от ставки рефинансирования ЦБ, то это утверждение, мягко говоря, теряет актуальность. Кроме того, растёт популярность кредитов попадающих под программы государственного субсидирования процентной ставки, а это не маловажный макроэкономический фактор, который уже давно активно используется в сельском хозяйстве. И действительно если за счёт инфляции бюджет получает так называемый «инфляционный налог», то почему бы государству не субсидировать кредитную ставку, стимулируя экономическую активность не только в сельском хозяйстве и автомобилестроении, но и в строительстве, инвестиционной деятельности и т. д.

Так что экономика РФ заинтересована в как можно большем снижении ставки рефинансирования, которое, конечно же, должно быть обосновано соответствующим снижением инфляции.


Антиинфляционная политика на современном этапе

В ближайшие годы в России следует ожидать сохранение относительно высоких темпов роста (по сравнению с другими странами мира) инфляции, поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен. По прогнозам инфляция в России по итогам 2008 года составит 13%. Основные риски представляет собой сырьевая инфляция (рост мировых цен на энергоресурсы и продукты питания). Сохранится и высокая инфляция издержек – в частности, из-за одобренного ФСТ повышения внутренних тарифов на газ на 25% против 15% в 2007 г. Высокие темпы роста потребительского кредитования и сокращение склонности населения к сбережению поддерживают дисбаланс между спросом и предложением товаров и услуг, что также разгоняет инфляцию. В то же время в будущем году ситуация с инфляцией со стороны денежного предложения ожидается несколько лучше, чем в 2007 г. вследствие сокращения доступа к внешним заимствованиям и умеренного снижения внешнеторгового профицита.

Результативность регулирующего процесса зависит не только от набора специальных антиинфляционных мер, применяемых государством в случае объективной необходимости, но и от того насколько совершенны используемые инструменты, насколько адекватны действия правительства в сложившейся финансово-экономической ситуации. По этой причине действия государства по преодолению инфляции должны укладываться в определённую систему.

Система антиинфляционного регулирования включает в себя антиинфляционную политику, стратегию и государственное управление. Антиинфляционная политика как основной элемент системы базируется на принципах оздоровления экономики, реализации государственной экономической стратегии, производственного накопления, реформирования денежной системы, развития единого рынка, безналичных расчётов, протекционизма.

Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимо, прежде всего, оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства. Для этого необходимо разработать и осуществить государственную экономическую стратегию, которая бы способствовала становлению конкурентоспособного, высокотехнологичного и наукоёмкого производства. При этом главной задачей государства является усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения. Для этого необходимо изменить структуру производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления, обеспечить стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков, усовершенствовать налоговую систему.


Важное место в процессе реализации антиинфляционной политики занимает вопрос о восстановлении государственных структур управления и контроле над доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен [21, c.37]. Всё это даёт возможность государству проводить реформирование денежной системы и управлять инфляцией, достигая при этом её желаемого уровня.

Реформирование денежной системы требует государственного управления, которое направлено на борьбу с высокой инфляцией и стабилизацией денежного обращения.

Реформирование денежной системы способствует формированию и развитию единого рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д. Его функционирование даёт более полное представление о специфике денежного обращения в стране и вызывает необходимость реализации антиинфляционной стратегии.

Главная задача антиинфляционной модели – это управление инфляционным процессом в интересах подъема национального производства и экономики в целом. Как свидетельствует мировой опыт, данное экономическое явление может быть вполне контролируемым и регулируемым.

Экономисты считают, что допустима небольшая инфляция в размере 2-3%, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост, при величине 5 – 10% можно сохранять относительно стабильные темпы роста экономики, пороговый параметр – 20 -30%. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать данное экономическое явление.

Современными экономистами и государственными чиновниками предлагаются разнообразные методы и даже программы борьбы с инфляцией, но она требует тщательного подхода к себе. Ведь несколько неверных шагов могут привести к ужасающим последствиям. Не зря, мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста. А она требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции.

1. Общеэкономические меры:

  • завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений;
  • смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем;
  • преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах;
  • ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные.

2. Сдерживание финансовых факторов инфляции:

  • оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

А) неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

Б) нецелевое использование бюджетных средств;

В) финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

Г) слабый контроль за исполнением госбюджета.

  • сокращение бюджетного дефицита. Не инфляционным источником его сокращения должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы;
  • необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна затруднять бизнес. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. С 2001г властные органы страны и налоговые службы отменили прогрессивную шкалу налогообложения доходов состоятельных граждан, а ведь ее предназначение – социальное выравнивание бедных и богатых. Обоснованием служили рассуждения о необходимости вывода из тени предпринимательских доходов и их полного декларирования. Первые месяцы подтверждались эти ожидания, но потом все вернулось к старой практике. Хотя богатые многих стран платят налоги, например: США – 33%, Швеция – 72% своего годового дохода. Вероятно, если бы в России использовали опыт Швеции, Норвегии, Франции, США по налогообложению доходов состоятельных лиц и профилактическому воспитанию потенциальных нарушителей налогового законодательства, то страна смогла бы получить средства, необходимые для значительного увеличения заработной платы бюджетников и пенсий;
  • преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему. В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.

3. Регулирование денежных факторов инфляции:

  • регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного управления», поднятая некоторыми российскими экономистами во время резкого усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в августе 1998 г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на пополнение резко сократившихся официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита. Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного оборота в соответствии с законом денежного обращения приведет к дефляционному сжатию денежной массы в обращении;
  • совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов и т. д.;
  • регулирование скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях;
  • необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.