ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М. А. БОЛДИНА, Е. В. ДЕЕВА
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
М. А. БОЛДИНА, Е. В. ДЕЕВА
В статье рассматриваются причины возникновения инвалидности у детей, проблемы детей- инвалидов. Дети-инвалиды – это дети, имеющие различные отклонения психического или физическо- го плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полно- ценную жизнь. Анализируются технологии социальной работы с детьми-инвалидами, направленные на установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор ин- формации; изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориента- ций ребенка-инвалида; помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил; предупреждение соци- альных и индивидуальных рисков; облегчение вхождения ребенка-инвалида в сравнительно незнако- мое общество или культурную систему. Использование технологий социальной работы с детьми- инвалидами будет способствовать обеспечению, сохранению и укреплению физического, психологиче- ского, социального, нравственного здоровья детей-инвалидов; формированию социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении; организации спортивно-оздоровительной, до- суговой и других видов совместной деятельности детей-инвалидов и здоровых сверстников, что явля- ется условием успешной интеграции детей-инвалидов в общество.
Ключевые слова: дети-инвалиды, технологии, социальная диагностика, реабилитация, адапта- ция, здоровьесбережение.
Изменения в социально-экономической и по- литической жизни России, обострение новых про- блем в обществе поставили ученых и практических социальных работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно дейст- вующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Клиентами специалиста социальной работы являются наиболее незащищенные и уяз- вимые слои населения: старики, дети и подростки, инвалиды, а также люди, которые в силу сложив- шейся ситуации не могут самостоятельно преодо- леть обстоятельства, затрудняющие их жизнедея- тельность. Особенно нуждаются в социальной по- мощи дети-инвалиды, число которых постоянно растет.
Согласно приказу Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов», к детям- инвалидам относятся дети, имеющие «… значи- тельные ограничения жизнедеятельности, приво- дящие к социальной дезадаптации, вследствие на- рушения развития и роста ребенка, его способно- сти к самообслуживанию, передвижению, ориен- тации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в бу- дущем» [6].
В настоящее время постепенно утверждается понятие, что инвалид – человек, имеющий опреде-
ленные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен имеет равные права и возможности с остальными члена- ми общества. Этому способствует введение поня- тия «человек с ограниченными возможностями». Во всем мире возрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защиту своих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию во всех сферах жизни общества.
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным. Проблема детской инвалидности яв- ляется актуальной во всем мире. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земного ша- ра, из них 120 млн. – дети и подростки. Инвалиды детства в Российской Федерации составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов.
В структуре детской инвалидности преобла- дают умственная отсталость, заболевания нервной системы – более 60 %. У каждого десятого инвали- да отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть рас- стройств и ограничение социальных функций [6].
Среди причин, способствующих возникнове- нию инвалидности у детей, по-прежнему выделя- ются такие, как ухудшение экологической обста-
новки, рост детского травматизма, патология бе- ременности и родов, отсутствие нормальных усло- вий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, не- благоприятные условия труда женщин, недоста- точный уровень материально-технического обес- печения медицинских учреждений [1]. Инвалид- ность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профес- сиональными навыками.
Дети-инвалиды – это дети, имеющие различ- ные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноцен- ную жизнь. Дети-инвалиды как социальная катего- рия людей находятся в окружении здоровых по сравнению с ними людей и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инст- рукциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все норма- тивные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направ- лена на поддержание жизнедеятельности, на пас- сивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, детям-инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. По существу, речь идет о социализации и инте- грации детей-инвалидов в общество.
Степень интеграции этих детей в общество за- висит от уровня их профессионально-трудовой под- готовки, социально-бытовой ориентации, от участия семьи в этом процессе. В последние годы, на фоне социально-экономических преобразований, про- должается развитие процессов гуманизации и мо- дернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адапта- ции и интеграции детей-инвалидов, их социальной защиты. Уровень цивилизованности общества на- прямую зависит от положения детей и глубины за- боты о них государства и общества в целом. Забота о детях-инвалидах имеет свои особенности, так как необходимо обеспечить не только развитие всех систем и функций растущего организма, но и соз- дать условия для максимально возможной социаль- ной адаптации таких детей в социуме.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и
усилий, а также разработки новых технологий со- циальной работы для решения проблем данной категории.
Технологии социальной работы с детьми- инвалидами разнообразны и направлены на уста- новление социальной проблемы, выявление при- чины и поиск способов ее решения, сбор информа- ции; изменение социального статуса, экономиче- ского, культурного уровня, ценностей, ориентаций клиента; помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента; предупреждение социаль- ных и индивидуальных рисков; облегчение вхож- дения индивида в сравнительно незнакомое обще- ство или культурную систему.
К важнейшим видам технологий социальной работы с детьми-инвалидами относятся: социаль- ная диагностика, социальная реабилитация, соци- альная адаптация. Они ориентируют на целостный подход к ребенку-инвалиду, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на созда- ние общественных условий, способствующих мо- билизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.
Социальная диагностика является методиче- ским инструментом, дающим специалисту по со- циальной работе необходимые знания, на основа- нии которых ставится социальный диагноз про- блемы ребенка-инвалида, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности ре- бенка с ограниченными возможностями.
Социальная диагностика – интегративная тех- нология, которая включает в себя совокупность методов, приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы ребенка-инвалида, резервные возможности его социального окружения, обеспе- чивающие достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах. Се- мья, учебный коллектив ребенка с ограниченными возможностями способствуют формированию во- левых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивают социальное признание. Таким обра- зом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение ребенка-инвалида в повседневной жизни, причины его трудной жизненной ситуации и выявляет изменения в ней в процессе оказания социальных услуг.
Целью социальной диагностики является ус- тановление специалистом по социальной работе объективного социального диагноза проблемы ре- бенка-инвалида и оформление заключения. Анализ проблемы ребенка-инвалида осуществляется с по- мощью трех способов. Во-первых, специалист по
социальной работе на основе результатов социаль- но-диагностических методов конкретизирует при- чины и ход развития проблемы клиента. Во- вторых, характеризует готовность ребенка- инвалида к решению проблемы (наличие социаль- ных умений и навыков, знаний и социального опы- та), описывает взаимодействие его с членами се- мьи, друзьями в настоящее время. В-третьих, сис- тематизирует всю информацию о семье (структура, социальное и экономическое положение, межлич- ностные отношения членов семьи), учебном кол- лективе, куда входит ребенок-инвалид. При описа- нии семьи особое внимание уделяется психологи- ческому микроклимату и экономическим услови- ям, которые влияют на деятельность ребенка- инвалида и его готовность к решению проблемы.
Выявление социальных умений и навыков ре- бенка-инвалида, определение их уровня сформи- рованности осуществляется с помощью методов социальной диагностики: наблюдения, анкетиро- вания, интервьюирования, обследования жилищно- бытовых условий, анализа документов [10].
Наблюдение, как метод социальной диагно- стики, предполагает ознакомление с проблемами ребенка-инвалида в естественных, привычных для него условиях жизни. По признаку времени разли- чают эпизодическое, систематическое, клиниче- ское наблюдение. Эпизодическое наблюдение мо- жет быть единовременным. Систематическое на- блюдение предполагает длительное ознакомление с проблемами ребенка-инвалида в естественных, привычных для него условиях жизни. Клиническое наблюдение – длительное изучение жизни ребен- ка-инвалида в процессе выполнения им какой-либо деятельности (учебной, трудовой, игровой и т. д.). Специалист по социальной работе ведет дневник, где указывает дату, время, место проведения на- блюдения и основные факты, позволяющие сде- лать предположение об имеющихся у ребенка- инвалида социальных умениях и навыках.
Наблюдение позволяет выявить, как форми- руются отношения ребенка-инвалида с окружаю- щими: по поводу чего он вступает в отношения с людьми, в каких формах выражает сочувствие, внимание, радость, как оказывает или не оказывает помощь другому, как сам принимает помощь. С помощью наблюдения можно диагностировать также интересы ребенка-инвалида.
Широко используется в социальной диагности- ке для изучения причин трудной жизненной ситуа- ции ребенка-инвалида метод интервью. Очень важ- но, чтобы интервью было стандартизированным: специалист заранее разрабатывает его сценарий, продумывает и формулирует вопросы и т. д.
Для получения информации о трудной жиз- ненной ситуации ребенка-инвалида используется и такой метод социальной диагностики как анкети- рование. Анкета начинается с введения, в котором должны присутствовать следующие элементы: об- ращение к участнику исследования, информация об организации, проводящей исследование, кон- тактный телефон, цель проведения анкетирования, объяснение, как будут использоваться результаты, инструкция по заполнению опросного листа. Важ- но, чтобы в основной части анкеты вопросы распо- лагались в следующем порядке: от начала до сере- дины опросного листа – от простых вопросов к сложным; от середины к концу опросного листа – от сложных к простым.
Важное значение для эффективной социаль- ной диагностики имеет метод обследования жи- лищно-бытовых условий места жительства ребен- ка-инвалида. Он используется специалистом в процессе социального патронажа.
Во время обследования специалист по соци- альной работе наблюдает за ребенком-инвалидом в домашних условиях, изучает его быт, взаимоотно- шения в семье, знакомится с режимом, питанием, узнает о самочувствии (сон, периодичность посе- щения общеобразовательного учреждения, эмо- циональное состояние, особенности общения). Во время посещения семьи специалист по социальной работе отмечает, имеется ли у ребенка-инвалида спальное место, места для отдыха и выполнения учебной, трудовой деятельности.
Ценную информацию, раскрывающую при- чины возникновения трудной жизненной ситуа- ции, специалист по социальной работе может по- лучить методом анализа документов. Изучая но- ситель информации, характеризующий жизнедея- тельность человека, специалист по социальной работе выбирает для себя основные моменты, раскрывающие проблему ребенка-инвалида, далее он интерпретирует ее и использует для постанов- ки гипотезы, а впоследствии социального диагно- за. При отборе документов специалист проверяет их адекватность (насколько документ соответст- вует предмету исследования); достоверность, подлинность документа (выяснение истории его появления, авторства, намерений составителя, обстановки составления).
Таким образом, технология социальной диагно- стики способствует выявлению причин возникнове- ния проблемы ребенка-инвалида, его ресурсов и потенциальных возможностей. Социальный диаг- ноз, как результат реализации социально- диагностических методов, отражает индивидуаль- ные особенности ребенка с ограниченными воз-
можностями, включает рекомендации к выбору ме- роприятий по его социальной реабилитации [10].
Социальная реабилитация детей-инвалидов является одной из наиболее важных и трудных за- дач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Придерживаясь опре- деления П. Д. Павленка, мы рассматриваем соци- альную реабилитацию как восстановление основ- ных функций личности [7]. По единодушному мнению специалистов данный процесс необходимо начинать с семьи, так как роль семьи в реабилита- ции детей-инвалидов просто трудно переоценить. Участие членов семьи, особенно матери, оказыва- ется определяющим в результатах реабилитации. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно-профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами се- мей детей-инвалидов. Родители должны быть под- готовлены к осуществлению реабилитации детей- инвалидов в домашних условиях. Роль социально- го работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. От- сутствие веры родителей в успех реабилитации оказывает негативное влияние на образ жизни ре- бенка-инвалида, а вера в успех формирует положи- тельный психологический климат, социально- экономическую активность родителей и т. д., что в свою очередь, способствует адаптации, успешно- сти обучения и всему процессу интеграции ребен- ка-инвалида в общество.
Характер реабилитационной работы с ребен- ком-инвалидом в семье определяется особенно- стью заболевания. Реабилитация инвалидов вслед- ствие заболеваний, приводящих к умственной от- сталости, требует систематических, многолетних занятий с целью обучения навыкам самообслужи- вания и гигиены, в школьном возрасте и далее – дополнительных занятий по овладению школьной программой, профессиональными навыками. Ин- валидам с детства вследствие патологии, привед- шей к отклонениям в физическом развитии, тре- буются более длительные тренировки, лечебный массаж, овладение техническими средствами для тренировки пораженных и компенсирующих орга- нов. Таким детям без помощи родителей никак не обойтись. Поэтому для проведения указанной ра- боты родители детей-инвалидов должны иметь определенные навыки, необходимые знания, время и средства [3].
Наиболее распространенной формой обучения и реабилитации детей-инвалидов являются реаби- литационные центры, где реализуются индивиду-
альные реабилитационные программы детей сред- ствами образования. В последние годы образова- тельные возможности для детей-инвалидов расши- рены за счет открытия учреждений нового типа. Эти учреждения работают как центры дневного пребывания для детей, имеющих различные про- блемы в развитии и социализации.
Центры реабилитации очень тесно сотрудни- чают как с семьей, так и с общественными учреж- дениями. Ведь воспитание аномального ребенка требует значительной психолого-педагогической поддержки семьи. Даже при самых благоприятных условиях большую часть своей жизни ребенок с ограниченными возможностями проводит дома и вырастает инфантильным, не знающим жизни, не умеющим переносить трудности и общаться с не- знакомыми людьми.
Для детей с серьезными заболеваниями преду- смотрена форма надомного обучения, но здесь по- являются проблемы изоляции от сверстников, вы- ключения из сферы полноценных взаимоотноше- ний с социумом. Для детей с множественными на- рушениями развития предусмотрено пребывание в условиях психоневрологических домов-интерна- тов. Согласие семьи на помещение ребенка в дом- интернат связано со стрессовыми переживаниями. Воспитание ребенка раннего возраста в детском учреждении вызывает тяжелые последствия. От- сутствие материнской любви и тепла приводит к социально-психологической депривации, что про- является в сужении круга неформального общения, узости интересов, замкнутости, неумении постро- ить правильные отношения с другими людьми, агрессивности, а подчас ведет к психическим на- рушениям. Самая трудно поддающаяся коррекции черта личности таких детей – подорванность дове- рия к окружающему миру.
Если же семья принимает решение оставить ребенка дома, то для всех ее членов наступает дли- тельный сложный период, связанный с постоян- ным преодолением трудностей неприятия ребенка обществом. В данном случае необходимым являет- ся снабжение семьи полноценной информацией о всех видах реабилитационных услуг и координа- ция деятельности социальных служб, учреждений и специалистов [2].
В настоящее время разрабатываются не только государственные, но и региональные программы помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, в которых предусматриваются меры по обучению и инструктажу родителей, во- лонтеров методам реабилитации по всем аспектам, материальному обеспечению этих мер, социально- педагогическому патронажу семьи и другие.