ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология социальной адаптации является од- ной из основных технологий социальной работы, так как на ней построена почти вся деятельность по отработке у клиента навыков противостояния нега- тивному воздействию окружающей среды.
Термин «адаптация» встречается в психоло- гии, социологии, медицине и везде подразумевает активизацию адаптивного потенциала человека в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов.
Применительно к социальной работе термин
«социальная адаптация» в большей степени имеет психосоциальное значение и, самое главное, вбира- ет в себя аспекты, связанные как с безусловной са- моактивизацией индивида, так и с привлечением к этому процессу комплекса мероприятий социально- экономического, социокультурного, психолого- педагогического и медико-социального характера.
В самом простейшем понимании социальная адаптация – процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к кон- кретной социальной ситуации. В контексте техно- логизации социальной работы необходимо рас- сматривать этот процесс как, во-первых, структур- но и процессуально организованный, во-вторых, как процесс преимущественно активного приспо- собления. Он предусматривает овладение ролями (нормативными моделями поведения), а также конкретными навыками социального взаимодейст- вия в какой-либо среде.
Повышение степени адаптированности инди- вида приводит к более уверенному противодейст- вию различным негативным влияниям и росту возможностей самореализации. В любом случае, главным субъектом социальной адаптации высту- пает сам индивид [11].
Социальную адаптацию ребенка-инвалида оп- ределяем как его интеграцию в общество, в ходе которой он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно таким образом ребенок- инвалид усваивает механизмы и нормы социально- го поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают со- циализацию ребенка. Социальная адаптация пред- полагает активное приспособление ребенка- инвалида к условиям социальной среды. Причины возникновения проблем социализации и интегра- ции ребенка могут быть самые различные, но, прежде всего, они связаны с неадекватным воспри- ятием детьми-инвалидами тех требований, кото- рые предъявляет окружающий социум.
Помимо перечисленных технологий социаль- ной работы с детьми-инвалидами, необходимо от-
метить технологию здоровьесбережения, так как исследования показывают, что многие аспекты социальной работы касаются сохранения здоровья. В последнее десятилетие активизировался процесс разработки, утверждения и реализации целого ряда федеральных и региональных целевых программ по сохранению здоровья отдельных категорий граждан.
Охрану здоровья детей можно назвать приори- тетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии долж- ным образом усваивать полученные знания и в бу- дущем способны заниматься производительно- полезным трудом. По нашему мнению, работа по сохранению здоровья детей-инвалидов является необходимым фундаментом для их адаптации, со- циализации и интеграции в общество. В связи с воз- растающей значимостью и возможной самореали- зацией в современном обществе социальная сущ- ность здорового образа жизни возрастает, так как она является интегральным средством профилакти- ки заболеваний. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психоло- гических и социальных функций. В настоящее вре- мя здоровье осознается как фактор социальной жизни и как проблема, решение которой требует от человека и общества пристального внимания.
Один из основоположников валеологии и ста- новления валеологического образования в Россий- ской Федерации Э. Н. Вайнер считает, что здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды [4].
Понятие «здоровьесбережение» истолковыва- ется неодинаково. Выделяются его различные ас- пекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие, интеграция, индивиду- альность, здоровье, автономия, творчество, про- дуктивность, но, несомненно, одно, потенциальные возможности человека, все то, что может он дос- тичь и что должно помочь в его будущей профес- сиональной деятельности есть цель реализации здоровьесбережения.
Под здоровьесбережением мы понимаем сис- тему профилактических и организационных мер по обеспечению специальных, психолого-педагоги- ческих, социальных и медицинских условий для сохранения и улучшения здоровья (оздоровления) различных категорий детей и подростков с учетом особенностей их заболеваний и индивидуальных особенностей социальной адаптации и развития.
Применение здоровьесберегающих техноло- гий в социальной работе с детьми-инвалидами на- правлено на формирование их мотивационной
сферы, поведенческих реакций на сохранение и укрепление собственного здоровья.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требова- ний, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индиви- дуальными особенностями и гигиеническими тре- бованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необ- ходимый, достаточный и рационально организован- ный двигательный режим [9].
Основными компонентами здоровьесбере- гающей технологии являются: аксиологический, проявляющийся в осознании детьми высшей цен- ности своего здоровья, убежденности в необходи- мости вести здоровый образ жизни, который по- зволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности; гносеологический, связанный с при- обретением необходимых для процесса здоровьес- бережения знаний и умений; здоровьесберегаю- щий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навы- ков и умений, необходимых для нормального функционирования организма; эмоционально- волевой, который включает в себя проявление психологических, эмоциональных и волевых меха- низмов; физкультурно-оздоровительный компо- нент предполагает владение способами деятельно- сти, направленными на повышение двигательной активности.
Мы считаем, что здоровьесберегающие техно- логии в работе с детьми-инвалидами следует рас- сматривать как оздоровительно-образовательную работу, которая является комплексом оздорови- тельных мер гигиенической, лечебно-профилак- тической, физкультурной, психолого-педагоги- ческой, природно-оздоровительной, художествен- но-эстетической направленности в сочетании с об- разованием детей-инвалидов по вопросам укреп- ления и сохранения здоровья [5].
От того, насколько грамотно и эффективно бу- дет построена здоровьесберегающая деятельность с такими детьми, будет зависеть их интеграция в об- щество здоровых сверстников и их социальная ус- пешность в дальнейшей жизни. Под успешностью мы понимаем социальное качество, которое выра- жается в проявлении самостоятельности и активно- сти личности в достижении результатов в деятель- ности. Успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы и ценности. Современная ситуация социального раз-
вития требует формирования самостоятельности личности как необходимого качества, способст- вующего достижению успеха в жизни. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей- инвалидов, так как именно процесс формирования успешности может быть затруднен обстоятельства- ми, связанными с состоянием здоровья.
Известно, что для полноценной, активной жизни детей-инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей со здоровым окружением, го- сударственными учреждениями различного про- филя, общественными организациями и управлен- ческими структурами.
Опыт работы различных учреждений по ока- занию помощи детям-инвалидам, показывает, что решение данной проблемы должно одновременно идти по многим направлениям. Целесообразным представляется целенаправленная политика госу- дарства в области проблематики детской инвалид- ности, т. е. комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, но- ворожденным, расширение сети медико-генетичес- ких учреждений. Необходимо и в дальнейшем раз- вивать сеть реабилитационных центров, коррекци- онных учреждений, учебных и воспитательных учреждений, которые уже неплохо зарекомендова- ли себя в работе по социальной адаптации и реа- билитации детей-инвалидов. А различные общест- венные организации и благотворительные фонды, недавно начавшие активную работу на рынке со- циальных услуг, могут заполнить недостающие ниши и исправить недоработки, имеющиеся в ра- боте госучреждений [8].
Использование технологий социальной работы с детьми-инвалидами будет способствовать обес- печению, сохранению и укреплению физического, психологического, социального, нравственного здоровья детей-инвалидов; формированию соци- ально значимых ориентаций и установок в жиз- ненном самоопределении; организации спортивно- оздоровительной, досуговой и других видов со- вместной деятельности детей-инвалидов и здоро- вых сверстников, что является условием успешной интеграции детей-инвалидов в общество.
Литература
-
Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологи- ческие основы: учеб. пособие. М., 2004. -
Аксенова Л. И. Социальная педагогика в спе- циальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.
-
Болдина М. А. Проблемы семей, имеющих де- тей с ограниченными возможностями // Гаудеамус. Тамбов, 2006. № 2 (10). С. 71-78. -
Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесбере- гающей среды в системе общего образования // Валео- логия. 2004. № 1. С. 21-26. -
Деева Е. В. Роль здоровьесберегающих техно- логий в процессе подготовки будущих социальных работников // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 334-338. -
Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М., 2003. -
Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2003. -
Семьеведение: учеб. пособие для студ.вузов / под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск; Ростов н/Д, 2002. -
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образо- вательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005. -
Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М., 2012. -
Технологии социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 2013.
* * *
TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH DISABLED CHILDREN
M. A. Boldina, Ye. V. Deyeva
In article the reasons of emergence of children's disability, problems of disabled children are considered. Disabled children are the children having various mental or physical rejections which cause the violations of the general development which aren't allowing children to live full life. Technologies of social work with disabled children directed on establishment of a social problem, identification of the reason and search of ways of its decision, collection of information; change of the social status, economic, cultural level, values, orientations of the disabled child; help with restoration of resources and vital forces; preven- tion of social and individual risks; simplification of occurrence of the disabled child in rather unfamiliar society or cultural system are analyzed. Use of technologies of social work with disabled children will promote providing, preservation and strengthening of physical, psychological, social, moral health of disabled child- ren; formation of socially significant orientations and installations in vital self-determination; organization of sports, leisure and other types of joint activity of disabled children and healthy con- temporaries that is a condition of successful integration of dis- abled children in society.
Key words: disabled children, technologies, social diagnos- tics, rehabilitation, adaptation, health-saving.
№ 11 (057), 2013