ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Естественный отбор и его формы. 11класс
Педагогические цели урока:
Образовательная: Изучить разные формы естественного отбора, сделать акцент на творческой роли естественного отбора
Развивающая: Продолжить формировать навыки анализировать информацию, выбирать главное, делать выводы из предложенных фактов; формировать навыки составления графиков биологических процессов.
Воспитательная: Формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.
Технологии: традиционная, личностно-ориентированная , ИКТ. Методы: беседа, просмотр презентации, работа с учебником, построение графиков процессов, анализ полученной информации.
Тип урока: комбинированный
Основное содержание темы, понятия, термины: естественный отбор; формы отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.
Оборудование: презентация; учебник «Общая биология. 10-11», авт. А.Каменский, Е. Криксунов, В. Пасечник
| Этапы работы | Содержание этапа | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 | Организационный момент | Приветствие класса, заполнение журнала, проверка готовности класса к уроку. | Построение перед уроком, рапорт дежурного кадета, приветствие; повторение д/з |
2 | Опрос учащихся | Задача: Проверить усвоение материала по теме «Борьба за существование и ее формы» Фронтальный опрос
| Ответы с места, проверка правильности выполнения задания в тетради |
3 | Изучение нового учебного материала | Задача: Изучить формы естественного отбора и его творческую роль Объяснение в форме беседы с просмотром презентации. Естественный отбор действует в разных направлениях и приводит к разным результатам
Действует в изменяющихся условиях среды В популяции от поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении Пример. А) индустриальный меланизм – потемнение покровов тела бабочек - берёзовых пяденец; Б) выработка у насекомых устойчивости к ядохимикатам
Действует при длительном сохранении постоянных условий внешней среды Такая форма отбора благоприятствует сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа. Пример. А) сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка (т.к. цветки должны соответствовать размерам тела насекомого – опылителя) Б) сохранение реликтовых видов: гаттерия, латимерия, гинкго 3. Дизруптивный (разрывающий) отбор Такой отбор имеет место, когда в разных частях ареала данного вида или популяции – различные условия среды обитания. Данная форма поддерживает появление 2 и более фенотипов, убирает все промежуточные формы. Пример: Малый погремок успевает цвести до или после времени сенокоса, две фенотипических формы
Основан на соперничестве самцов за право спаривания с самками Пример. Дрофа – Красная книга Ростовской области. Появление полового диморфизма (утка – селезень, самка и самец каракурта, лев и львица и др.); появление вторичных половых признаков (рога, яркая окраска, звуки и др.) Творческая роль естественного отбора. Самостоятельно изучить материал учебника, обсудить, сделать вывод о создании всего огромного многообразия видов в живой природе. | Запись темы урока, целеполагание Во время объяснения кадеты ведут конспект в тетради - по итогам беседы и просмотра презентации Построение графика, разбор, пояснение своими примерами Построение графика, разбор, пояснение своими примерами Построение графика, пояснение своими примерами Привести свои примеры действия полового отбора в природе; проявления полового диморфизма, вторичных половых признаков Самостоятельное изучение материала по учебнику, написание вывода, обсуждение, аргументация |
4 | Закреп ление учебного материала | Фронтальный опрос с использованием вопросов к § 58 в учебнике, вопросов из «Поурочных планов» к учебнику А.Каменского, Е.Криксунова, В.Пасечника; издательство «Учитель», г.Волгоград, стр.42-43 | Ответы на вопросы, дополнения, исправления |
5 | Задание на дом | Д/з: § 58, конспект в тетради Принять рапорт об окончании урока | В дневнике - запись д/з, выставление отметок за урок. Построение класса, рапорт дежурного кадета об окончании урока |
Приложение
-
Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства? -
Можно ли считать симбиоз примером борьбы за существование? Приведите примеры. -
Опыты с посевами горчицы показали, что в условиях крайнего загущения (семена в почве буквально касались друг друга) гибель растений составила примерно 85%, когда же посеяли семена значительно реже, погибло уже 65%. При минимальной густоте (2 см2 на одно семя) гибель всходов составила 7-17 %. Какими положениями эволюционного учения можно объяснить наблюдаемые явления с посевом и всходами горчицы? -
В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование?