Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТРЕСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГЕОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
(НИГТЦ ДВО РАН)
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
на тему:
«ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК НАУКА»
Ф.И.О. аспиранта Бандюк М.А.
Ф.И.О. преподавателя, Кудряшов В.А.
уч. степень, звание к.т.н.
Ф.И.О. заведующего отделом
аспирантуры НИГТЦ ДВО РАН, Горбач В.А.
уч. степень, звание к.т.н.
Аспирант по направлению подготовки, 05.06.01 Науки о земле
направленности 2.8.8 Геотехнология, горные машины
Личная подпись аспиранта _____________
Личная подпись преподавателя _____________
Личная подпись заведующего отделом аспирантуры НИГТЦ ДВО РАН _____________
Петропавловск-Камчатский, 2023
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.
2.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Главной фигурой современного образовательного процесса является преподаватель с высоким культурно-образовательным уровнем, физическим и психическим здоровьем, творческим потенциалом. В связи с этим важно, чтобы преподаватель обладал современными знаниями не только в области специальных дисциплин, но и имел глубокие психолого-педагогические знания и умения их применять в практической педагогической деятельности. В статье предпринята попытка рассмотреть понятие о педагогике высшей школы как науки. Ключевые слова: наука, педагогика, практика, высшая школа.
Огромный вклад в развитие психолого-педагогических знаний внесли древнегреческие ученые. Даже слова «педагогика» и «психология», используемые в русском языке, греческого происхождения. Педагог дословно переводится как детоводитель («пайдос» – дитя, «аго» – вести). Педагогом называли раба, который брал за руку ребенка и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагог» стало употребляться в более широком смысле – для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. заниматься воспитанием, обучением, развитием. Родоначальником педагогической мысли в Древней Греции считается Сократ.
Дальнейшее развитие педагогики и психологии связано с появлением в разных странах ученых, которые обогащали эти науки оригинальными идеями. Огромный вклад в развитие научной педагогической мысли внес чешский педагог Ян Амос Коменский (1592– 1670). Свои педагогические взгляды он обосновал в труде «Великая дидактика», над которым работал с 1627 по 1638 гг. Эта
работа действительно оказалась великой, она способствовала выделению
педагогики в самостоятельную науку. Ещё при жизни Я. А. Коменский приобрел мировую известность как автор интересных педагогических трудов и лучших учебников, по которым учились дети в Европе, в России до XIX в.
В настоящее время активно развивается педагогика и психология высшей школы, эта отрасль науки изучает особенности деятельность студентов и преподавателей, дает научное обоснование содержанию, формам, методам обучения и воспитания в высшем учебном заведении, ведет научный поиск путей и условий повышения эффективности и качества подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.
Знание основ педагогики и психологии высшей школы крайне необходимо каждому преподавателю вуза, поскольку успешность его педагогической деятельности определяется, во-первых, знанием содержания преподаваемых дисциплин; во-вторых, наличием научных психолого-педагогических знаний, без которых невозможно обеспечить продуктивную, творческую учебную работу студентов, осуществлять их воспитание, развитие,
направлять на саморазвитие, вести подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Преподаватели высших учебных заведений, не имеющие специального психолого-педагогического образования, прекрасно знают содержание преподаваемых дисциплин, но в преподнесении материала нередко ориентируются только на свой жизненный опыт, интуицию, при этом считают, что совсем не обязательно пополнять научные психолого- педагогические знания. Это ошибочное мнение, оно складывается из-за обманчивого впечатления о наличии житейских психолого-педагогических знаний, которые
приобретаются на протяжении всей жизни. Каждый человек сам является участником учебно-воспитательного процесса, при этом он наблюдает за работой педагогов, отмечая интересные подходы, или в своей педагогической деятельности интуитивно применяет эффективные методы, затем повторяет их, убеждаясь в правомерности использования именно этих методов. Благодаря такому опыту у человека формируются житейские психолого-педагогические знания, основываясь на них, он работает по принципу: «нас так учили, и я так буду учить».
Предметом исследования психологии и педагогики высшей школы является изучение психолого-педагогических закономерностей организации обучения и воспитания студентов. В каждой науке складывается определенный категориальный аппарат. Система понятий, представленная во взаимосвязи, выражает сущность предмета науки. Стержневыми понятиями для педагогики и психологии высшей школы являются такие понятия, как человек, личность, индивид, индивидуальность и многие другие.
Человек – социобиологическое существо, наделенное сознанием, способное общаться, осуществлять деятельность. Личность – конкретный человек во всем многообразии социально- психологических особенностей, субъект общественных отношений и общественной деятельности.
Индивид – конкретный человек, представитель homo sapiens. Индивидуальность – это особенности проявления психических процессов, состояний и свойств личности в процессе жизнедеятельности. Становление личности происходит в деятельности.
Деятельность – активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Основоположник теории деятельности А. Н. Леонтьев обращал внимание на роль ведущей деятельности в развитии личности. Ведущей деятельностью студентов является учебно-профессиональная деятельность.
В научной психолого-педагогической литературе широко используются такие понятия, как развитие и формирование. Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, происходящих под влияние внешних и внутренних факторов. Это развитие мировоззрения, самосознания, отношения к окружающей действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.
Формирование – это изменение психологической, динамической, функциональной структуры личности, а также деятельности, но главным образом её содержания под влиянием внешних воздействий.
Учебная деятельность предоставляет большие возможности для развития творческих способностей студентов, поэтому необходимо рассматривать такие понятия, как задатки и способности. Задатки – врожденные анатомо- физиологические особенности организма, которые обеспечивают развитие способностей. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействи педагогов и обучающихся по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Способами осуществления педагогического процесса являются воспитание и обучение. Воспитание – это специально организованный процесс и деятельность педагога и воспитанников, направленный на реализацию целей образования. Воспитание употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле – это процесс передачи культурно- исторического опыта от старших поколений к младшим. В узком смысле – это целенаправленный процесс формирования системы взглядов, убеждений, качеств личности, поведения. В локальном значении – это решение какой-либо конкретной задачи, например развитие воли у конкретного человека, познавательных интересов, дисциплинированности, ответственности и т.п.
Психология и педагогика изучают такие проблемы, как сущность воспитания, психолого-педагогические закономерности, тенденции, перспективы развития, разрабатывают теории и технологии воспитания, определяют принципы, содержание, формы, методы воспитания. Наряду с категорией «воспитание», выделяют понятия «перевоспитание» и «самовоспитание».
Перевоспитание – это изменение у человека неправильно сложившихся взглядов, убеждений, поведения. В отечественной педагогике большой вклад в разработку теоретических основ воспитания внес А. С. Макаренко. Он писал, что перевоспитание всегда связано с трудностями, поэтому лучше сразу правильно воспитывать, чем потом перевоспитывать.
Особую актуальность применительно к студенческому возрасту приобретает понятие не перевоспитание, а самовоспитание, оно становится возможным с развитием самооценки. Человек испытывает потребность в самовоспитании в том случае, когда знает как свои положительные стороны, так и недостатки, и, самое главное, он стремится исправить недостатки и знает, как это сделать.
Важной категорией педагогики является обучение. Обучение – это целенаправленный процесс передачи и активного усвоения знаний, формирования умений, навыков, а также развития познавательных способностей. Обучение отличается от воспитания большей степенью регламентированности педагогического процесса. Так, в процессе обучения должен быть реализован Государственный образовательный стандарт, учебный
план, учебные программы, установлены четкие временные сроки – учебный год, семестр. Результатом процесса обучения является образование.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение: образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно - нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В.
Давыдова. – Москва : Астрель : Хранитель, 2008. – 671 с.
2. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: учеб. Пособие / В. Я. Ляудис. – Москва : Психология, 2003. – 192 с.
3. Мухина, Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособ. для вузов / Т. Г. Мухина;
4. Нижегор. гос. архитктур.-строит. ун-т. – Нижний Психологические проблемы уровневого высшего профессионального образования: монография / В. А. Кручинин, А. Н. Анисимов, В. Н. Бобылев [и др.] ; под общ. ред. В. А. Кручинина, В. Н. Бобылева ; Нижегор. гос. архитктур.- строит. ун-т. – Нижний Новгород : ННГАСУ, 2011. – 267 с.
5. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. / К.Ш. Ахияров, С.Е. Матушкин; Москва. Логос. 2012
6. Белых А.С. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. / Луганск. 2018