Файл: Влияние ценовой политики государства на финансовое состояние компаний.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат

на тему: «Влияние ценовой политики государства на финансовое состояние компаний»

Содержание
Введение

Глава 1. Теоретические аспекты ценовой политики государства

.1 Прямое и косвенное регулирование

.2 Антимонопольная политика

.3 Ограничения на товары первой необходимости и лекарства

Заключение

Список литературы и источников

Введение
Ценовая политика государства - это практические действия федерального центра, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля над соблюдением законодательства в области ценообразования. Ценовая политика является важной составляющей экономической политики государства, которая проводится путем анализа практики формирования цен (свободных, регулируемых и устанавливаемых государством). Государственными органами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок.

Важнейшие направления государственной ценовой политики определяются наряду с законодательными и нормативными правовыми актами указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Государственное регулирование экономики имеет огромное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Цели данной работы:

 понять роль и значение регулирования цен;

 ознакомиться с методами прямого и косвенного воздействия государства на ценообразование; проанализировать регулирование цен на продукцию монополий;

 рассмотреть задачи государственного регулирования цен, законы, постановления и другие нормативные документы, контролирующие этот процесс;

 определить виды продукции, на которую распространяется ценовая политика;

Глава 1 Теоретические аспекты ценовой политики государства
.1 Прямое и косвенное регулирование
Государственное регулирование цен - комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.


Государственное регулирование цен - объективная необходимость в современных условиях.

В условиях рыночной экономики госрегулирование цен преследует следующие цели:

1. Взаимоувязывание интересов субъектов рыночной экономики: производителя, покупателя и государства

2. Обеспечение экономической безопасности страны

. Защита отечественного товаропроизводителя

. Защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости

. Создание условий для нормальной конкуренции

. Государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов

. Ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита

. Поддержание ценовых пропорций

Меры воздействия на товаропроизводителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми методами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными - влияние на цены с применением экономических рычагов.

Прямое регулирование цен - административное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.

Основные формы прямого регулирования цен:

 Общее замораживание цен (применяется при чрезвычайно сильной инфляции в экономике) и замораживание цен на отдельные товары.

 Установление фиксированных цен и тарифов.

 Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального)

 Установление предельного норматива рентабельности.

 Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводится декларирование оптовых (отпускных цен) на отдельные виды продукции.

 Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов влияющих на них. Меры косвенного регулирования цен - включают государственные закупки, налоговую систему, регулирование денежного обращения и кредита, политику государственных инвестиций, регулирование государственных расходов, установление норм амортизации. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.



Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдением занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
.2 Антимонопольная политика
Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:

 по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;

 монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;

 монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Антимонопольная политика - это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Текущее состояние антимонопольной политики

Тарифы естественных монополий напрямую ложатся в издержки предприятий, работающих на территории страны. Их рост приводит к увеличению стоимости производства и/или доставки продукции до потребителя и, соответственно, разгоняет производственную инфляцию и делает российскую продукцию менее конкурентоспособной по сравнению с импортной.

Снижение издержек уменьшает риски предприятий, а потому (в условиях нормально функционирующей экономики) способствует снижению стоимости заёмного капитала. Развитие отечественного производства за счёт роста масштаба способно привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет даже при сниженной налоговой нагрузке. А появившиеся свободные средства могут быть использованы предприятиями для столь нужного технологического обновления производств и инфраструктуры.

От роста тарифов на услуги госмонополий страдают не только крупные предприятия. Это показывают данные недавнего исследования, посвященного причинам, сдерживающим развитие российских компаний. Оно проведено в рамках работы уполномоченного при президенте РФ по защите предпринимателей с участием «Деловой России». В опросе приняли участие представители крупного, а
также малого и среднего бизнеса, и индивидуальные предприниматели. 70% респондентов заявили, что вторым по важности фактором, сдерживающем рост предприятий, после неопределенной экономической политики, является рост издержек предпринимателей. Среди издержек бесспорным лидером стали затраты на энергоресурсы, комментирует Анастасия Алехнович, руководитель направления спецпроектов «Деловой России», исполнительный директор центра «Новая индустриализация». 68% предпринимателей пожаловались именно на этот ограничивающий фактор.

Параметры роста регулируемых тарифов организаций на товары (услуги) инфраструктурных компаний на 2017 год в среднем по Российской Федерации изменены по сравнению с ранее принятым прогнозом.

На 2017 год индексация тарифов на отпущенные для населения в среднем по Российской Федерации газ, электроэнергию, а также тарифов для всех категорий потребителей на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение планируется на уровне инфляции предыдущего года. В целях сокращения перекрестного субсидирования регулируемые тарифы на газ, услуги сетевого хозяйства в электроэнергетики для конечных потребителей, за исключением населения, планируются на уровне 0,8 к инфляции предшествующего года.


Динамика цен на газ (в среднем к предыдущему году, %)
государственный регулирование цена

Газ. Цена газа является ключевым фактором, определяющим рост цен на электроэнергию, так как доля газа в конечной цене на электроэнергию в прогнозный период будет составлять около 40 % с незначительными колебаниями год от года.

Рост цен на газ также влияет на инфляцию через рост стоимости электро- и газоснабжения, а также опосредованно - через рост стоимости других коммунальных услуг. В текущих условиях высокого инфляционного фона следует снизить влияние на инфляцию административного фактора.

Оптовые цены на газ для населения былт проиндексированы в июле 2014 г. на 4,2 %, в 2015 году - на 6,0 %, в 2016 году - на 5 процентов. В 2017 году в целях сокращения перекрестного субсидирования размер индексации (4,5 %) будет выше, чем для остальных категорий потребителей (3,6 процента).


Рост тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа в 2014 - 2016 гг. не превысил темп роста оптовых цен на газ. При этом запланированный переход на долгосрочное (от 3 до 5 лет) регулирование тарифов на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям был перенесен на 2017 год.

В 2017 г. будет продолжено осуществление мероприятий по поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в газораспределении и сбыте газа, а также по гармонизации подходов к установлению тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу и оптовых цен на газ, что вызовет рост оптовых цен выше среднего уровня и рост стоимости транспортировки газа ниже среднего уровня на дальних расстояниях.

Электроэнергетика. В 2014 году среднегодовой рост цен на электроэнергию для всех конечных потребителей к предыдущему году без учета эффекта от дополнительной индексации сетевого тарифа в регионах с проблемой «последней мили» оказался в размере 6,2-7,0 %, что на 0,3-1,1 п. п. ниже прогнозируемых ранее значений. Подобная динамика обусловлена более низким, чем ожидалось, ростом спроса на электроэнергию в Российской Федерации и соответственно меньшим ростом цен на оптовом рынке электроэнергии (потребление электроэнергии в ЕЭС России в I квартале 2014 г. уменьшилось на 1,6 % по сравнению с тем же периодом 2013 года), а также задержками ввода новых мощностей по договорам о предоставлении мощности (ДПМ).

На 2015 - 2016 гг. рост цен на розничном рынке электроэнергии, а также регулируемых тарифов сетевых организаций скорректировался по сравнению с ранее принятым прогнозом с учетом актуализированного прогноза индекса потребительских цен. Индексация регулируемых тарифов сетевых организаций составила : в 2015 году - 6,0 %, в 2016 году - 5,0 процентов.

На оптовом рынке рост цен был отмечен на уровне: в 2015 году - 8,6-11,0 %, в 2016 году - 8,9-11,5 процента. Верхняя граница диапазона учла либерализацию тарифов по поставкам мощности ГЭС Сибири с 1 мая 2014 г., а также развитие энергосистемы Калининградской области (финансируемой большей частью из нетарифных источников). Нижняя граница диапазона несла компенсационную реализацию ряда сдерживающих мер, в частности предоставление возможности ОАО «Газпром» реализовывать газ потребителям со скидкой в размере до 15% к регулируемой оптовой цене на газ, устанавливаемой ФСТ России, а также перенос сроков ввода в эксплуатацию по новым блокам АЭС «вправо».

В 2017 году при прогнозируемом росте цен на оптовом рынке в размере 7,3-8,8 % повышение тарифов сетевых организаций с июля 2017 года будет ограничено уровнем 3,6 %, то есть уровнем прогнозируемой инфляции предыдущего года с коэффициентом 0,8.