Файл: Влияние ценовой политики государства на финансовое состояние компаний.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индексация тарифов для населения в 2017 г. будет производиться по уровню прогнозируемой инфляции предшествующего года: - 4,5 % (без учета введения социальной нормы потребления).

Кроме того, причиной возможного дополнительного повышения цен на электроэнергию в 2017 г. может стать необходимость финансирования гос бюджета.

Тарифы на тепловую энергию. В 2016 году в среднем за год к предыдущему году тарифы выросли на 7,2-7,6 % при индексации на 4,2 процента.

В 2017 году рост тарифов составит 4,7-4,9 % за год к предыдущему году с индексацией по уровню прогнозируемой инфляции за предыдущий год - 4,5 % с июля. Такой рост тарифов позволит ограничить рост тарифов на услуги организаций ЖКХ, что будет положительно сказываться на сдерживании инфляции.

Вместе с тем в сфере теплоснабжения запланирован поэтапный переход к 2020 году к новой модели ценообразования с применением метода «альтернативной котельной». Указанный метод предусматривает установление договорного ценообразования между единой теплоснабжающей организацией и теплоснабжающими, тепло сетевыми организациями в системе теплоснабжения с ограничением стоимости тепловой энергии у конечного потребителя стоимостью тепловой энергии от альтернативных источников, а также определение единой теплоснабжающей организации ответственной за надежность и качество теплоснабжения и развитие систем теплоснабжения

Тенденции и перспективы антимонопольной политики

Тарифы естественных монополий в России будут устанавливаться минимум на пять лет. Такой принцип будет заложен в новый профильный закон, который готовит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Реформу поддерживают в минэкономразвития. Однако полагают, что достаточно будет и поправок в действующее законодательство.

Ранее в октябре глава антимонопольной службы Игорь Артемьев сетовал на то, что в России до сих пор не появился базовый закон об основах тарифного регулирования. По его словам, ФАС, восполняя этот пробел, подготовила проект такого закона и в ближайшее время его рассмотрит правительство. Принципы долгосрочного тарифообразования содержатся именно в этом документе.

"Динамика тарифов - сильный фактор формирования инфляционных ожиданий. И чем более предсказуемой она будет, тем лучше. Особенно в ситуации, когда мы ставим себе задачу выйти на инфляцию в 4 процента в конце 2017 года", - констатирует Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития.


Заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Татьяна Радченко среди явных плюсов долгосрочного тарифообразования на услуги естественных монополий называет увеличение горизонта планирования развития и инвестиционной деятельности как непосредственно для естественных монополий, так и для промышленных потребителей услуг. Особенно тех, в себестоимости продукции которых такие услуги занимают значимую долю. "Однако если правительство будет последовательно соблюдать этот принцип, это резко снизит возможности адаптации к различного рода макроэкономическим шокам. Например, падению цен на внутренних и внешних рынках или спаду промышленного производства", - предупреждает Радченко.

Правовая основа. Согласно п. «ж» ст. 71 российской Конституции в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики, что является довольно широким понятием. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2 Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, при этом исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен.

Статья 424 Г К РФ устанавливает принцип свободы ценообразования и правовые основания ограничения этой свободы (в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления)1Органы местного самоуправления были вовлечены в процесс ценового регулирования Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 132-Ф3 «О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» . Данные нормы имеют не столько цивилистическое, сколько публично-правовое значение. Ценообразование как некоторая деятельность, как определенный общественный феномен не регулируется частным правом, где цена выступает лишь в качестве условия сделки, характеристики имущества или иного объекта

На законодательном уровне применение государственного регулирования цен (тарифов) как одного из методов регулирования закреплено в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», Федеральном законе от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», а в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий, - к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.



Имеется Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии с которым Правительством РФ утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (постановление от 14 июля 2008 г. № 520). Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»- предусматривает тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, а также цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования. По этим вопросам действуют постановления Правительства РФ от 19 октября 2005 г. № 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования», от 24 октября 2005 г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи», от 21 апреля 2005 г. № 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи». Собственно, в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» исчерпывающим образом перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий. Соответственно перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Имеются постановления Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», от 29 декабря 2007 г. No 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов», от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок».

Сегодня задача государственного регулирования субъектов естественных монополий посредством установления тарифов или их предельных уровней заключается в поиске и правовой регламентации альтернативных методов ценообразования, позволяющих хозяйствующим субъектам действовать в зависимости от
конкретно сложившейся экономической ситуации

Согласно ст. 21 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

Основной орган тарифной политики - Федеральная служба по тарифам (положение утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332). Она осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Учет разграничения полномочий в федеративном государстве также важен при рассмотрении возможностей государственного регулирования цен. Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка», «основы ценовой политики». Толкование сводится к тому, что в исключительном ведении Российской Федерации находится определение целей регулирования тарифов (цен), установление нормативно-методической основы регулирования, т.е. случаев и порядка установления тарифов (цен).

Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет регулирование в социально-экономической сфере (абз. 3 ст. 13); обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен (абз. 2 и 11 ст. 15); номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации (абз. 4 ст. 28).


Итак, каждый уровень власти располагает собственной компетенцией в области регулирования цен. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, отнесено установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит «установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами», к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Таким образом, субъекты РФ участвуют в процессе государственного регулирования цен как одно из звеньев наряду с федеральной властью. Правомерность участия региональных органов, в том числе специально созданных, в едином процессе ценообразования, подтверждена Конституционным Судом РФ.

Кроме того, субъекты РФ имеют право самостоятельно осуществлять регулирование цен в определенных сферах. При этом, если субъект РФ этим правом не воспользовался, цены устанавливаются договором между субъектами частного права, т.е. остаются свободными. Это подтверждается и судебной практикой.
1.3 Ограничения на товары первой необходимости и лекарства.
В 2009 году правительство Российской Федерации утвердило закон, по которому продажа определенных групп продовольственных товаров должна регулироваться согласно законодательным нормам. Другими словами, на перечень продуктов первой необходимости устанавливаются предельно допустимые розничные цены. На сегодняшний день в список входит 24 наименования. Однако совсем недавно перечень включал в себя 33 товара, среди которых числились некоторые хозяйственные предметы.

Список продуктов первой необходимости В перечень социально значимых товаров входят следующие наименования: Свинина, говядина, баранина, куриное мясо (в этот пункт не включается бескостное мясо и окорочка). Мороженая рыба. Сливочное и подсолнечное масло. Коровье питьевое молоко (от 2 до 3,2 % жирности). Куриные яйца. Ржано-пшеничный и ржаной хлеб, любые хлебобулочные изделия из пшеничной муки. Пищевая поваренная соль и сахарный песок. Черный байховый чай. Мука пшеничная первого и высшего сорта. Пшено, шлифованный рис, гречневая крупа (ядрица). Макаронные изделия. Картофель, репчатый лук, белокочанная капуста, морковь. Яблоки.