Файл: Пояснительная записка к рабочей программе курса внеурочной деятельности Чтобы язык не заплетался.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)
Раздел 6
Итоговые занятия. (2ч.)
Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»
Требования к уровню результатов освоения учащимися курса
УУД
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Личностные УУД
Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.
Вести диалог.
Проявлять устойчивый познавательный интерес.
Осознавать роль самообразования и самовоспитания.
Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
Самооценке и Я-концепции.
Решать моральные дилеммы.
Регулятивные УУД
Целеполаганию.
Анализировать условия достижения цели.
Планировать пути достижения цели.
Управлять своим временем.
Принимать решения в проблемной ситуации.
Контролировать результаты и способы действия.
Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.
Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели
Управлять своим поведением и деятельностью.
Осуществлять познавательную рефлексию.
Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.
Преодолевать трудности.
Коммуникативные УУД
Формулировать собственное мнение и позицию.
Учитывать разные мнения.
Аргументировать свою точку зрения.
Задавать вопросы
Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.
Адекватно использовать языковые и речевые средства.
Работать в группе.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.
Брать на себя инициативу.
Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Познавательные УУД
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Осуществлять сравнение, классификацию.
Строить логическое рассуждение.
Объяснять явления, процессы.
Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.
Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.
Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.
Выдвигать и проверять гипотезы.
Делать умозаключения и выводы.
ИКТ-компетентность
Искать и хранить информацию.
Пользоваться устройствами ИКТ.
Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.
Осуществлять коммуникации.
Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.
Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.
Характеристика деятельности учащихся
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
Организационное занятие. Дорога к письменности | 1 | |
1. | Дорога к письменности | 1 |
Раздел 1. Тайны русского слова. Лексика. Фразеология | 4 | |
2. | Язык – вековой труд поколений | 1 |
3. | Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей | 1 |
4. | Не все годится, что говорится | 1 |
5. | «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов» | 1 |
Раздел 2. Секреты устной речи. | 3 | |
6. | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи | 1 |
| | |
| ||
7. | Каков человек, такова и его речь. Орфоэпические нормы русского языка | 1 |
8. | Фонетический КВН | 1 |
Раздел 3. Загадки русского словообразования | | |
9. | «С русским языком можно творить чудеса!» | 1 |
10. | Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 |
11. | Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С- | 1 |
12. | Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ | 1 |
13. | Командиры в корнях слова. Орфографическое лото | 1 |
14. | Проект «Кто командует корнями?» | 1 |
15. | Самостоятельные и служебные части речи. Практикум | 1 |
16. | Трудные случаи употребления существительных | 1 |
17. | Трудные случаи употребления прилагательных | 1 |
18. | Трудные случаи согласования местоимений и числительных с существительными | 1 |
19. | Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. | 1 |
20. | Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматический турнир «Узнай меня!» | 1 |
21. | Предлоги | 1 |
22. | Союзы | 1 |
23. | Частицы | 1 |
24. | Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады | 1 |
25. | Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. | 1 |
26. | Знакомство с жанром лимерика | 1 |
27. | Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора | 1 |
28. | В многословии не без пустословия | 1 |
29. | Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. | 1 |
Слово о словах (5 часов) | ||
30. | По речи узнают человека. Сценарий диалога. Диалог-репортаж | 1 |
31. | Проект «Этикетные слова моей семьи» | 1 |
| | |
32. | Лингвистический бой «Знатоки речи» | 1 |
33. | Аукцион знаний | 1 |
34. | Защита проекта «Грамотным быть – модно! | 1 |
| | |
| | |
| | |
Итого: 34 часа |
Содержание курса
1. Дорога к письменности
Беседа.
Раздел 1. Тайны русского слова. Лексика. Фразеология
2. Язык – вековой труд поколений.
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Мини-сборник пословиц и поговорок «О семье», «О Родине».
Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа со словарями, изучение языковых средств выразительности; исследование художественных произведений.
Составление мини-сборника пословиц и поговорок.
3. Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Составление словарной статьи.
4. Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях.
Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах. Анализ текста. Работа в парах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения.
5. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы». Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных произведениях. Защита проекта
«Перлы, самородки и самоцветы родного языка».
Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.
Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Раздел 2. Секреты устной речи.
6. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок. Анализ и характеристика отдельных звуков речи.
7. Каков человек, такова и его речь. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпическая эстафета. Составление орфоэпического словника для учеников.
8.Фонетический КВН
Соревнования в знаниях.
Раздел 3. Загадки русского словообразования
9. «С русским языком можно творить чудеса!»
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
Составление таблицы «Суффиксы существительных». Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.
10. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.
11.Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.
Составление схемы-алгоритма; составление тестов.
12. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Выполнение тренировочных упражнений на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?
13. Командиры в корнях слова. Орфографическое лото.
Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.
14. Проект «Кто командует корнями?»
Защита проекта
Раздел 4. Секреты морфологии и синтаксиса
Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
15. Самостоятельные и служебные части речи.Практикум.
Составление таблиц частей речи.
16. Трудные случаи употребления существительных.
Конструирование и редактирование текста.
17. Трудные случаи употребления прилагательных
Составление алгоритмов на распознавание частей речи.
18. Трудные случаи согласования местоимений и числительных с существительными
Создание текста с использованием местоимений и числительных
19. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Создание ребусов.
20. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматический турнир «Узнай меня!» Комплексный анализ текста.
Тема 2. Кому служат служебные части речи?
21. Предлоги
Осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.
22. Союзы
23. Частицы
Конструирование и редактирование текста.
Тема 3. Нет той тайны, чтобы не была явна.
24. Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.
Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.
25. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
Решение и составление метаграмм, анаграмм, лингвистических загадок, кроссвордов.
26. Знакомство с жанром лимерика.