Файл: Пояснительная записка к рабочей программе курса внеурочной деятельности Чтобы язык не заплетался.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)

Раздел 6

Итоговые занятия. (2ч.)

Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»
Требования к уровню результатов освоения учащимися курса

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Самооценке и Я-концепции.

Решать моральные дилеммы.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения цели.

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.

Преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.


Брать на себя инициативу.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическое рассуждение.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Выдвигать и проверять гипотезы.

Делать умозаключения и выводы.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.

Осуществлять коммуникации.

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.
Характеристика деятельности учащихся
Тематическое планирование (34 часа)



Тема занятия

Количество часов

Организационное занятиеДорога к письменности

1

1.

Дорога к письменности

1

Раздел 1. Тайны русского слова. Лексика. Фразеология

4

2.

Язык – вековой труд поколений

1

3.

Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей

1

4.

Не все годится, что говорится

1

5.

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»

1

Раздел 2. Секреты устной речи.

3

6.

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи

1













7.

Каков человек, такова и его речь. Орфоэпические нормы русского языка

1

8.

Фонетический КВН

1

Раздел 3. Загадки русского словообразования




9.

«С русским языком можно творить чудеса!» 

1

10.

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

11.

Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-

1

12.

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ

1

13.

Командиры в корнях слова. Орфографическое лото

1

14.

Проект «Кто командует корнями?»


1

15.

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум

1

16.

Трудные случаи употребления существительных

1

17.

Трудные случаи употребления прилагательных

1

18.

Трудные случаи согласования местоимений и числительных с существительными

1

19.

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. 


1

20.

Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматический турнир «Узнай меня!»

1

21.

Предлоги

1

22.

Союзы

1

23.

Частицы

1

24.

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады

1

25.

Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

26.

Знакомство с жанром лимерика

1

27.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора

1

28.

В многословии не без пустословия

1

29.

Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

1

Слово о словах (5 часов)

30.

По речи узнают человека. Сценарий диалога. Диалог-репортаж

1

31.

Проект «Этикетные слова моей семьи»

1










32.

Лингвистический бой «Знатоки речи»

1

33.

Аукцион знаний


1

34.

Защита проекта «Грамотным быть – модно!


1




























Итого: 34 часа



Содержание курса
1. Дорога к письменности

Беседа.
Раздел 1. Тайны русского слова. Лексика. Фразеология

2. Язык – вековой труд поколений.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Мини-сборник пословиц и поговорок «О семье», «О Родине».

Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа со словарями, изучение языковых средств выразительности; исследование художественных произведений.

Составление мини-сборника пословиц и поговорок.

3. Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Составление словарной статьи.

4. Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях.

Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах. Анализ текста. Работа в парах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения.

5. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы». Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных произведениях. Защита проекта

«Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Раздел 2. Секреты устной речи.

6. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок. Анализ и характеристика отдельных звуков речи.

7. Каков человек, такова и его речь. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпическая эстафета. Составление орфоэпического словника для учеников.

8.Фонетический КВН

Соревнования в знаниях.
Раздел 3. Загадки русского словообразования

9. «С русским языком можно творить чудеса!» 
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

Составление таблицы «Суффиксы существительных». Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

10. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.

11.Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

Составление схемы-алгоритма; составление тестов.

12. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Выполнение тренировочных упражнений на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?
13. Командиры в корнях слова. Орфографическое лото.

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

14. Проект «Кто командует корнями?»

Защита проекта
Раздел 4. Секреты морфологии и синтаксиса
Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
15. Самостоятельные и служебные части речи.Практикум.

Составление таблиц частей речи.

16. Трудные случаи употребления существительных.

Конструирование и редактирование текста.

17. Трудные случаи употребления прилагательных

Составление алгоритмов на распознавание частей речи.

18. Трудные случаи согласования местоимений и числительных с существительными

Создание текста с использованием местоимений и числительных

19. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. 

Создание ребусов.

20. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматический турнир «Узнай меня!» Комплексный анализ текста.
Тема 2. Кому служат служебные части речи?
21. Предлоги

Осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

22. Союзы

23. Частицы

Конструирование и редактирование текста.
Тема 3. Нет той тайны, чтобы не была явна.

24. Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

25. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

Решение и составление метаграмм, анаграмм, лингвистических загадок, кроссвордов.

26. Знакомство с жанром лимерика.