Файл: Пояснительная записка к рабочей программе курса внеурочной деятельности Чтобы язык не заплетался.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лимерики на школьную тему.
Презентация.
Раздел 5. Речевой этикет
27. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Освоение общих правил телефонного разговора.
Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения.
28. В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология.
Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
29. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.
Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога.
30. По речи узнают человека. Сценарий диалога. Диалог-репортаж.
Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре.
31. Проект «Этикетные слова моей семьи».
Защита проекта.
32. Лингвистический бой «Знатоки речи».
Разыгрывание речевой ситуации.
Раздел 6. Итоговые занятия
33. Аукцион знаний.
Демонстрация знаний учащихся.
34. Защита проекта «Грамотным быть – модно!
Защита проекта.
Материально-техническое обеспечение программы
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
-
Библиотечный фонд
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
2.Печатные пособия
1.Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО «Учебная литература», 2009
2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012
3. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986
5. Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2008 г.
6. Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008
7. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2008
8. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000
9. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
10. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000
11. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
12. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997
3. Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска
4.Экранно-звуковые пособия
1
Презентации к занятиям
2
DVD фильмы
3
Аудиозаписи
5.Образовательные ресурсы
1
http://www.uroki.net
2
http://www.zavuch.info
3
http://www.interqu.ru
4
http://www.meqaslov.ru
Приложение
К теме 1
«Дорога к письменности»
Это занятие можно провести в рамках недели русского языка и литературы.
Цель – знакомство учащихся с возникновением письменности; воспитание интереса к истории.
Ход занятия
-
Истоки письменности
Учитель.
- Можно ли представить себе жизнь без телевизора?
"Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. - У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора. К ним домой не приходили театр, кино и спортивные соревнования".
- А можно ли представить себе жизнь без электричества?
"Тоже трудно, - наверное, скажете вы. - Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине ".
- А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: "Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно".
- Кто и когда изобрел письменность? Дорога к ней была длинной-длинной и трудной.
Как обходились без письма?
А начинали все медведи
Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.
Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.
- Вы, наверное, помните веселое стихотворение Н. Некрасова "Генерал Топтыгин". В нем рассказывается о медведе, которого люди, боящиеся всех начальников на свете, приняли за генерала.) (несколько учащихся читают стихотворение )
1 ученик
Дело под вечер, зимой,
И морозец знатный.
По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Мужичок обратный:
Не спешит, трусит слегка;
Лошади не слабы,
Да дорога не гладка -
Рытвины, ухабы.
Нагоняет ямщичок
Вожака с медведем:
"Посади нас, паренек,
Веселей поедем!"
- " Что ты? с мишкой ?" - "Ничего!
Он у нас смиренный,
Лишний шкалик за него
Поднесу, почтенный!"
- "Ну садитесь!" - Посадил
Бородач медведя,
Сел и сам - и потрусил
Полегоньку Федя...
Видит Трифон кабачок,
Приглашает Федю.
"Подожди ты нас часок!" -
Говорит медведю.
И пошли. Медведь смирен,
Видно, стар годами,
Только лапу лижет он
Да звенит цепями...
2 ученик.
Час проходит; нет ребят,
То-то выпьют лихо!
Но привычные стоят
Лошаденки тихо.
Свечерело. Дрожь в конях,
Стужа злее на ночь;
Заворочался в санях
Михайло Иваныч,
Кони дернули; стряслась
Тут беда большая -
Рявкнул мишка! - понеслась
Тройка как шальная!
Колокольчик услыхал,
Выбежал Федюха,
Да напрасно - не догнал!
Экая поруха!
3 ученик.
Быстро, бешено неслась
Тройка - и не диво:
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
"Очищай дорогу!
Сам Топтыгин-генерал
Едет на берлогу!"
Вздрогнет встречный мужичок,
Жутко станет бабе,
Как мохнатый седочок
Рявкнет на ухабе.
А коням подавно страх -
Не передохнули!
Верст пятнадцать на весь мах
Бедные отдули!
4 ученик.
Прямо к станции летит
Тройка удалая.
Проезжающий сидит,
Головой мотая;
Ладит вывернуть кольцо
Вот и стала тройка;
Сам смотритель на крыльцо
Выбегает бойко;
Видит, ноги в сапогах
И медвежья шуба,
Не заметил впопыхах,
Что с железом губа,
Не подумал: где ямщик
От коней гуляет?
Видит - барин материк,
"Генерал", - смекает.
Поспешил фуражку снять:
"Здравия желаю!
Что угодно приказать,
Водки или чаю?.."
Хочет барину помочь
Юркий старичишка;
Тут во всю медвежью мочь
Заревел наш мишка!
И смотритель отскочил:
"Господи помилуй!
Сорок лет я прослужил
Верой, правдой, силой;
Много видел на тракту
Генералов строгих,
Нет ребра, зубов во рту
Не хватает многих,
А такого не видал,
Господи Исусе!
Небывалый генерал,
Видно, в новом вкусе!.."
5 ученик.
Прибежали ямщики
Подивились тоже:
Видят - дело не с руки,
Что-то тут негоже!
Собрался честной народ,
Всё село в тревоге;
"Генерал в санях ревет,
Как медведь в берлоге!"
Трус бежит, а кто смелей,
Те - потехе ради -
Жмутся около саней;
А смотритель сзади.
Струсил, издали кричит:
"В избу не хотите ль?"
Мишка вновь как зарычит...
Убежал смотритель!
Оробел и убежал,
И со всею свитой...
Два часа в санях лежал
Генерал сердитый.
Прибежали той порой
Ямщик и вожатый;
Вразумил народ честной
Трифон бородатый
И Топтыгина прогнал
Из саней дубиной...
А смотритель обругал
Ямщика скотиной.
Учитель. Но оказалось, что ничего таинственного в этих царапинах нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.
Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.
- Объясните, что означают в нашем рассказе слова медвежий угол и медвежья услуга.
Ученик.
В рассказе о пещерных медведях и людях эти два выражения употреблены в прямом значении: медвежий угол- место обитания медведей; медвежья услуга- действительно хорошая услуга, которую медведи, сами того не ведая, оказали людям.
- А сейчас попробуйте объяснить, в каком значении обычно употребляют выражения медвежий угол и медвежья услуга. В том, в котором они использованы в нашем рассказе, или нет?
Ученик.
Медвежья услуга обозначает такую неумелую услугу, которая вместо помощи приносит вред. Это выражение возникло из басни И. А. Крылова «Пустынник и медведь". Медведь, охраняя сон человека, ударил камнем муху, севшую на лоб спящего. От этого удара человек умер: медведь оказал ему медвежью услугу.
(Чтение басни.)
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинокой,
Вдали от города, в глуши.
Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,
А в одиночестве способен жить не всякой:
Утешно нам и грусть и радость разделить.
Мне скажут: "А лужок, а темная дуброва,
Пригорки, ручейки и мурова шелкова?"
"Прекрасны, что и говорить!
А все прискучится, как не с кем молвить слова".
Так и Пустыннику тому
Соскучилось быть вечно одному.
Идет он в лес толкнуться у соседей,
Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
В лесу кого набресть,
Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он,
Но делать нечего: снимает шляпу,
И милому соседушке поклон.
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за слово, знакомятся они,
Потом дружатся,
Потом не могут уж расстаться
И целые проводят вместе дни.
О чем у них, и что бывало разговору,
Иль присказок, иль шуточек каких,
И как беседа шла у них,
Я по сию не знаю пору.
Пустынник был неговорлив;
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,
Что дал ему бог в друге клад.
Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится
И Мишенькой не может нахвалиться.
Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить по рощам, по лугам,
И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал
И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу:
"Приляг-ка, брат, и отдохни
Да коли хочешь, так сосни;
А я постерегу тебя здесь у досугу".
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,
Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах - да он и не без дела:
У друга на нос муха села.
Он друга обмахнул,
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!" -
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался