Файл: Голос как одно из выразительных средств деятельности лиц голосоречевых профессий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИКУМ

по учебной дисциплине по выбору «Профилактика и коррекция фонастении»

для студентов специальности «Логопедия»

(дневная форма получения образования)
ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

Тема:Голос как одно из выразительных средств деятельности лиц голосоречевых профессий.

Цель: закреплять и расширять знания о характеристиках речевого голоса, проблемах воспитания голоса у педагога, требованиях, предъявляемых к голосу педагога; формировать умения в неформализованной творческой форме описывать требования, предъявляемые к голосу педагога.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика речевого голоса.

  2. Основные проблемы воспитания голоса у лиц голосоречевых профессий на примере профессии педагога.

  3. Требования, предъявляемые к голосу педагога.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить словарь терминов по теме занятия.

  2. Написать «письмо» своему голосу, «письмо» от имени «голоса» своей хозяйке.

Форма отчетности: словарь терминов, «письма».

Литература:

Осн. [1; 2], Доп. [5]

ЗАНЯТИЕ 2 (2 часа)

Тема: Развитие и становление голоса.

Цель: закреплять и расширять знания студентов об этапах становления голоса, формировать умение структурировать информацию по вопросу профилактики нарушений голоса на разных возрастных этапах; закреплять умение разрабатывать памятки, тексты консультаций по профилактике нарушений голоса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Этапы становления голоса.

  2. Возрастная соотнесенность превентивных мер для формирования и сохранения голосовой функции.

  3. Проблема преждевременного изнашивания голоса в условиях профессионального труда.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Описать голос знакомого человека пожилого возраста, уточнить сферу его профессиональной деятельности.

  2. Составить памятку по профилактике нарушений голоса в зрелом, пожилом возрасте (на выбор).

  3. Разработать текст консультации, касающейся причин преждевременного изнашивания голоса у педагогов.

Форма отчетности: описание голоса человека пожилого возраста в письменной форме; памятка; текст консультации.


Литература:

Осн. [2], Доп. [3]

ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа)

Тема: Общая характеристика фонастении как одного из профессиональных нарушений голоса у педагогов.

Цель: уточнять и расширять знания о причинах, механизмах, симптоматике, основных формах фонастении; закреплять умение анализировать, обобщать, схематизировать текстовую информацию по проблеме фонастении; закреплять умение определять причины голосового расстройства по анамнестическим данным.

Вопросы для обсуждения:

  1. Нарушения голоса, возникающих у лиц голосоречевых профессий.

  2. Причины, механизмы, симптоматика, основные формы фонастении.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить интеллект-карту с ключевым словом (идеей) «Фонастения»1.

  2. Составить 3 тестовых задания, используя литературу и материалы лекций по изучаемой теме.

  3. Изучить фрагмент материалов анамнеза, выделить признаки фонастении, её вероятные причины. Перечислить возможные причины фонастении у молодого педагога.

На прием пришла И. В. К., женщина 44 лет, здоровая, цветущая, благополучная в семейной жизни. Она окончила консерваторию и преподавала вокал, иногда участвовала в небольших концертах. При осмотре гортани никакой патологии выявлено не было. Пациентка говорила звучным голосом нормального тембра и жаловалась лишь на то, что не может полноценно петь: не звучат ноты верхнего и нижнего регистров; работает она с большим напряжением, в концертах участвовать не может. Рассказывая о себе, женщина все время плакала… Четыре года назад она потеряла мать, с которой была очень близка и которая посвятила свою жизнь дочери, ее вокальному образованию и карьере. Все эти годы у пациентки не утихало чувство утраты, она много плакала… Лечение у психиатра не принесло успеха, плакать она продолжала, петь не могла.

Форма отчетности: интеллект-карта с ключевым словом (идеей) «Фонастения»; 3 тестовых задания по изучаемой теме; перечень причин фонастении у молодого педагога в письменной форме.

Литература:

Осн. [2], Доп. [3]

ЗАНЯТИЕ 4 (2 часа)

Тема: Диагностика фонастении.

Цель: актуализировать и уточнять знания о логопедических методах исследования голосовой функции, их значимости в дифференциальной диагностике фонастении; закреплять умение сопоставительного анализа нарушений голоса; умение проводить аудитивную оценку голоса и сравнивать результаты диагностики, полученные в различных ситуациях функциональных нагрузок на голос.



Вопросы для обсуждения:

  1. Логопедические методы исследования голосовой функции: беседа, сбор анамнеза, анкетирование, аудитивная оценка голоса.

  2. Дифференциальная диагностика фонастении.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу «Сравнительная характеристика фонастении и других профессиональных нарушений голоса» (критерии для сравнения выделить самостоятельно).

2.Описать голос одногруппника(цы), посещающего(ей) спецкурс «Профилактика и коррекция фонастении», используя метод аудитивной оценки голоса (по Е.В. Лавровой)2. Проследить наличие/отсутствие изменений качеств голоса в зависимости от ситуации (во время беседы в ходе межличностного общения и во время выступлений/ответов/работы на лекционных/практических/лабораторных занятиях).

3.Ответить на вопросы «Анкеты для выявления трудностей, связанных с голосоведением»3. Сопоставить данные анкеты с описанием голоса, составленного одногруппником(цей); с данными анкетирования, осуществлённого на 2 курсе при изучении учебной дисциплины «Логопедия. Практикум по звукопроизношению и постановке голоса». Сделать вывод о состоянии своего голоса.

4.На основе данных метода аудитивной оценки голоса, анкеты для выявления трудностей, связанных с голосоведением, собственных анамнестических данных и с учётом возможных причин фонастении оценить степень риска возникновения данного нарушения голоса/профессионального нарушения голоса у себя в связи с началом активной профессиональной деятельности.

Форма отчетности: таблица «Сравнительная характеристика фонастении и других профессиональных нарушений голоса»; характеристика голоса одногруппника (-цы) в письменной форме; заполненная анкета; устные отчёты студентов.

Литература:

Осн. [2], Доп. [3]

ЗАНЯТИЕ 5 (2 часа)

Тема: Восстановление голоса при фонастении.

Цель: актуализировать и расширить знания в области направлений и содержания фонопедической работы по восстановлению голоса при фонастении; закреплять умения составления психотерапевтической беседы, проектирования и моделирования занятий по восстановлению голоса при фонастении.

Вопросы для обсуждения:

1.Взаимодействие врачей и фонопеда в восстановлении голоса при фонастении.

2.Основные направления фонопедической работы по восстановлению голоса при фонастении: коррекция дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизация достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Разработать текст психотерапевтической беседы с лицом с фонастенией.

  2. Составить каталог приёмов фонопедической работы при фонастении.

  3. Разработать конспект занятия по восстановлению голоса при фонастении (этап работы на выбор).

Форма отчётности: текст психотерапевтической беседы; каталог приёмов фонопедической работы; конспект занятия по восстановлению голоса при фонастении.

Литература:

Осн. [2], Доп. [3]

ЗАНЯТИЕ 6 (2 часа)

Тема: Роль гигиены голосового аппарата и общей гигиены педагога в профилактике фонастении.

Цель: актуализировать, расширять и систематизировать знания о правилах общей и голосовой гигиены педагога, поддержания нормального шумового фона в учебной аудитории; закреплять умения выполнять и предъявлять физические упражнения, сочетающие тренировку дыхательного и голосового аппарата; составлять материалы консультативной направленности (памятка, рекомендации).

представлять теоретический материал в виде памятки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сбалансированность питания и особенности его режима у лиц голосоречевых профессий.

  2. Сочетание общеукрепляющих физических упражнений с упражнениями, рекомендованными для тренировки дыхательного и голосового аппарата.

  3. Создание адекватных профессиональных условий труда.

Задания для самостоятельной работы:

1.На основе анализа собственных пищевых привычек и учёта индивидуальных особенностей, требований к питанию и его режиму у лиц голосоречевых профессий разработать памятку «Питаться правильно – как?».

2.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять общеукрепляющие физические упражнения, сочетающиеся с упражнениями для тренировки дыхательного и голосового аппарата (в том числе упражнения из комплекса Стрельниковой).

3.Предложить приёмы поддержания учебной дисциплины в детской/школьной/студенческой аудитории (на выбор).

Форма отчетности: памятка; описание упражнений; перечень приёмов поддержания учебной дисциплины в аудитории.

Литература:

Осн. [2], Доп. [1]

ЗАНЯТИЕ 7 (2 часа)

Тема: Роль гигиены голосового аппарата и общей гигиены педагога в профилактике фонастении.


Цель: расширять и систематизировать знания в области соблюдения режима труда и отдыха, голосового режима; формировать умение рационально распределять свои дела (занятия) в течение дня.

Вопросы для обсуждения:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха, голосового режима.

  2. Значение здорового образа жизни для сохранения нормальной голосовой функции.

  3. Дозирование голосовой нагрузки.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить хронометраж дел (занятий) в течение рабочего и выходного дня.

2.Проанализировать режим рабочего и выходного дня:

  • Проанализировать сбалансированность режима дня исходя из пропорции: 8 ч – сон, 16 ч – учёба/работа, ежедневные рутинные дела, свободное время и отдых.

  • Определить, с чем связан дисбаланс (в случае его выявления).

  • Определить отличие режима выходного дня от рабочего.

  • Перечислить полезные занятия; вредные занятия, требующие отказа от них; нейтральные занятия, требующие корректировки, совмещения их с полезными и т.д.

  • Перечислить занятия, касающиеся ежедневной активности; учёбы/работы; образования/самообразования; развлечений; проведения свободного времени.

  • Соотнести перечисленные занятия с соблюдением общегигиенических правил педагога.

  • Оценить эффективность отдыха, проведения свободного времени.

3. Сбалансировать режим рабочего и выходного (определить, на что обратить внимание; что предпринять).

Форма отчетности: хронометраж дел (занятий) в течение рабочего и выходного дня; материалы анализа режимов дня.

Литература:

Осн. [2], Доп. [1]

ЗАНЯТИЕ 8 (2 часа)

Тема: Постановка голоса и овладение техникой речи как основная мера профилактики фонастении у педагогов.

Цель: актуализировать знания о роли регуляции эмоционального состояния посредством снятия мышечного напряжения, поддержания правильной осанки в осуществлении нормального голосоведения; совершенствовать умения выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на регуляцию мышечного тонуса тела, расслабление артикуляционной мускулатуры, выработку правильной осанки; совершенствовать умение разрабатывать материалы консультирования педагогов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Роль регуляции эмоционального состояния посредством снятия мышечного напряжения в осуществлении нормального голосоведения.

  2. Содержание работы по нормализации мышечного тонуса.

  3. Особенности работы по выработке правильной осанки.