Файл: Голос как одно из выразительных средств деятельности лиц голосоречевых профессий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания для самостоятельной работы:

1.Прочитать четверостишие в разных эмоциональных состояниях:

  • представить, что вы очень сильно на кого-то раздражены и даже разгневаны

  • вспомнить ситуацию, когда у вас на душе было легко и радостно; погрузитесь в это состояние чистой радости

  • прочитать стихотворение так, будто вы рассказываете очень смешной анекдот

  • представить, что вы рассказываете кому-то свою самую сокровенную тайну

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

(Пушкин А.С.)

Охарактеризовать звучание голоса и проанализировать ощущения при различных вариантах голосоведения.

2.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на регуляцию мышечного тонуса, релаксационные упражнения для артикуляционной мускулатуры.

3.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять приёмы массажа лица.

4.Научиться демонстрировать физиологически правильную осанку в положении стоя, сидя.

5.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на выработку правильной осанки.

6.Разработать текст консультации для педагогов, предполагающий обоснование необходимости и разъяснение содержания работы по нормализации мышечного тонуса тела, расслаблению артикуляционной мускулатуры, выработке правильной осанки для осуществления нормального голосоведения.

Форма отчетности: описание упражнений на регуляцию мышечного тонуса, релаксационных упражнений для артикуляционной мускулатуры, на выработку правильной осанки; описание приёмов массажа лица; текст консультации для педагогов.

Литература:

Осн. [2], Доп. [2; 4; 5]

ЗАНЯТИЕ 9 (2 часа)

Тема: Постановка голоса и овладение техникой речи как основная мера профилактики фонастении у педагогов.

Цель: актуализировать знания об особенностях и роли работы по коррекции физиологического и фонационного дыхания, совершенствованию артикуляционной моторики при постановке голоса и овладении техникой речи; совершенствовать умения выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на коррекцию физиологического и фонационного дыхания, совершенствование артикуляционной моторики; совершенствовать умение разрабатывать материалы консультирования педагогов.


Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности работы по коррекции физиологического и фонационного дыхания, формированию дыхательной опоры.

  2. Упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на восприятие дыхания, на тренировку носового дыхания, на овладение косто-абдоминальным типом дыхания и воспитание дыхательной опоры.

2. Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять фонационные дыхательные упражнения

3.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять упражнения для освоения внутриглоточной и внешней артикуляции.

4.Разработать текст консультации для педагогов, предполагающий обоснование необходимости и разъяснение содержания работы по коррекции физиологического и фонационного дыхания, совершенствованию артикуляции при постановке голоса и овладении техникой речи.

Форма отчетности: описание дыхательных и артикуляционных упражнений; текст консультации для педагогов.

Литература:

Осн. [2], Доп. [2; 4; 5]

ЗАНЯТИЕ 10 (2 часа)

Тема: Постановка голоса и овладение техникой речи как основная мера профилактики фонастении у педагогов.

Цель: уточнять знания о содержании работы по улучшению акустических качеств голоса, совершенствованию дикции, выразительности речи; закреплять умения выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на улучшение акустических качеств голоса, совершенствование дикции, выразительности речи; совершенствовать умение разрабатывать материалы консультирования педагогов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Система функциональных тренировок для улучшения акустических качеств голоса.

  2. Содержание работы по совершенствованию дикции, выразительности речи.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения для:

  • определения рабочего диапазона голоса;

  • восприятия ощущения головного резонирования;

  • развития ощущения грудного резонирования;

  • развития динамического диапазона голоса;

  • развития тонового диапазона голоса;

  • закрепления навыка правильного голосоведения;

  • совершенствования дикции и выразительности речи.

2.Разработать текст консультации для педагогов, предполагающий обоснование необходимости определения рабочего диапазона голоса

, разъяснение содержания работы по использованию резонаторов в процессе голосоведения, развитию динамического и тонового диапазона голоса, совершенствованию дикции и выразительности речи.

Форма отчетности: описание упражнений; текст консультации для педагогов.

Литература:

Осн. [1; 2], Доп. [2; 4; 5]
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Земцова, Е. А. Интонационная выразительность речи педагога [Электронный ресурс] / Е. А. Земцова // Дополнительное образование взрослых: международные тенденции и национальные приоритеты / редкол.: И. В. Шеститко [и др.] // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/45930. – Дата доступа: 04.05.2020.

  2. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине по выбору «Профилактика и коррекция фонастении» для специальности
    1-03 01 «Логопедия» [Электронный ресурс] / сост.: Н. Н. Баль, О. П. Соловьева // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/44670. – Дата доступа: 04.05.2020.

Дополнительная литература

  1. Баль, Н. Н. Мониторинг рабочего и выходного дня педагогов как средство профилактики профессиональных нарушений голоса / Н. Н. Баль, О. П. Соловьева // Специальное образование: опыт и перспективы развития : материлы II респ. науч.-практ. конф., Могилев, 26 окт. 2016 г. / ред. И. В. Черепанова. – Могилев, 2017. – С.12–15.

  2. Земцова, Е. А. Совершенствование техники речи учителя : учеб.-метод. пособие / Е. А. Земцова. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 27 с.

  3. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. В. Лаврова. – М. : Изд-во
    Секачев В. Ю., 2016. – 182 с.

  4. Ромейко, Г. Б. Постановка голоса: теория и практика : учеб.-метод. пособие / Г. Б. Ромейко, Н. М. Фигурова. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2009. – 56 с.

  5. Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя : практ. пособие / А. И. Савостьянов. – М. : Юрайт, 2018. – 137 с.


1 Образцы Интеллект-карт представлены во Вспомогательном разделе УМК Образцы Интеллект карт.

2 Представлен во Вспомогательном разделе УМК. Материалы для аудитивной оценки голоса.

3 Представлена во Вспомогательном разделе УМК. Материалы для аудитивной оценки голоса.