Файл: Голос как одно из выразительных средств деятельности лиц голосоречевых профессий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания для самостоятельной работы:
1.Прочитать четверостишие в разных эмоциональных состояниях:
-
представить, что вы очень сильно на кого-то раздражены и даже разгневаны -
вспомнить ситуацию, когда у вас на душе было легко и радостно; погрузитесь в это состояние чистой радости -
прочитать стихотворение так, будто вы рассказываете очень смешной анекдот -
представить, что вы рассказываете кому-то свою самую сокровенную тайну
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
(Пушкин А.С.)
Охарактеризовать звучание голоса и проанализировать ощущения при различных вариантах голосоведения.
2.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на регуляцию мышечного тонуса, релаксационные упражнения для артикуляционной мускулатуры.
3.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять приёмы массажа лица.
4.Научиться демонстрировать физиологически правильную осанку в положении стоя, сидя.
5.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на выработку правильной осанки.
6.Разработать текст консультации для педагогов, предполагающий обоснование необходимости и разъяснение содержания работы по нормализации мышечного тонуса тела, расслаблению артикуляционной мускулатуры, выработке правильной осанки для осуществления нормального голосоведения.
Форма отчетности: описание упражнений на регуляцию мышечного тонуса, релаксационных упражнений для артикуляционной мускулатуры, на выработку правильной осанки; описание приёмов массажа лица; текст консультации для педагогов.
Литература:
Осн. [2], Доп. [2; 4; 5]
ЗАНЯТИЕ 9 (2 часа)
Тема: Постановка голоса и овладение техникой речи как основная мера профилактики фонастении у педагогов.
Цель: актуализировать знания об особенностях и роли работы по коррекции физиологического и фонационного дыхания, совершенствованию артикуляционной моторики при постановке голоса и овладении техникой речи; совершенствовать умения выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на коррекцию физиологического и фонационного дыхания, совершенствование артикуляционной моторики; совершенствовать умение разрабатывать материалы консультирования педагогов.
Вопросы для обсуждения:
-
Особенности работы по коррекции физиологического и фонационного дыхания, формированию дыхательной опоры. -
Упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата.
Задания для самостоятельной работы:
1.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на восприятие дыхания, на тренировку носового дыхания, на овладение косто-абдоминальным типом дыхания и воспитание дыхательной опоры.
2. Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять фонационные дыхательные упражнения
3.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять упражнения для освоения внутриглоточной и внешней артикуляции.
4.Разработать текст консультации для педагогов, предполагающий обоснование необходимости и разъяснение содержания работы по коррекции физиологического и фонационного дыхания, совершенствованию артикуляции при постановке голоса и овладении техникой речи.
Форма отчетности: описание дыхательных и артикуляционных упражнений; текст консультации для педагогов.
Литература:
Осн. [2], Доп. [2; 4; 5]
ЗАНЯТИЕ 10 (2 часа)
Тема: Постановка голоса и овладение техникой речи как основная мера профилактики фонастении у педагогов.
Цель: уточнять знания о содержании работы по улучшению акустических качеств голоса, совершенствованию дикции, выразительности речи; закреплять умения выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения на улучшение акустических качеств голоса, совершенствование дикции, выразительности речи; совершенствовать умение разрабатывать материалы консультирования педагогов.
Вопросы для обсуждения:
-
Система функциональных тренировок для улучшения акустических качеств голоса. -
Содержание работы по совершенствованию дикции, выразительности речи.
Задания для самостоятельной работы:
1.Подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения для:
-
определения рабочего диапазона голоса; -
восприятия ощущения головного резонирования; -
развития ощущения грудного резонирования; -
развития динамического диапазона голоса; -
развития тонового диапазона голоса; -
закрепления навыка правильного голосоведения; -
совершенствования дикции и выразительности речи.
2.Разработать текст консультации для педагогов, предполагающий обоснование необходимости определения рабочего диапазона голоса
, разъяснение содержания работы по использованию резонаторов в процессе голосоведения, развитию динамического и тонового диапазона голоса, совершенствованию дикции и выразительности речи.
Форма отчетности: описание упражнений; текст консультации для педагогов.
Литература:
Осн. [1; 2], Доп. [2; 4; 5]
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
-
Земцова, Е. А. Интонационная выразительность речи педагога [Электронный ресурс] / Е. А. Земцова // Дополнительное образование взрослых: международные тенденции и национальные приоритеты / редкол.: И. В. Шеститко [и др.] // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/45930. – Дата доступа: 04.05.2020. -
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине по выбору «Профилактика и коррекция фонастении» для специальности
1-03 01 «Логопедия» [Электронный ресурс] / сост.: Н. Н. Баль, О. П. Соловьева // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/44670. – Дата доступа: 04.05.2020.
Дополнительная литература
-
Баль, Н. Н. Мониторинг рабочего и выходного дня педагогов как средство профилактики профессиональных нарушений голоса / Н. Н. Баль, О. П. Соловьева // Специальное образование: опыт и перспективы развития : материлы II респ. науч.-практ. конф., Могилев, 26 окт. 2016 г. / ред. И. В. Черепанова. – Могилев, 2017. – С.12–15. -
Земцова, Е. А. Совершенствование техники речи учителя : учеб.-метод. пособие / Е. А. Земцова. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 27 с. -
Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. В. Лаврова. – М. : Изд-во
Секачев В. Ю., 2016. – 182 с. -
Ромейко, Г. Б. Постановка голоса: теория и практика : учеб.-метод. пособие / Г. Б. Ромейко, Н. М. Фигурова. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2009. – 56 с. -
Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя : практ. пособие / А. И. Савостьянов. – М. : Юрайт, 2018. – 137 с.
1 Образцы Интеллект-карт представлены во Вспомогательном разделе УМК Образцы Интеллект карт.
2 Представлен во Вспомогательном разделе УМК. Материалы для аудитивной оценки голоса.
3 Представлена во Вспомогательном разделе УМК. Материалы для аудитивной оценки голоса.