Файл: Занятие 5. Тема Информация и информационные технологии. Тема Информационные системы. Классификация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие №5.

Тема 2. Информация и информационные технологии.

Тема 2.3. Информационные системы. Классификация.

Информационная система {ИС) представляет собой коммуни­кационную систему по сбору, передаче, переработке информа­ции об объекте, снабжающую работника любой профессии ин­формацией для реализации функции управления. Другими слова­ми информационная система — это упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.

Как и каждая система, ИС обладает свойствами делимости и целостности. Делимость означает, что систему можно представлять из различных самостоятельных составных частей — подсистем. Воз­можность выделения подсистем упрощает анализ, разработку, вне­дрение и эксплуатацию ИС. Свойство целостности указывает на согласованность функционирования подсистем в системе в целом.

В зависимости от уровня автоматизации различают ручные, ав­томатизированные и автоматические информационные системы.

Ручные ИС характеризуются выполнением всех операций по переработке информации человеком. В автоматизированных ИС часть функций управления или обработки данных осуществляют­ся автоматически, а часть — человеком. В автоматических ИС все функции управления и обработки информации выполняются тех­ническими средствами без участия человека.

Информационная система включает в себя информационную среду и информационные технологии, определяющие способы реализации информационных процессов.

Информационная среда — это совокупность систематизирован­ных и организованных специальным образом данных и знаний.

Различают несколько поколений ИС.

Первое поколение ИС (1960—1970 гг.) строилось на базе цен­тральных ЭВМ по принципу «одно предприятие — один центр обработки», а в качестве стандартной среды выполнения прило­жений служила операционная система фирмы IBM — MVX.

Второе поколение ИС (1970—1980 гг.) характеризуется час­тичной децентрализацией ИС, когда мини-компьютеры типа DEC VAX, соединенные с центральной ЭВМ, стали использоваться в офисах и отделениях организации.

Третье поколение ИС (1980—1990 гг.) определяется появлени­ем вычислительных сетей, объединяющих разрозненные ИС в еди­ную систему.

Четвертое поколение ИС (1990 г. — до нашего времени) харак­теризуется иерархической структурой, в которой центральная об
работка и единое управление ресурсами ИС сочетается с распре­деленной обработкой информации. В качестве центральной вы­числительной системы может быть использован суперкомпьютер. В большинстве случаев наиболее рациональным решением пред­ставляется модель ИС, организованная по принципу: централь­ный сервер системы — локальные серверы — станции-клиенты.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Информатизация постепенно становится стержнем, основой и технологическим фундаментом цивилизации.

Почему же мы сейчас говорим об информатизации как о осо­бом факторе развития цивилизации? Ответ на этот вопрос заклю­чен в неуклонном возрастании роли информационных процессов в жизни общества. Сегодня информация превратилась в стратеги­ческий ресурс человечества, единственный из всех ресурсов, ко­торый при потреблении не убывает, а возрастает.

Информационная революция вбирает в себя все новые и но­вые сферы человеческих интересов. Компьютер стал своего рода эпицентром, ядром «информационной революции».

Классификацию информационных систем можно проводить по ряду признаков: по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы и по характеру взаимодействия с пользователями.
Классификация информационных систем по назначению.

По назначению ИС можно разделить на информационно-уп­равляющие, информационно-поисковые, системы поддержки при­нятия решений, обработки данных и информационно-справоч­ные системы.

Информационно-управляющие системы — это системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления органи­зацией, предприятием, отраслью.

Системы поддержки принятия решений предназначены для на­копления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей.

Информационно-поисковые системы — это системы, основное назначение которых поиск информации, содержащейся в различ­ных базах данных, различных вычислительных системах, разне­сенных, как правило, на значительные расстояния.



К информационно-справочным системам относятся автоматизи­рованные системы, работающие в интерактивном режиме и обес­печивающие пользователей справочной информацией.

Системы обработки данных — это класс информационных сис­тем, основной функцией которых являются обработка и архива­ция больших объемов данных.


Классификация информационных систем по структуре аппаратных средств.

Эта классификация информационных систем подразделяет их на однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные системы (сосредоточенные системы, системы с удаленным дос­тупом и вычислительные сети).

Однопроцессорные ИС строятся на базе одного процессора ком­пьютера, тогда как многопроцессорные системы используют ресур­сы нескольких процессоров.

Многомашинные системы представляют собой вычислительные комплексы. В сосредоточенных вычислительных системах весь ком­плекс оборудования, включая терминалы пользователей, сосре­доточен в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуется применение системы пере­дачи данных.

Системы с удаленным доступом (с телеобработкой) обеспечи­вают связь между терминалами пользователей и вычислительны­ми средствами методом передачи данных по каналам связи (с ис­пользованием систем передачи данных).

Вычислительные сети — это взаимосвязанная совокупность тер­риториально рассредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользовате­лям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и кол­лективное использование этих ресурсов.
Классификация информационных систем по режиму работы.

Если рассматривать используемый режим функционирования информационных систем, то можно выделить однопрограммный и мультипрограммный режимы вычислительной системы.

По характеру обслуживания пользователей выделяют пакетный режим, а также режимы индивидуального и коллективного пользо­вания.


Пакетная обработка — это обработка данных или выполнение заданий, накопленных заранее таким образом, что пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается. Она может вес­тись как в однопрограммном, так и в мультипрограммном режимах.

В режиме индивидуального пользования все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя, тогда как

в режиме коллективного пользования возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам вычис­лительной системы. Коллективное пользование в режиме запрос-ответ предполагает, что система обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний.
Классификация информационных систем по характеру взаимодействия с пользователями.

По характеру взаимодействия с пользователями выделяют сис­темы, работающие в диалоговом и интерактивном режимах.

В диалоговом режиме человек взаимодействует с системой об­работки информации, при этом человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки инфор­мации человеком. Интерактивный режим — это режим взаимо­действия человека и процесса обработки информации, выражаю­щийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмот­ренных механизмом управления конкретной системы и вызываю­щих ответную реакцию процесса.

По особенностям функционирования информационной систе­мы во времени выделяют режим реального времени — режим обра­ботки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.
Состав и характеристика качества информационных систем.

Элементарные операции информационного процесса включают:

  • сбор, преобразование информации, ввод в компьютер;

  • передачу информации;

  • хранение и обработку информации;

  • предоставление информации пользователю.

Можно выделить две основные группы характеристик, кото­рые нужно принимать во внимание при анализе качества инфор­
мационных процессов: временные характеристики и характерис­тики качества результирующей информации на выходе информа­ционного процесса.

К показателям временных свойств информационных процес­сов относятся:

среднее время и дисперсия времени выполнения информа­ционного процесса (среднее время реакции информационной си­стемы на запрос пользователя);

продолжительность временного интервала, в течение которого информационный процесс завершается с заданной вероятностью.

Качество информационных систем характеризуется:

  • достоверностью данных — свойством данных не содержать скрытых ошибок;

  • целостностью данных — свойством данных сохранять свое информационное содержание;

  • безопасностью данных — защищенностью данных от несанкционированного доступа к ним.

Итак, мы рассмотрели основные термины и понятия информа­ционной технологии, провели классификацию информационных систем, изучили структуру информационного процесса, а также ха­рактеристики и показатели качества информационных процессов.
Контрольные вопросы

  1. Приведите классификацию информационных систем.

  2. Что такое «Информационная система»