Файл: Тема 1 Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (всмк) Учебные вопросы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при локализации и ликвидации последствий ЧС все учреждения системы санитарно-эпидемиологического надзора других министерств и ведомств России (МО, МВД, РЖД), расположенные на данной территории, переходят в оперативное подчинение главного государственного санитарного врача республики, области (края).
В перечень сил постоянной готовности ГСЭС России межрегионального и регионального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов РФ, 5 противочумных институтов, противочумный центр в Москве и 11 противочумных станций. Эти учреждения службы ведут свою деятельность в местах постоянного расположения.
Указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС нештатные специализированные формирования быстрого реагирования: 70 СЭО, 19 СЭБ и 15 СПЭБ.
Эти формирования предназначены для надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в зонах ЧС.
- Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) - формируются центрами Госсанэпиднадзора в субъектах РФ из штатной численности учреждений Госсанэпидслужбы, за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад. Укомплектование СЭО личным составом проводится в режиме повседневной деятельности из числа штатных сотрудников ЦГСЭН— формирователя. Ответственность за готовность СЭО, СЭБ к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра ГСЭН формирующего отряд или бригаду. Готовность отряда к работе в ЧС 24 ч. Штатного состава в отряде 21 человек, из них 11 врачей.
По прибытии на место СЭО работает под руководством регионального штаба по ликвидации последствий ЧС.
| Санитарно-эпидемиологический отряд (21 чел.) | | |
Начальник СЭО - 1 Врач-эпидемиолог - 1 Врач по радиационной гигиене - 1 Врач по общей гигиене - 2 Врач-дезинфекционист - 2 Врач-лаборант - 2 Врач-бактериолог (вирусолог) - 2 Инженер-радиолог - 1 | Помощник санитарного врача (фельдшер) - 1 Помощник эпидемиолога - 1 Лаборант-химик (средней квалификации) - 1 Лаборант (микробиолог средней квалификации - 1 Инструктор-дезинфектор - 1 Техник-дозиметрист - 2 Водители - 2 | ||
ИТОГО – 21 человек, в т.ч. врачей – 11; средних медицинских работников - 4 |
- Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ)- формируются ЦГСН, не имеющие возможностей формирования СЭО.
-
Эпидемиологические - в составе 5 человек из которых: врачи эпидемиологи – 2 (один начальник), фельдшер (помощник эпидемиолога), инструктор дезинфектор, водитель.
-
Радиологические - в составе 5 человек. Начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник сан. врача (фельдшер), техник дозиметрист, водитель. -
Санитарно-гигиенические (токсикологические) - в составе 5 человек. Начальник (врач), санитарный врач – токсиколог, помощник сан. врача – фельдшер лаборант, водитель;
В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады. Готовность к работе СЭБ – 12 часов.
- Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) создаются на базе противочумных учреждений. Бригады подчиняются непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора.
Структура СПЭБ:
-
управление, -
эпидотделение с зоопаразитологической группой, -
бактериологическое отделение с вирусологической группой.
Всего 40 чел. Расходное имущество позволяет работать бригадам 2 нед.
Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ)
| Управление (2 чел.) Нач-к СПЭБ (врач-эпидемиолог) | | ||
| | | ||
Эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел) | | Бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел) | ||
| ||||
Нач-к отд-я (зам. нач-ка СПЭБ) – 1 Санитарный врач - 1 Врач-эпидемиолог - 3 Зоолог - 1 Паразитолог - 1 Помощники эпидемиолога (лаборанты) - 3 Дезинфектор - 1 | | Начальник отделения - 1 Врач-бактериолог - 6 Врач-вирусолог - 1 Лаборант-вирусолог - 1 Лаборант (фельдшер-лаборант) - 9 Лаборант-средовар - 1 Санитаров - 4 Автоклавщиков - 2 Инженер-механик - 1 | ||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Итого в СПЭБ – 40 человек, в т.ч. врачей – 15; среднего медицинского персонала – 14; младшего медицинского персонала - 7 |
- Группы эпидемиологической разведки (ГЭР).Создаются на базе областных (краевых), городских и районных ЦГСН. Группа состоит из трех человек: эпидемиолога, помощника эпидемиолога (фельдшера) и шофера-санитара. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит эпидобследование инфекционных очагов. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. Группа за 1 час в состоянии обследовать местность на 2 км. Кв. и отобрать 8 проб с объектов внешней среды.
Вопрос № 6
«Управление СМК».
Управление СМК - это целенаправленная деятельность начальников, руководителей, органов управления Службы по поддержанию в постоянной готовности сил и средств службы, подготовке их к медобеспечению населения при ЧС и руководстве ими при выполнении поставленных задач во время ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Управление службой строится на следующих принципах:
-
Единоначалие и централизация управления с представлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач. -
Умение анализировать обстановку, делать правильные выводы, предвидеть ход событий. -
Оперативность, творчество и высокая организованность в работе. -
Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов. -
Личная ответственность руководителя СМК за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных им задач.
Управление включает в себя следующие операции:
- непрерывный сбор, изучение, обобщение и анализ данных обстановки;
- принятие (уточнение) решения и планирование;
- доведение задач до подчиненных (уточнение задач подчиненным);
- организацию выполнения запланированных (намеченных) мероприятий;
- организацию и поддержание взаимодействия;
- организацию (восстановление) системы управления, в том числе связи;
- контроль за выполнением запланированных мероприятий и оказание помощи объектам управления.
К управлению предъявляются следующие требования:
-
Устойчивость, -
Непрерывность, -
Оперативность, -
Квалифицированность, -
Эффективность.
Начальником СМК МЗ России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет его первый заместитель.
Начальником СМК на межрегиональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе.
Начальниками СМК на региональном и муниципальном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.
Проведение мероприятий по ликвидации последствий ЧС осуществляется в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при ЧС, который разрабатывается соответствующими штабами ВСМК, по согласованию с МЧС и утверждается руководителем Службы.
План оформляется письменно с приложением необходимых карт, схем, расчетных таблиц с использованием условных обозначений и знаков (комплект формализованных документов).
План включает в себя:
-
Медико-тактическую характеристику (МТХ) данной территории (объекта) с учетом вероятных ЧС. -
Характеристику службы данного уровня. -
Календарный план перевода СМК в различные режимы готовности. -
Частные планы медико-санитарного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий наиболее вероятных ЧС.
В интересах комплексного использования всех сил и средств ВСМК на СМК Минздрава возлагается руководящая роль. На период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в ее оперативное подчинение передаются силы и средства СМК Минобороны России, учреждения и формирования, участвующие в ликвидации последствий ЧС МВД, РЖД, Госкомсанэпиднадзора России, других министерств и ведомств.
Управление ведется с основных и запасных пунктов управления, последние могут быть подвижными и размещаться на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС СМК приходится взаимодействовать с другими службами, в том числе и с медицинскими службами некоторых министерств и ведомств.
Взаимодействие – это согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств службы МК с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней, службами РСЧС.
Взаимодействие отражается в плане медико-санитарного обеспечения населения при ЧС или создается отдельный план взаимодействия.
В отдельных формированиях и учреждениях ВСМК разрабатываются таблицы взаимодействия. Выписки из плана взаимодействия доводятся до всех участников взаимодействия.
Управление ВСМК в ходе ликвидации последствий ЧС
Для облегчения управления в ЧС заблаговременно разрабатываются комплекты формализованных документов. В зависимости от обстановки сложившейся в ЧС возможны два варианта в управлении ВСМК:
1-ый – когда при ЧС имеются небольшие санитарные потери и существуют относительно благоприятные условия медико-санитарного обеспечения. В этой ситуации управление силами участвующими в ликвидации ЧС обеспечивается системой управления, действующей в режиме повседневной деятельности.
2-ой – когда возникают крупномасштабные ЧС и для ликвидации их привлекаются значительные силы различных министерств и ведомств. В этих случаях необходимо создавать специальные системы управления, тесно взаимодействующие с органами управления, силами и средствами РСЧС участвующих в ликвидации ЧС.
А именно - создается система вспомогательных пунктов управления. Для этого в пункты управления РСЧС направляются оперативные группы штабов СМК. Пункты управления создаются и в формированиях, учреждениях ВСМК участвующие в ликвидации последствий ЧС.