Файл: Характеристики гуманистического взаимодействия уважение, неприкосновенность личности, признание как данности. Гуманистическое взаимодействие людей имеет отличительные признаки, обусловленные тем, что в отношениях человек человек.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеристики гуманистического взаимодействия: уважение, неприкосновенность личности, признание как данности.

Гуманистическое взаимодействие людей имеет отличительные признаки, обусловленные тем, что в отношениях «человек — человек» каждый из партнеров взаимодействия занимает исходную позицию признания человека как ценности. Это взаимное расположение к ценностному феномену «человек» и задает взаимно определяющие характеристики.

Уважение — общая характеристика взаимодействия людей образованного цивилизованного мира, открывшего для себя в ходе исторического развития значимость «другого человека» для каждого из нас. Уважить — значит признать «важность» для себя этого человека (тогда мы говорим «я тебя уважаю»), но и признать важность вообще любого другого человека (тогда мы говорим «человека надо уважать»). Данная характеристика обобщенная. Нельзя уважать одного человека и, при этом, не уважать многих людей. «Уважающий» всегда и со всеми людьми одинаково держит высокую планку признания «человека в человеке». Как говорил английский драматург Б. Шоу: разговаривать с прачкой, как с королевой, а с королевой, как с прачкой, — то есть, со всеми одинаково, коль скоро они представительствуют «человека».

Нельзя сказать, чтобы такое понимание было издавна присуще человечеству. Оно и сейчас являет собою довольно высокий гребень культурной волны, Традиционно исторически уважали богатых, знатных, власть имущих, и не признавали достоинств стоящих на нижней ступени социальной лестницы.

Провозгласив «гуманизацию общества», «гуманистическое воспитание» как лозунги и методологическую основу педагогики, мы вынуждены признать, что это очень трудная задача.

Однако уже сегодня профессиональная педагогическая технология общения с детьми требует от него уважения к человеку (и детям, в том числе) как таковому. И это педагогическое требование не может быть оспорено, согласно нашему пониманию воспитания как введения детей в контекст мировой культуры.

Неприкосновенность личности как характеристика отношения к человеку во взаимодействии с ним определяется психологическим пониманием автономности внутреннего индивидуального мира личности человека, обладающего особенным содержанием, собственными нормами и правилами, своими внутренними событиями души и своим особенным отношением к жизни. В это мир, как в отдельный дом, не должно быть доступа никому без позволения самого субъекта.
Поэтому существуют неписанные правила этики, такие, как право на тайну, право на собственное мнение, право на неповторимость стиля поведения и жизни. Узаконено юридически право на неприкосновенность жилища, собственности, личных вещей, собственного тела.

Признание как данности — следующая общая черта современного взаимодействия людей в культурном обществе. Она означает терпимое отношение к особенностям человека, его непохожести на других, терпимости по отношению к тем качествам, которые неудобны для окружающих. Бесспорно, быть терпимым очень трудно, ведь человек, избрав образ жизни, считает свой выбор наиболее правильным, и с трудом соглашается, что можно жить иначе. Большим подспорьем в умении признавать человека как данность служить апелляция к истории жизни человека. Признать человека как данность нетрудно, если исходить из истории его жизни, из стечения обстоятельств, в которых он родился, познал счастье жизни, делал свои первые жизненные шаги.

...Ребенок не выбирал родителей, когда оказался в семье агрессивных и жестоких людей.

Ребенок невиноват, что ему вовремя не предоставили возможность полюбить музыку, живопись, театр, скульптуру.

На ребенка нельзя возлагать ответственность за то, что он не пользуется носовым платком, не умеет ухаживать за своим телом, не знает чистых простыней и пушистых полотенец.

Признание человека как данности, разумеется, имеет свои границы. Они очерчены общими нормами современной культуры, в которой «человек», «жизнь», «общество» в качестве наивысших ценностей и условия существования человечества на земле предписывают ряд законов, оберегающих эти основные условия жизни. Их нарушения влекут за собою карающие санкции общества.

Признавая ребенка как данность, педагог ни в коем случае не отказывается от его воспитания, от оснащения его достижениями культуры. Он производит методическое и технологическое решение проблемы, адекватное как для ситуации благоприятной, так и для ситуации неблагоприятного социального положения ребенка и истории его развития.



Автор

Дата

Трактовка понятия

Исследователи, разделяющие данный подход

И.Т.Фролов

1981г

В философии «взаимодействие» отражает процесс воздействия объектов друг на друга и их взаимную обусловленность

В.П.Кожановский

А.Н.Аверьев

1985г

Определяет понятие «взаимодействие» как содействие, которое обогащает содействующие стороны и создает возможность для их изменения и развития




В.Е.Кемеров

2003г

Понятие «взаимодействие» является характеристикой человеческой деятельности
















Ю.А.Прокудин

1990г

«Социальное взаимодействие» отличается объемными процессами между субъектами деятельности, которые приводят к социальным связям и отношениям




Н.Л.Виноградов

1999г

Рассматривает «социальное взаимодействие» как «…сопряжение действий субъектов…», в основе которого лежит коммуникативная деятельность, оно характеризуется диалогичностью и реализуется в совместной деятельности

Ю.Хебермас

М.Вебер

1990г

«Социальное взаимодействие» понимаеттся как целерациональное, ценностно-рациональное социальное действие, ориентированное по смыслу на действия других

Т.Парсонс

П.Сорокин

1992г

Определяет «социальное взаимодействие» как обмен

Дж.Хоманс, П.Блау

Ю.Г.Волков

2003г

Рассматривает «социальное взаимодействие» как «процесс воздействия индивидов друг на друга… в ходе реализации интересов…»

В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко

Э.М.Коржева

1989г

Рассматривает «социальное взаимодействие» как «процесс воздействия партнеров друг на друга и приспособление действий одного к действиям другого»

Н.Ф.Наумова

Ю.В.Асочаков

1989г

Рассматривает «социальное взаимодействие» как «процесс взаимной координации людьми своих поступков»

А.О.Бороноев, Д.В.Иванов

Г.В.Осипов

2000г

Рассматривает «социальное взаимодействие» с позиции выполнения человеком определенных социальных ролей

В.Г.Харчёва













И.П.Яковлев

2006г

Под «коммуникацией» как наукой следует понимать совокупность исследований роли коммуникации в обществе, имея в виду её развитие, содержание и структуру коммуникационных процессов, использование их средств и т. д.




С.В.Бориснёв

2003г

Под «коммуникацией» можно понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации




Никлас Луман

1984

Под «коммуникацией» понимается «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие» как совокупность действий, характерных только для социальных систем, при осуществлении которых происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации, или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой




Л.А.Бакстер

2004

«Коммуникация» — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения

Л.А.Силларс, Л.А.Вангелист, Д.Перльман













Ю.К. Бабанский

1988

«Педагогическое взаимодействие» - взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе




В.А. Сластенин

2008

«Педагогическое взаимодействие» специально организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач




И.Б. Котова

2002

«Педагогическое взаимодействие» — прямое или косвенное взаимодействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Е.Н. Шиянов

В. И. Загвязинского

2012

«Педагогическое взаимодействие» – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса













С.Ю.Головин

1998

«Социально-педагогическое взаимодействие» – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.




Федорова Татьяна Борисовна

2017

«Социально-педагогическое взаимодействие» – выступает неотъемлемой составляющей любых видов социального взаимодействия, протекающих в сфере образования и развития личности ученика




А.К. Быков

2006г

«Социально-педагогическое взаимодействие» – сновывается на понимании обучения и воспитания как субъектно­субъектного процесса: ученик — не только и не столько объект учебно-воспитательных воздействий педагога, но и сам активный субъект, снимающийся самообразованием и самовоспитанием




И.А.Зимняя

2011г

Система социально-педагогического
взаимодействия в образовательном пространстве - сложная система взаимодействия множества субъектов образования в ситуации разновозрастной социальной общности