Файл: Исследование финансового положения страховой компании с помощью оценочных показателей Факторный анализ доходности ск на примере ооо Гамма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все используемые в страховой статистике натуральные и стои­мостные показатели отражают процессы формирования и использо­вания страхового фонда. При этом учитывается, что страхование проводится в обязательной и добровольной формах, делится на имущественное и личное во всем многообразии его видов.

Значительное место в страховой статистике отводится анализу средних и относительных показателей, как среднее страховое возмещение, средняя страховая сумма, охват страхового поля, сред­няя нагрузка одного работника, коэффициент возврата и т. д.

Страховая статистика основана на информации, предусмотрен­ной статистическим и бухгалтерским учетом. Обобщенные в текущей и годовой отчетности итоговые показатели анализируются с помо­щью статистических методов.

Успешное развитие страхового дела возможно лишь при наличии объективной статистики происшествий, учитывающей региональные особенности, материальные и моральные факторы, влияющие на ве­личину риска.

Процветание страхового дела во многом определяется качеством актуарных расчетов, регламентирующих финансовые взаимоотно­шения между страховщиком (страховой компанией) и страхователями (застрахованными). С помощью матема­тических и статистических средств разрабатываются алгоритмы формирования и движения страхового портфеля, обеспечивающие достаточную защиту страховщика от опасности банкротства.

Для статистической оценки деятельности страховых компаний используются абсолютные, относительные и средние показатели.

Абсолютные статистические показатели. К абсолютным стати­стическим показателям, наиболее часто использующимся в стати­стическом анализе финансово-экономической деятельности страхо­вых организаций, относятся:

•      абсолютный размер  собственных  и  приравненных  к  ним средств компаний, уставного капитала в оплаченной его час­ти, собственного капитала;

•      абсолютные размеры поступления страховых премий в целом по портфелю и по отдельным видам страхования, в том чис­ле, например, по страхованию жизни, видам    иным, чем страхование жизни, и т. д.;

•      абсолютный размер страховых выплат, в том числе по от­дельным видам страхования;

•      абсолютный размер тарифных ставок;

•      абсолютный размер различных видов страховых резервов и т. д.

Относительные статистические показатели, наиболее часто ис­пользуемые в страховых расчетах:


•      показатель структуры активов;

•      уровень платежеспособности, оцененный на основе коэффици­ентов отклонений от норматива соотношения премий и выплат;

•      отношение собственных и приравненных к ним средств к общей сумме поступивших взносов;

•      доля перестрахования в страховых операциях (не должна пре­вышать уровень  в  45%,   чтобы  не   создавать  зависимости страховой компании от перестраховщика);

•      отношение ответственности по отдельному риску к объему соб­ственных средств страховщика (не должно превышать 10%); по определенным видам страхования;

•     отношение чистой прибыли к собственному капиталу, которое позволяет наиболее объективно оценить деятельность компании с точки зрения ее финансово-экономической эффективности;

•     отношение   нераспределенной   прибыли   к общему объему собственных средств;

•      показатель рентабельности страховой деятельности;

•     отношение чистой прибыли к себестоимости или общей сум­ме страховых взносов;

•      отношение показателя расходов на ведение дела к прибыли;

•     отношение показателя расходов на ведение дела к собранной премии;

•     показатель доли страховых агентов ко всему персоналу ком­пании;

•      отношение резервов к предстоящим выплатам и т. п.

Средние показатели, наиболее часто встречающиеся в статисти­ческих расчетах:

•     прибыль, в среднем приходящаяся на 1 руб.  собственных
средств;

•     средняя прибыль на 1 руб. собранной страховой премии в целом и по различным видам страхования;

•     сколько в среднем расходует компания из каждого рубля соб­ранной премии на собственные нужды;

•     премия, приходящаяся в среднем на одного занятого в ком­пании, и т. д.

2 Анализ эффективности управления с помощью статистических показателей
2.1. Исследование финансового положения СК «Гамма» с помощью оценочных показателей
Финансовое состояние компании – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность компании к саморазвитию на фиксированный момент времени. Также финансовое положение компании можно рассматривать как результат эффективного или неэффективного управления.



Анализ финансового положения страховой кампании осуществляется кредитным работником при рассмотрении вопроса о выдаче кредита и на протяжении всего срока действия кредитного договора (в том случае при изменении финансового положения заемщика, изменения качества обслуживания ссуды заемщиком т. д.), но не реже одного раза в квартал на отчетную дату. В соответствии с целями проведения анализ делится на внутренний и внешний. В данном случае - внешний анализ. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства в компанию, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Для проведения анализа по представленной ниже методике данные для расчета берутся из формы №1 «Бухгалтерский баланс», формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы №6 «Отчет о платежеспособности страховой организации» СК ООО «Гамма».

Значению каждого коэффициента (например К1=0,53) соответствует определенное количество баллов (0,53→10 баллов). Шкала оценки коэффициента от 0 и более (табл. 2.1). Все баллы суммируются, и итоговому количеству баллов соответствует одна из трех характеристик финансового положения – хорошее, среднее, плохое (табл.2.2).

Применяются относительные показатели.

1.      Коэффициенты ликвидности баланса (все в тыс.руб.).

1.1   Коэффициент текущей ликвидности (К1):

К1=(ОК-Дд) / (КО+СР),

Где ОК – оборотный капитал;

Дд – долгосрочные дебиторы;

КО – Краткосрочные обязательства;

СР – Страховые резервы;

1.2   Коэффициент срочной ликвидности (К2):

К2=(ДС+КФВ) / КО,

Где ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

КО – краткосрочные обязательства;

2.      Коэффициенты финансовой устойчивости.

2.1 Коэффициент уровня собственного капитала (К3):

К3=СК / А,

Где СК – собственный капитал;

А – всего активов;

3. Коэффициент уровня страховых резервов (К4):

К4=СР / А,

Где СР – страховые резервы;

А – всего активов;

4. Коэффициент соотношения собственного капитала и обязательств (К5):

К5=СК / О,

Где СК – собственный капитал;

О – обязательства;

5. Коэффициент платежеспособности (К6):

К6=(УПф - УПн) / УПн,

Где Упф – фактический уровень платежеспособности страховщика;

УПн – нормативный уровень платежеспособности страховщика;

6. Коэффициент рейтинга (К7).

Для определения оценочного показателя (К7) можно использовать информацию, публикуемую в средствах массовой информации, специальных изданиях, Интернете и т.д.

Рейтинг делится на группы в следующем порядке:


Класс A++: высокий уровень надежности с позитивными перспективами;

Класс A+: высокий уровень надежности со стабильными перспективами;

Класс A: высокий уровень надежности;

Класс B++: приемлемый уровень надежности с позитивными перспективами;

Класс B+: приемлемый уровень надежности со стабильными перспективами;

Класс B: приемлемый уровень надежности;

Класс C++: низкий уровень надежности;

Класс C+: низкий уровень надежности со стабильными перспективами;

Класс C: низкий уровень надежности;

Класс D: неудовлетворительный уровень надежности (банкротство).

 



Оценочные показатели

Шкала оценки

Баллы



К1

1,15 и более

40

0,95-1,14

30

0-0,94

10

Менее 0

0

К2

1,45 и более

40

0,95-1,44

30

0-0,94

10

Менее 0

0

К3

0,15 и более

40

0,1-0,14

30

0-0,1

20

Менее 0

0

К4

0,65 и более

40

0,6-0,64

35

0,55-0,60

30

0,5-0,54

25

0,45-0,49

20

0,4-0,44

15

0,3-0,39

10

0-0,29

5

К5

Более 0,95

40

0,95-0,8

35

0,8-0,89

30

0,7-0,79

25

0,6-0,69

20

0,5-0,59

10

0-0,49

5

Менее 0

0

К6

0,15 и более

40




0-0,14

20




Менее 0

0

К7

Класс А++

30




Класс А+

25




Класс А

20




Класс В++

10




Класс В+

8




Класс В

5




Класс С++ и ниже

0


 

Таблица 2.1 - Критерии оценки показателей
Применим эту методику на практике. Проанализируем финансовое положение страховой компании на примере ООО «Гамма».

1. Коэффициенты ликвидности баланса (все в тыс. руб.).

1.1. Коэффициент текущей ликвидности (К1):

К1=(ОК-Дд) / (КО+СР),

(156994–0) / (73057+223310) = 0,53

0,53→10 баллов

1.2. Коэффициент срочной ликвидности (К2):

К2=(ДС+КФВ) / КО,

(24916+188000) / 73057 = 2,91→ 40 баллов

2. Коэффициенты финансовой устойчивости.

2.1. Коэффициент уровня собственного капитала (К3):

К3=СК / А,

93179 / 389552 = 0,24

0,24→ 40 баллов

3. Коэффициент уровня страховых резервов (К4):

К4=СР / А,

223316 / 389552 = 0,57

0,57→ 30 баллов

4. Коэффициент соотношения собственного капитала и обязательств (К5):

К5=СК / О,

93179 / 73057 = 1,28

1,28→ 40 баллов

5. Коэффициент платежеспособности (К6):

К6=(УПф - УПн) / УПн,

93132 / 731782 = 1,27

1,27→ 40 баллов

6. Коэффициент рейтинга (К7).

Рейтинг СК «Гамма» по данным, взятых в средствах СМИ (журнал «Эксперт»), составляет А+.

Сложив полученные баллы по каждому показателю, сумма получилась равной 225 баллам. Итоговому количеству баллов соответствует одна из трех характеристик финансового положения – хорошее, среднее, плохое (см. табл.2.2).

Таблица 2.2

Оценка финансового положения страховщика с учетом набранных баллов

Классификация финансового положения

Количество баллов

ХОРОШЕЕ

200 и более

СРЕДНЕЕ

199 -170

ПЛОХОЕ

менее 170

Результаты произведенных вычислений позволяют сказать, что финансовое положение СК ООО «Гамма» в настоящее время – ХОРОШЕЕ.  В компании финансовое состояние устойчивое. Это говорит о том, что предприятие обладает гибкой структурой капитала, умеет организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения  платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства.

Следовательно, компания способна развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде. Тем самым, привлекает инвесторов (банков), предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом.