Файл: Исследование финансового положения страховой компании с помощью оценочных показателей Факторный анализ доходности ск на примере ооо Гамма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все используемые в страховой статистике натуральные и стоимостные показатели отражают процессы формирования и использования страхового фонда. При этом учитывается, что страхование проводится в обязательной и добровольной формах, делится на имущественное и личное во всем многообразии его видов.
Значительное место в страховой статистике отводится анализу средних и относительных показателей, как среднее страховое возмещение, средняя страховая сумма, охват страхового поля, средняя нагрузка одного работника, коэффициент возврата и т. д.
Страховая статистика основана на информации, предусмотренной статистическим и бухгалтерским учетом. Обобщенные в текущей и годовой отчетности итоговые показатели анализируются с помощью статистических методов.
Успешное развитие страхового дела возможно лишь при наличии объективной статистики происшествий, учитывающей региональные особенности, материальные и моральные факторы, влияющие на величину риска.
Процветание страхового дела во многом определяется качеством актуарных расчетов, регламентирующих финансовые взаимоотношения между страховщиком (страховой компанией) и страхователями (застрахованными). С помощью математических и статистических средств разрабатываются алгоритмы формирования и движения страхового портфеля, обеспечивающие достаточную защиту страховщика от опасности банкротства.
Для статистической оценки деятельности страховых компаний используются абсолютные, относительные и средние показатели.
Абсолютные статистические показатели. К абсолютным статистическим показателям, наиболее часто использующимся в статистическом анализе финансово-экономической деятельности страховых организаций, относятся:
• абсолютный размер собственных и приравненных к ним средств компаний, уставного капитала в оплаченной его части, собственного капитала;
• абсолютные размеры поступления страховых премий в целом по портфелю и по отдельным видам страхования, в том числе, например, по страхованию жизни, видам иным, чем страхование жизни, и т. д.;
• абсолютный размер страховых выплат, в том числе по отдельным видам страхования;
• абсолютный размер тарифных ставок;
• абсолютный размер различных видов страховых резервов и т. д.
Относительные статистические показатели, наиболее часто используемые в страховых расчетах:
• показатель структуры активов;
• уровень платежеспособности, оцененный на основе коэффициентов отклонений от норматива соотношения премий и выплат;
• отношение собственных и приравненных к ним средств к общей сумме поступивших взносов;
• доля перестрахования в страховых операциях (не должна превышать уровень в 45%, чтобы не создавать зависимости страховой компании от перестраховщика);
• отношение ответственности по отдельному риску к объему собственных средств страховщика (не должно превышать 10%); по определенным видам страхования;
• отношение чистой прибыли к собственному капиталу, которое позволяет наиболее объективно оценить деятельность компании с точки зрения ее финансово-экономической эффективности;
• отношение нераспределенной прибыли к общему объему собственных средств;
• показатель рентабельности страховой деятельности;
• отношение чистой прибыли к себестоимости или общей сумме страховых взносов;
• отношение показателя расходов на ведение дела к прибыли;
• отношение показателя расходов на ведение дела к собранной премии;
• показатель доли страховых агентов ко всему персоналу компании;
• отношение резервов к предстоящим выплатам и т. п.
Средние показатели, наиболее часто встречающиеся в статистических расчетах:
• прибыль, в среднем приходящаяся на 1 руб. собственных
средств;
• средняя прибыль на 1 руб. собранной страховой премии в целом и по различным видам страхования;
• сколько в среднем расходует компания из каждого рубля собранной премии на собственные нужды;
• премия, приходящаяся в среднем на одного занятого в компании, и т. д.
2 Анализ эффективности управления с помощью статистических показателей
2.1. Исследование финансового положения СК «Гамма» с помощью оценочных показателей
Финансовое состояние компании – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность компании к саморазвитию на фиксированный момент времени. Также финансовое положение компании можно рассматривать как результат эффективного или неэффективного управления.
Анализ финансового положения страховой кампании осуществляется кредитным работником при рассмотрении вопроса о выдаче кредита и на протяжении всего срока действия кредитного договора (в том случае при изменении финансового положения заемщика, изменения качества обслуживания ссуды заемщиком т. д.), но не реже одного раза в квартал на отчетную дату. В соответствии с целями проведения анализ делится на внутренний и внешний. В данном случае - внешний анализ. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства в компанию, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Для проведения анализа по представленной ниже методике данные для расчета берутся из формы №1 «Бухгалтерский баланс», формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы №6 «Отчет о платежеспособности страховой организации» СК ООО «Гамма».
Значению каждого коэффициента (например К1=0,53) соответствует определенное количество баллов (0,53→10 баллов). Шкала оценки коэффициента от 0 и более (табл. 2.1). Все баллы суммируются, и итоговому количеству баллов соответствует одна из трех характеристик финансового положения – хорошее, среднее, плохое (табл.2.2).
Применяются относительные показатели.
1. Коэффициенты ликвидности баланса (все в тыс.руб.).
1.1 Коэффициент текущей ликвидности (К1):
К1=(ОК-Дд) / (КО+СР),
Где ОК – оборотный капитал;
Дд – долгосрочные дебиторы;
КО – Краткосрочные обязательства;
СР – Страховые резервы;
1.2 Коэффициент срочной ликвидности (К2):
К2=(ДС+КФВ) / КО,
Где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
КО – краткосрочные обязательства;
2. Коэффициенты финансовой устойчивости.
2.1 Коэффициент уровня собственного капитала (К3):
К3=СК / А,
Где СК – собственный капитал;
А – всего активов;
3. Коэффициент уровня страховых резервов (К4):
К4=СР / А,
Где СР – страховые резервы;
А – всего активов;
4. Коэффициент соотношения собственного капитала и обязательств (К5):
К5=СК / О,
Где СК – собственный капитал;
О – обязательства;
5. Коэффициент платежеспособности (К6):
К6=(УПф - УПн) / УПн,
Где Упф – фактический уровень платежеспособности страховщика;
УПн – нормативный уровень платежеспособности страховщика;
6. Коэффициент рейтинга (К7).
Для определения оценочного показателя (К7) можно использовать информацию, публикуемую в средствах массовой информации, специальных изданиях, Интернете и т.д.
Рейтинг делится на группы в следующем порядке:
Класс A++: высокий уровень надежности с позитивными перспективами;
Класс A+: высокий уровень надежности со стабильными перспективами;
Класс A: высокий уровень надежности;
Класс B++: приемлемый уровень надежности с позитивными перспективами;
Класс B+: приемлемый уровень надежности со стабильными перспективами;
Класс B: приемлемый уровень надежности;
Класс C++: низкий уровень надежности;
Класс C+: низкий уровень надежности со стабильными перспективами;
Класс C: низкий уровень надежности;
Класс D: неудовлетворительный уровень надежности (банкротство).
Оценочные показатели | Шкала оценки | Баллы |
К1 | 1,15 и более | 40 |
0,95-1,14 | 30 | |
0-0,94 | 10 | |
Менее 0 | 0 | |
К2 | 1,45 и более | 40 |
0,95-1,44 | 30 | |
0-0,94 | 10 | |
Менее 0 | 0 | |
К3 | 0,15 и более | 40 |
0,1-0,14 | 30 | |
0-0,1 | 20 | |
Менее 0 | 0 | |
К4 | 0,65 и более | 40 |
0,6-0,64 | 35 | |
0,55-0,60 | 30 | |
0,5-0,54 | 25 | |
0,45-0,49 | 20 | |
0,4-0,44 | 15 | |
0,3-0,39 | 10 | |
0-0,29 | 5 | |
К5 | Более 0,95 | 40 |
0,95-0,8 | 35 | |
0,8-0,89 | 30 | |
0,7-0,79 | 25 | |
0,6-0,69 | 20 | |
0,5-0,59 | 10 | |
0-0,49 | 5 | |
Менее 0 | 0 | |
К6 | 0,15 и более | 40 |
| 0-0,14 | 20 |
| Менее 0 | 0 |
К7 | Класс А++ | 30 |
| Класс А+ | 25 |
| Класс А | 20 |
| Класс В++ | 10 |
| Класс В+ | 8 |
| Класс В | 5 |
| Класс С++ и ниже | 0 |
Таблица 2.1 - Критерии оценки показателей
Применим эту методику на практике. Проанализируем финансовое положение страховой компании на примере ООО «Гамма».
1. Коэффициенты ликвидности баланса (все в тыс. руб.).
1.1. Коэффициент текущей ликвидности (К1):
К1=(ОК-Дд) / (КО+СР),
(156994–0) / (73057+223310) = 0,53
0,53→10 баллов
1.2. Коэффициент срочной ликвидности (К2):
К2=(ДС+КФВ) / КО,
(24916+188000) / 73057 = 2,91→ 40 баллов
2. Коэффициенты финансовой устойчивости.
2.1. Коэффициент уровня собственного капитала (К3):
К3=СК / А,
93179 / 389552 = 0,24
0,24→ 40 баллов
3. Коэффициент уровня страховых резервов (К4):
К4=СР / А,
223316 / 389552 = 0,57
0,57→ 30 баллов
4. Коэффициент соотношения собственного капитала и обязательств (К5):
К5=СК / О,
93179 / 73057 = 1,28
1,28→ 40 баллов
5. Коэффициент платежеспособности (К6):
К6=(УПф - УПн) / УПн,
93132 / 731782 = 1,27
1,27→ 40 баллов
6. Коэффициент рейтинга (К7).
Рейтинг СК «Гамма» по данным, взятых в средствах СМИ (журнал «Эксперт»), составляет А+.
Сложив полученные баллы по каждому показателю, сумма получилась равной 225 баллам. Итоговому количеству баллов соответствует одна из трех характеристик финансового положения – хорошее, среднее, плохое (см. табл.2.2).
Таблица 2.2
Оценка финансового положения страховщика с учетом набранных баллов
Классификация финансового положения | Количество баллов |
ХОРОШЕЕ | 200 и более |
СРЕДНЕЕ | 199 -170 |
ПЛОХОЕ | менее 170 |
Результаты произведенных вычислений позволяют сказать, что финансовое положение СК ООО «Гамма» в настоящее время – ХОРОШЕЕ. В компании финансовое состояние устойчивое. Это говорит о том, что предприятие обладает гибкой структурой капитала, умеет организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства.
Следовательно, компания способна развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде. Тем самым, привлекает инвесторов (банков), предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом.