Файл: Основные характеристики раннегреческого полиса (гомеровский период) 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАННЕГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА (ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД) 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «полис» на греческом имеет следующие обозначения:
1) город;
2) государство;
3) гражданская община.
Все эти три понятия греки в своем сознании соединяли в единое понятие – город-государство.
Актуальность. Огромное количество вопросов, которые ставят перед собой историки, касаются вопроса полисов. Как произошел полис, как он был устроен, его специфика и значение в ходе истории. От правильного вывода по этому ряду вопросов зависит толкование и понимание различных исторических моментов, событий и фактов.
Цель работы: изучить особенности раннегреческих полисов, определив их особенности и значение в истории греко-римской цивилизации.
Данная работа опирается на исследование Ю. В. Андреева, изложенном в монографии «Раннегреческий полис (гомеровский период)».
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАННЕГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА (ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД)
В Греции выделяется два основных типа поселения: интравертный и экстравертный. Характерной особенностью интравертного типа является компактная «ульевидная» территориальная застройка, со слабым внутренним членением всего комплекса, с трудом отличающимися постройками общественного характера, так например святилища, от просто жилых домов. Экстравертному типу присуще, наоборот, конкретное разделение всей площади, на которой находится поселение, на две основные части: незаселенный акрополь, резервированный для различных общественных нужд, и находящаяся у его подножия жилая застройка, состоящая из свободно, иногда на большом расстоянии друг от друга, разрозненных по территории домов. В обоих случаях форма застройки обуславливается в первую очередь стратегическим значением и зависит от выбора того или иного принципа защиты населения в момент вражеской атаки. Например, сосредоточенность домов в поселениях интравертного типа была обусловлена желанием защитить как самих жителей поселения, так и их жилищ и находящегося в их домах имущества. Безусловно, в эту причину можно включить и некоторые другие, следующие из таких общеизвестных особенностей греческого ландшафта, как скудность земельных площадей, возможных для земледелия, что делало неоправданным их использование под жилые дома, изрезанность рельефа, при которой трудно найти сколько-нибудь ровную площадку для возведения жилья и хозяйственных построек, наконец, сравнительная скудность питьевых источников, а в
прибрежных районах - сподручных бухт, необходимых для стоянки судов.
Отображения городов, находящихся в поэмах, в различной степени подчиняются фиксированному стандарту, из-за чего при изучении «Илиады» и «Одиссеи» наше сознание из множества разбросааных в тексте деталей, отдельных фраз, сравнений складывает общий образ идеального полиса.
Обозначим наиболее характерные признаки идеального полиса гомеровских поэм.
-
Классический полис, изображенный Гомером, невелик. На это наталкивает яркая деталь: источник, из которого жители полиса получают воду, чаще расположен за городской стеной. -
Идеальный полис устраивается, чаще всего, на возвышении. -
Дома в городе стоят очень тесно, почти вплотную друг к другу. В известном сравнении боя с пожаром огонь, вспыхнувший в одном месте, быстро поглощает весь город, по причине плотной застройки. -
Сжатая застройка жилых домов обосновывалась необходимостью экономии территории, которая вытекала из того, что весь полис был огражден кольцом стен. Среди городов, отражающихся в поэмах, стены имеют следующие:
- Троя;
- город феаков, изображенный в «Одиссее»;
- полис, отображенный Гефестом на щите Ахилла;
- Калидон в рассказе Феникса о гневе Мелеагра, в котором обитают лестригоны;
- Фивы Египетские и Фивы Беотийские;
- также Тиринф и Гортина.
В сценах на Итаке, в Спарте и в Пилосе стены не были упомянуты ни разу, потому что этого не требовала ни логика сюжета, ни художественная необходимость, хотя в видении Гомера эти города едва ли существенно отличаются от всех других.
-
Неразрывной особенностью любого полиса Гомера являются стены. На это указывают дейсивмя создателя города феаков Навситоя: первым делом он возводит вокруг города стены, потом строит дома, сооружает святилища богов и уже потом разделяет землю на наделы.
Подобно этому же показывается основание Фив Зетом и Амфионом: «Они впервые заложили основание семивратных Фив и окружили их стеной, так как не могли жить в просторных Фивах, не укрепив их, хоть и были могучи».
Обозначенный единый гомеровский образ Трои в достаточной мере сложен. Ясно что, в нем соединены в целое особенные черты и признаки многих поселений, находящихся в разных местах и в разное время. Отдельные черты все же можно считать преобладающими над всеми другими. Представляя конкретный образ Трои, мы видим перед собой небольшой, но достаточно укрепленный город на возвышении, где возвышается царский дворец или же храмы главных богов. За стеной города в Трое, так же как и в городе, изображенном на щите Ахилла, проживает все свободное население общины, весь троянский демос, и хотя в древнейшей, догомеровской версии эпической традиции этот демос, может быть, включал в себя лишь одну большую семью Приама, но это не дает нам права считать «священный Илион» просто цитаделью или, более того, краткосрочным убежищем. В сознании как Гомера, так, быть может, и его более отдаленных предшественников Троя была именно городом, т. е. укрепленным поселением целой общины, во главе с родовым вождем-патриархом.
Другой, возможно более развитый тип полиса Гомера гомеровского полиса нам показывает «Одиссея». В VI песне поэмы царевна Навзикайя ведает Одиссею о городе феаков, который окружен высокой стеной, омывается с обеих сторон красивой гаванью с узкими проходом, через который колышущиеся корабли находят свою дорогу в гавань. «Там у них и агора вокруг прекрасного святилища Посейдона, устроенная из огромных врытых в землю камней. Там же держат они и снасти своих черных кораблей: канаты и паруса и обтачивают свои весла».
В другом отрывке эта же картина выделена более незначительными и отрывистыми мазками: «Дивился Одиссей, видя гавани и корабли, агору героев и большие, высокие стены, дивные взору». Следовательно, картина полиса в основывается на трех опорных моментах: стены, гавани и агоры.
Различаются они только по последовательности расположения. Центральное место в картине полиса занимает ансамбль гавани и напрямую с ней связанной агоры. Феакийская агора являет собой достаточно непростой комплекс архитектуры. В ее центре находится святилище Посейдона, в виде храма, или же просто огороженного алтаря, так и остается неизвестным. В следствие этого возможно прийти к выводу, что агора в данном случе образует часть священного участка – темена - или же вовсе совпадает с ним. На агоре или в её близи находятся портовые сооружения, где размещены корабли феаков и корабельные принадлежности.
Комплекс полисов, представленных Гомером, конечно, не раскрывает полностью представление о различии форм и типов поселений, которые существовали в Греции в 11 – 8 веках до нашей эры, известных нам даже по пока еще весьма скудным археологическим данным. Многие такие формы до сих пор не имеют ни одной ясно выраженной эпической параллели. О наличии других форм можно узнать только лишь по рассеянным по тексту прозрачным и тонким намекам.
Однако два типа поселения, соразмерные двум главным стадиям в развитии раннегреческого полиса, определены в поэмах достаточно интересно и наглядно.
-
«Протополис», поселение первичной семейной родовой общины (образцом перед нами предстает Троя). -
Раннеархаический полис, представляющий собой начальную форму города-государства (пример - город феаков).
Главным отличием этих двух типов полисов, изображенных Гомером, является организация центра их архитектуры. Примером такого центра в Трое становится конечно же дворец Приама, расположенные на вершине холма города. Не единожды упомянутая троянская агора, занимающая площадку перед дверями дворца, представляет собой как бы его придаток. В городе феаков возможно увидеть совсем другую картину. Агора с находящимся на ней святилищем Посейдона и возможно подобием амфитеатра, в котором располагаются члены народного собрания, составляет обособленный архитектурный ансамбль, не связанный ни коем образом с дворцом, но при этом обозначающий собой силуэт того города, которые предстает перед глазами только что прибывшего из других стран чужеземца. То что в городе имеется постоянный, четко оформленный центр политической и религиозной жизни – это значительный факт того, что происходит зарождение новой гражданской общины из разрозненных ячеек старого родового общества. Тем более такой центр независим от царского жилища.
Не смотря на ограниченность и условность материала поэм, они представляют возможность существенно увеличить и дополнить сведения, содержащиеся в археологических источниках. Так, например, он приоткрывает завесу темного и неясного вопроса об отношениях города и деревни в древнейший период греческой истории. Деревня в собственном значении этого слова не входит в число эпических реалий. За линией городских стен, в «поле», Гомер не показывает нам никаких людских поселений, заслуживающих специального упоминания. Трою, Итаку, Схерию, так же как и все другие города автора, опоясывают поля и горы, на которых не встретишь людей. Только лишь иногда возможно заметить расположенные на значительном расстоянии друг от друга выпасы скота и хижины пастухов, а также одиночные и пастушьи хижины при них, да одиночные усадьбьишки.
«Поле» противопоставляется городу как территориальное понятие, так и как социальное. Гомер определяет четкое различие между жителями города и населением «поля». Термин «поле» несет на себе ясно выраженную печать социальной неполноценности. В «Илиаде» Нестор вспоминает, как от его руки погиб элейский герой Итимоней, сражаясь, как подобает благородному, в первых рядах, после чего, стоявшие, очевидно, в тылу, немедленно разбежались. Такое изображение «поселян» несомненно определяет отношение к ним как к людям второго сорта. Также презрительным отношением наполнены и слова предводителя женихов Антиноя, обращенные к Евмею и Филойтию.
Раннегреческое общество отображено в поэмах Гомера в весьма однобоком и специфическом изображении. Причин этому несколько:
а) относительность поэтического языка Гомера;
б) особенности его мировосприятия;
в) стремление к идеализации и облагораживанию повседневной жизни.
Благодаря этому перед нами предстает раннегреческий полис все время только с «фасадной» его стороны, как совокупность ряда аристократических ойкосов вместе с зависимыми от них людьми. Другое население общины - практически вся масса простонародья - почти всегда остается в тени этой монументальной постройки, продуманной в воображении поэта. Селективность видения поэтом окружающего его мира приводит к тому, что основные важнейшие составляющие жизни общества эпохи, например, значительная роль, которую играли в ней гентильные организации, скрываются от нашего внимания. Реальной основой гомеровской концепции аристократического полиса является, по нашему мнению, надежно удостоверенный традицией и известный также и помимо Гомера факт экономического и политического господства родовой аристократии в Греции IX—VIII вв. до н. э. Первенство знатных людей в делах общинного самоуправления и судопроизводства, концентрация в их власти огромной доли богатств, принадлежащих общине,
верховный авторитет, который использовала знать в области религии и культа.
В период Гомера монархия как сложившийся и нормально функционирующий институт в Греции еще не существовала. Отношения в сфере политики этого времени возможно обозначить в лучшем случае как канун монархии, по другому, как ту фазу развития общества, на которой личная власть только начинает зарождаться и пробиваться сквозь толщу древних родоплеменных обычаев. Первые идеи монархии в Греции появятся лишь в VII веке до нашей эры во время возникновения первых тиранический династий в Сикионе, Милете, а также в других местах.
Путь становления раннего полиса - интеграция мелких первичных общин в более крупные политические образования. Как правило это происходило в форме «синойкизма», т. е. соединения нескольких или даже многих находящихся по соседству родовых поселков (первичных полисов) в единый жилой массив с общим религиозно-политическим центром в виде священного участка (темена), а также места для народных собраний и судопроизводства (агоры).
Полис, укрепления, его окружавшие, храмовые комплексы, а также другие здания и сооружения должны были символизировать единое и сплоченное составляющее племя семей и родов. Однако, между возглашением данного положения и его действительной реализацией должно было пройти достаточно времени. Соединение в одну новую городскую общину с давних пор обособленных семейных родовых общин менее всего возможно было отнести к росту политического сознания среди составляющих эти общины индивидов. В большей степени это были вынужденные шаги, порожденные внешними обстоятельствами. Феноменально ранний рост городов, охвативший ряд районов греческого мира, стимулировался наряду с некоторыми другими факторами сложившейся здесь в это время крайне напряженной демографической ситуацией, вынуждавшей отдельные общины объединяться и создавать общие опорные пункты для того, чтобы с большим успехом противодействовать натиску соседей на их границы.
Обыкновенные в племенном обществе распри между родами не прекратились, конечно же, при переходе в городской образ жизни. Они продолжались вновь и при новых условиях, иногда перерастая в массовую катастрофу. Колонизация играла роль клапана, который разряжал атмосферу внутриобщинной грозы и не давал этой самой грозе разразиться в виде катастрофы. Но всё же иногда многие из вновь возникших полисов оказывались спустя промежуток после своего образования на грани распада.