Файл: Литература Практическое задание 2 Панарина Екатерина Андреевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Дисциплина: литература
Практическое задание № 2


Выполнила:

Панарина Екатерина Андреевна

Преподаватель:
Лукашина Ольга Александровна
Задание 1. Выполните краткий обоснованный анализ творчества Б. Л. Пастернака по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

Тема 1. В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака?

Тема 2. Как раскрывается тема поэтического вдохновения в творчестве Б.Л. Пастернака?

Тема 3. Как в поэзии Б.Л. Пастернака раскрывается мысль об «о человеченности» природы? (на примере конкретных стихотворений Б. Пастернака).

Ответ:
Тема 1. В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака?

Тема поэта и поэзии встречается у многих русских писателей. Эту разновидность лирики можно назвать отчетом о творчестве поэта, когда он «оголяет» свои мысли и представляет читателю свою музу. Он высказывается о своем видении искусства и его предназначения. Данная тема встречается и у Бориса Пастернака.

Поэт считал себя лишь художником, который переносит красоту природы на бумагу. Эту мысль в начале своего творческого пути он выражал с присущим футуризму эпатажем. Например, использовал травестию (литературный прием), сравнивая поэзию с губкой:

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Земной садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

Автор не раз говорил, что природа создает искусство, а поэт становится соавтором, открывает прелести, невидимые глазу обычного человека. Он описывает любое природное явление, как что-то необычное. Искусство требует отбросить «обывательский» взгляд, а душа творца утрированно чувствует и восхищается каждой, казалось бы, мелочью. Даже тоскливые снежные пейзажи вдохновляют его:

Всю зиму пишет снег этюды
,

И у прохожих на виду

Я их переношу оттуда,

Таю, копирую, краду.

«Зрелый» Пастернак наделяет поэзию мессианской идеей: она бескорыстно служит душе и чуждается громкой славы. Автор пишет, что «цель творчества — самоотдача», то есть подразумевает, что тяжел крест поэта, ведь он отдает всего себя во служение людям. Он заботится об их духовности и нравственности, учит их видеть прекрасное в обычном и красиво, нетривиально выражать свои мысли и чувства. «Ничего не значить», по Пастернаку, позорно, так он отвергает бессмысленную поэзию формы и настаивает на исключительной важности содержания.

Тема 2. Как раскрывается тема поэтического вдохновения в творчестве Б.Л. Пастернака?

Б.Л. Пастернак, во многих стихотворениях обращаясь к обширной теме поэта и поэзии, демонстрирует, что может послужить вдохновением для творца-поэта.

О том, что может служить поэтическим вдохновением, говорится в стихотворении «Во всем мне хочется дойти». «Беззаконья», «грехи», «бега», «погони», «нечаянности», «локти», «ладони», «дыханье роз», «дыханье мяты», «луга», «осока», «сенокос», «грозы раскаты» – это то, что хочет отражать в своих лирических произведениях герой-поэт, это то, на что он обращает собственное внимание, стремясь поделиться этим со своими читателями.

Б.Л. Пастернак в своих лирических произведениях высказывает мысль о том, что вдохновением для поэта могут служить самые обыденные явления окружающей действительности. Сама пастернаковская поэзия является рожденной бытом: в стихотворениях поэта отражается реальная действительность, то, что он видел собственными глазами. Вдохновение, как подчеркивает автор, приходит спонтанно, случайно, не по расписанию.

Тема 3. Как в поэзии Б.Л. Пастернака раскрывается мысль об «о человеченности» природы? (на примере конкретных стихотворений Б. Пастернака).

В творчестве Пастернака можно выделить несколько тем, несколько миров, в которые поэт погружается полностью, которые раскрывает изнутри: в первую очередь это мир природы и внутренний мир человека. Постоянное и пристальное внимание к природе отражает восхищение, благоговение поэта перед чудом жизни:



Существовать не тяжело.

Жить — самое простое дело.

Зарделось солнце и взошло

И теплотой пошло по телу.

Жизнь и бессмертие одно.

Будь благодарен высшим силам

За приворотное вино,

Бегущее огнем по жилам.

Природа предстает в лирике Пастернака как живое существо, к которому поэт обращается на равных, существо, наделенное разумом и чувствами:

Деревья, только ради вас,

И ваших глаз прекрасных ради,

Живу я в мире в первый раз,

На вас и вашу прелесть глядя.

Поэт не может пройти мимо любого пейзажа, чтобы не полюбоваться им, поэтому у Пастернака так много стихов, посвященных природе: «Зима», «Зимняя ночь», «Ледоход», «Весна», «Зимнее небо», «Июльская гроза», «После дождя», «Душная ночь», «Осень» и т. д. Все времена года, любое время дня и ночи, весенний лес, зимний день, покрытое льдом озеро, мокрые от дождя кусты сирени — все нашло отражение в творчестве поэта.

Задание 2. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

 Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

 (Б.Л. Пастернак, 1917 г.)

 План анализа.

1. Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?

2. Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений).

3. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

Ответ:
1. Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?


В стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе, сопоставляя их с творчеством писателя. Автор это показывает через такие стилистические фигуры, как параллелизм и анафора: «Это - круто налившийся свист, это - щелканье сдавленных льдинок. Это - ночь, леденящая лист, это - двух соловьев поединок». Так же эти приёмы придают особую ритмичность стихотворению. Музыка-лирика, которая
постепенно сливается с красотой природы, находит отражение в строках: «Это - с пультов и с флейт – Figaro низвергается градом на грядку». Единство между звуками и жизнью- это и есть определение поэзии.

2. Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений).

Многие писатели 19-20 века, так же как и Б.Л.Пастернак, обращались к теме поэта и поэзии, например, М.Ю.Лермонтов и М.И.Цветаева. В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов изображает непростую судьбу творца, который «восстал … против мнений света один, как прежде... и убит». Автор осуждает убийц поэта: «Его убийца хладнокровно навел удар... спасенья нет: пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет». Но всё же Лермонтов считает творчество Пушкина бессмертным и восхваляет его талант. Так же восхищается Блоком М.Цветаева в произведении «Имя твоё- птица в руке»: «Имя твое — птица в руке, имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ имя твое — пять букв…». Марина Ивановна проявляет в звучании имени Блока сущность его творчества. Стихотворения М.Цветаевой, М.Ю.Лермонтова и Б.Л.Пастернака объединяет идея о назначении поэзии, которая бесценна, бессмертна и прекрасна.

3. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

Это – Сравнение .

Задание 3. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Гамлет», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

 ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.
 Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.
 Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.


                           (Б.Л. Пастернак, 1946 г.)

 План анализа.

1. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?

2. Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

3. Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

4. Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

5. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы
героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений).
Ответ:
1. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?


«Гамлет» — произведение, открывающее собой «Стихотворения Юрия Живаго». Заглавие указывает читателю на образ шекспировского героя. Известно, что Гамлету ценой жизни пришлось выполнить свой тяжелый долг — отомстить за отца. Но ведь Гамлет — это еще и роль в пьесе. Первая строка стихотворения говорит нам о том, что повествование ведется от лица актера, играющего эту роль. Ему выход на сцену необходим еще и потому, что только так он может уловить в шуме жизни отголоски прошлого. Важно заметить, что в поэзии Пастернака понятия «поэт» и «актер» часто схожи, синонимичны. Поэтому актера, играющего роль Гамлета, мы можем соотнести с поэтом, чей жизненный путь также тяжек и трагичен. Лирическое «я» стихотворения — это и актер, играющий Гамлета, и поэт, обладающий чертами святого страдальца Христа.

2. Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

Б. Л. Пастернак «приписал» стихотворение «Гамлет» герою произведения «Доктор Живаго».

3. Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?