Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 395

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) если в материальном производстве предмет используется как вещественная форма - поглощается или прилагается к чему-то, то есть исчезает как самостоятельный, - то в процессе духовного производства происходит и информационное использования предмета безотносительно к его материальной формы, т.е. предмет не только не исчезает, а может иметь гораздо большее объем.
Как важная составляющая общественного производства духовное производство выступает как производство общественного сознания, в которой сосредоточен основной смысл духовной жизни общества Это ядро, квинтэссенция духовной вного жизненноя.
Общественное сознание представляет собой совокупность идеальных образов, а именно: понятий, идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, настроений, возникающих в процессе отражения социальным субъектом окружающей ишнього мира, в частности общественного сознания Иначе говоря, это понимание действительности соответствующими социальными группами или обществом в целом на данном этапе их развития. Общественное сознание является самостоятельным духовным образованием, существует не эмпирически, а как философская а категория, обозначающая особенность социальных субъектов отражать общественное бытие как реальный процесс жизни людей Общественное сознание и общественное бытие - наиболее общие категории, используют для выявления того, что является преимущественно определяющим, таким, которое определяется в общественной жизни, за этими пределами их противопоставление не имеет смысла Идеальные, духовные компоненты неотрывно вплетены, о них характеризуют общественную жизнь Общественное сознание - часть общественного бытия, а само бытие является общественным, поскольку в нем функционирует общественное сознание.

Дополнение:

Сущность общественной жизни.

Формы существования людей в обществе: семья, учебная группа, трудовой коллектив, спортивное общество, политическая партия, религиозное общество нация государство и т.д. Эти формы отличаются по условиям и способам функционирования и развития определенного типа их бытия в обществе

Перед каждым философом встает вопрос: что такое общество, в чем сущность его бытия, как развивается имеются ли какие пределы в развитии общества., в чем смысл истории и другое исходящее из этого вопроса. Всякое общество конкретно т.к. в нем представлены конкретные люди со своими потребностями и интересами.


- его сущность в том, ,то оно выражает конкретные процессы взаимодействия и взаимоотношений людей. Бытиё в обществе характеризуется различными конкретными формами жизнедеятельности и

общения (производство, культура, политика, управление мораль и т.д.)

Существует 4 разных подход к определению основы бытия и его истории:

1 Натурализм (латинское слово естественный) развитие общества определяется природными условиями (климат. ландшафт, почва ит.д ) Сторонники - - Ш.Монтескье, Л.Мечиков- природная среда диктует установление политического строя (монархия, республика), определяет различия в уровне развития хозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов Конечно природные условия влияют на развитие общественной жизни, но нельзя абсолютизировать это.

2. - признание абсолютного приоритета сознание по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. В основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки которые постоянно предшествуют их реальным действиям

3. материалистическая теория общественной жизни. - Источник развития общества - в развитии его материального производства. Вспомним Маркса «общественное бытие первично, общественное сознание вторично, прежде чем заниматься исскуством, политикой и т.д. человек должен пить, есть т.е. производить материальное благо»

4. теория на основе которой история рассматривается, как переплетение самых различных

взаимодействующих факторов, один из которых конкретных ситуациях оказывается сильнее других и выступает в качестве решающий стороны общественного развития. Этим ,фактором может быть:

экономика, мораль, право религия и вообще любой вид деятельности людей

Р.S. Но не все формы не могут быть равноценными в конкретных ситуациях.

Вывод: В философском изучении общественной жизни все важно: экономика, политика, наука, сознание, ибо все это стороны реального процесса жизнедеятельности людей, их бытия в обществе.

Основные компоненты общественной жизни.

Общество находится в изменении и развитии. Способом существования людей в обществе, формой их самоутверждения и развития является их общественно историческая практика

всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе различных видов их деятельности Всякая деятельность имеет цель, которая отражает объективную потребность людей,



в чем-либо, это то, что ему необходимо.

Они динамичны, как только удовлетворяется какая - либо, потребность так ее место занимает другая.

А.Маслоу: Есть базовая система потребностей

1. Физиологическая (еда, сон, дети.,.).

2. , Безопасность (спокойность, защита от зла).

‘З. Потребность общности (принадлежность к социальным группам).

4. Потребность ,в уважении (положительная оценка окружающих).

5. Потребность в стремлении человека раскрыть заложенные в нем возможности к добру, истине, красоте.

- объединяет людей заставляет их действовать устремлено. Это такая особая потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих важное для них общественное значение

Интерес- это смысл всех действий людей. индивидуальные,, групповые, государственные, партийные. экономические, политические, духовные материальные.

Не может быть общества без создания необходимых для жизни людей средств существования (пища, одежда, жильё). Труд - целесообразная деятельность людей, в процессе которой складываются экономические отношения. Они могут быть: индивидуально - частные, общественные, кооперативные, арендные, государственные...

Материальное производство неразрывно связано с духовной деятельностью людей.

Общественное сознание или характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей является одним из важнейших философских понятий, отражающих духовную сторону общества. В сознании человека может, как бы поместится весь мир: вселенная, история человечества и тд. Нет предела возможностей развития сознания. Люди по разному оценивают действительность. Общественное сознание 1. - возникает в процессе повседневной практики людей 2. Теоретическое - отражение существенных связей и закономерностей, научный и профессиональный уровень развития 3. Общественная идеология и психология - вся жизнь человека отражается в психике в виде чувств настроений, мыслей и т.д.

- система теоретических знаний, основное содержание которых составляет осознание II оценка отношения людей к действительности.

политические, правовые, правительственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.

Индивидуальное сознание, как и общественное сознание, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной сферы жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде (их оценкой).

В сознание человека может как бы поместиться весь мир: вселенная, история человечества и т.д. Нет предела возможностей развития сознания. Люди по разному оценивают действительность.


Общественное сознание: 1. Обыденное – возникает в процессе повседневной практики людей; 2. Теоритическое – отражение существенных связей и закономерностей, научный и профессиональный уровень развития; 3. Общественная идеология и психология – вся жизнь человека отражается в психике в виде чувств, настроений, мыслей и т.д.

Идеология – система теоретических знаний, основное содержание которых составляет осознание и оценка отношения людей к действительности.

Структурные элементы идеологии: политические, правовые, правительственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.


Тема 3.2. «Общество в историческом развитии»

Вопросы:

  1. Типология общества. Общество и мировая система.

  2. Модернизация общества. Признаки современного информационного общества.

  3. Исторический прогресс и регресс. Роль народных масс и личности в истории.


Вопрос 1: Типология общества. Общество и мировая система.
Общество - Это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему правления

Признаки общества:

  • 1.Общество-это самостоятельная система

  • 2.Общество имеет свою территорию

  • 3.Она обладает системой управления

  • 4.Оно пополняется за счёт детей людей, которые являются членами данной общности.

  • 5.Общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

  • 6.В нем присутствует система ценностей, норм, законов, у него есть своя история и культура

Типологии обществ

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;