Файл: Теоретические основы процесса изменений и нововведений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внешние

Рисунок 8. Функции государства[17]

А.Ф.Черданцев, А.В.Клименко, Г.Н. Манов и другие ученые выделяют внутренние функции, представленные в Приложении 1[18][19][20]. Некоторые исследователи выделяют в исторической перспективе следующие внутренние функции (рисунок 9):

Рисунок 9. Внутренние функции государства[21]

К внешним функциям относятся (рисунок 10):

Рисунок 10. Внешние функции государства[22]

Внутренние и внешние функции государства в различные периоды играют неодинаковую роль. К примеру, внешняя выдвигается на первый план при военной угрозе. Значение хозяйственной и культурно-воспитательной функций зависит от степени вмешательства государства в эти отрасли.

Свои функции государство реализует с помощью насилия, права, организационной деятельности, идеологического воздействия. Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, ”варварского” образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом властей.[23]

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства — возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине ХХ века. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда, культуры, образования и др[24].


Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность — сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование.

Глава 2. Основные теории происхождения государства

2.1. Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства получила распространение (рисунок 11):

теологическая теория происхождения государства получила распространение:

в средневековье

в современных условиях

в трудах

ее развили

Ф. Аквинского

идеологи исламской религии

идеологи католической церкви

Ж. Маритен, Д. Мерсье и др

Рисунок 11.Основатели теологической теории происхождения государства[25]

По мнению представителей данной доктрины (рисунок 12):

государство

государственная власть

продукт божественной воли

вечна

незыблема

зависима от

религиозных организаций

религиозных деятелей

Рисунок 12. Определение понятия «государство» в теологической теории[26]

Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему[27].

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью[28].


Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям[29].

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере[30].

2.2. Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести (рисунок 13):

представители патриархальной теории происхождения государства

Аристотель

Р. Филмер

Н. К. Михайловский и др.

Рисунок 13. Представители патриархальной теории происхождения государства[31]

Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.

Государство — это (рисунок 14):

государство

глава государства (монарх)

результат исторического развития семьи

является

разросшаяся семья

отцом (патриархом) по отношению к своим подданным

которые должны

относиться к нему с почтением

слушаться неукоснительно почтением

Рисунок 14. Определение понятия «государство» в патриархальной теории[32]

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших[33].


Как и в семье - отец, так и в государстве - монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (рисунок 15):

Рисунок 15. Идея государственного патернализма[34]

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства. По сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

2.3. Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства была разработана (рисунок 16):

договорная теория происхождения государства

период становления

основные представители

XVII-XVIII вв.

Г. Гроций

Ж. Ж. Руссо

А. Н. Радищев

Рисунок 16. Период становления и основные представители договорной теории происхождения государства[35]

По мнению представителей договорной теории (рисунок 17):

государство

возникает

как продукт сознательного творчества

как результат договора

в который

вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии

Рисунок 17. Определение понятия «государство» в договорной теории[36]

Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс)[37].


Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны[38].

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних (Приложение 2)[39]:

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

2.4. Теория насилия

Теория насилия получила распространение (рисунок 18):

теория насилия

период становления

основные представители

XIX в.

Е. Дюринг

Л. Гумплович

К. Каутский

Рисунок 18. Период становления и основные представители теории насилия[40]

Причину происхождения государственности они видели (рисунок 19):

причина происхождения государственности в теории насилия

была вызвана

военно-политическими факторами

насилием

порабощением одних племен другими

Рисунок 19. Причина происхождения государственности в теории насилия[41]