Файл: Теоретическая часть Этапы развития информационных технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 2
-
Теоретическая часть: Этапы развития информационных технологий 4
1.1 Предпосылки быстрого развития информационных технологий 4
1.2 Этапы развития информационных технологий 6
2.Этапы развития информационных технологий 14
2.1 Мировой опыт 14
2.2 Отечественный опыт 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Информационная технология – это процесс получения нового качества информации о состоянии объектов, процессов или явлений (информационных продуктов) с использованием комплекса средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации).
Цель информационных технологий состоит в том, чтобы генерировать информацию, которую люди могут анализировать и использовать на основе решений о выполнении действий.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими обстоятельствами: Реформирование экономики Российской Федерации приведет к существенным изменениям в характере и способах экономической деятельности. Формируются новые экономические объекты для анализа функций, в которых используются принципиально новые понятия и методы. Информационные системы и реализуемые ими автоматизированные информационные технологии претерпевают кардинальные изменения. Новые информационные технологии, основанные на современных компьютерах и передовых средствах связи, имеют очень широкий спектр применения в экономике. Это включает в себя различные аспекты, от ведения документации до структурного и системного анализа и поддержки концептуальных управленческих решений в сложных экономических системах.
Целью курсовой работы является изучение истоков и этапов развития информационных технологий и реализации многопродуктовых задач.
В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие задачи:
1. Понять роль, которую информационные технологии играют в современном обществе.
2. Проанализируйте историю развития информационных технологий.
3. Рассмотрим зарождение и этап развития информационных технологий
4. Изучить этапы развития информационных технологий.
5. Реализация многопродуктовых задач.
При подготовке курсовой работы использовались научно-учебные материалы и монографии, указанные в списке литературы.
-
Теоретическая часть: Этапы развития информационных технологий
1.1 Предпосылки быстрого развития информационных технологий
До недавнего времени информация не считалась важнейшим активом для компании. Процесс управления деятельностью организации в большой степени зависел от персонального воздействия первых лиц компаний без обширного процесса координации усилий менеджеров и анализа данных.[4]
Деловые решения принимались первыми лицами компаний чаще всего на основе опыта и интуиции, и лишь в небольшом числе случаев - на основе специально подготовленной информации, содержащей варианты решений и оценку вероятности их осуществимости. Лишь мощные компании могли позволить себе иметь аналитические центры, готовившие материал для принятия решений. Развитие вычислительной техники кардинально изменило окружающую среду бизнеса.
На рисунке 1показаны главные предпосылки развития ИТ, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Рис. 1. Предпосылки развития ИТ.
Глобализация и интегрированное развитие индустриальных экономик значительно расширяет возможности бизнеса. Информационные технологии и информационные системы (ИТ/ИС) обеспечивают мобильный доступ и аналитическую мощь, которые удовлетворяют потребности в проведении торговли и руководстве предприятиями в масштабе стран и континентов. Это создает угрозы национальным и региональным фирмам: глобальная связь и системы управления доставляют потребителю информацию о предложениях, качестве и ценах и позволяют совершать сделки и заказы в течение 24 часов в сутки в любом месте, где есть доступ в сеть.[1]
В таблице 1 приведены основополагающие факторы, необратимо изменившие к концу ХХ века деловую среду.
Таблица 1. | ||
Глобализация | Преобразование индустриальных экономик | Преобразование предприятия |
Управление и контроль в глобальном масштабе | Экономика, основанная на знаниях и информации | Неформальные цели и обязательства |
Конкуренция и взаимодействие на мировых рынках | Стратегическая ценность информации | Децентрализация и гибкость |
Глобальные системы доставки информации | Знания как основа производительности и качества | Локальная независимость |
Распределенная групповая работа | Новые изделия и услуги | Расширение полномочий |
Международные соглашения и стандарты | Конкуренция, основанная на скорости принятия оптимального решения | Снижение стоимости сделок за счет информационного маркетинга |
| Расширение базы знаний персонала | Смещение фокуса с технологии на потребителя |
Таким образом, мировой рынок становится открытым, ни одна из фирм не может чувствовать себя в безопасности. Чтобы стать эффективным участником этого рынка, компании нуждаются в мощной информационной поддержке и современных системах связи.
1.2 Этапы развития информационных технологий
Развитие информационных технологий можно разделить на эволюционные этапы, представленные на рис. 1.4.
Рис. 2.Этапы эволюционного развития информационных технологий
Исходя из определения понятия "информационная технология", под которой понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, можно заключить, что история развития информационных технологий берет свое начало с появления речи. Этот период рассматривают как первый этап эволюции информационных технологий.
Упростился обмен информации между отдельными людьми при личном контакте. Также упростилась передача информации между ближайшими поколениями людей (от деда к отцу и далее к внуку). Появились хранители знаний - жрецы, духовенство. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственные и социальные процессы в обществе.
Однако передача информации "из уст в уста" терялась со смертью человека. Кроме того, не было возможности организовать передачу информации ни во времени, ни в пространстве без участия человека.
Второй этап эволюции информационной технологии связан с появлением письменности. Появилась возможность накапливать и передавать информацию многим поколениям. В качестве носителя информации использовалось письменное сообщение. Благодаря этим возможностям информационная технология поднялась на следующую ступень развития.
Появление в 1445 г. первого печатного станка и книгопечатания привело к третьему этапу эволюции информационной технологии, который длился около 500 лет. Знания стали тиражироваться, ускорился обмен информацией между людьми. Информация уже могла влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио.
Тем не менее, еще до конца XIX в. около 95% работающего населения было занято в сфере материального производства, а в информационной сфере - не более 5%. К середине XX в.
процент населения, занятого в информационной сфере, возрос примерно до 30% от всего трудового населения развитых стран, и далее эта тенденция продолжает возрастать.
В конце XIX - начале XX вв. наступил четвертый этап информационной эволюции, связанный с изобретением и распространением средств передачи информации: радио, телеграфа, телефона и т. д.
Появилась возможность передавать информацию в режиме реального времени на любые расстояния.
Появление первых электронно-вычислительных машин в 1946 г. привело к переходу на пятый этап эволюции информационных технологий. Был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Появилась возможность передачи видео- и аудиоинформации на большие расстояния, появилась возможность создания информационных фондов.
В течение пятого этапа происходило развитие ЭВМ, что приводило к последовательному развитию информационных технологий.
Основным критерием функционирования информационных технологий в этот период являлась экономия машинных ресурсов. При этом преследовалась цель максимальной загрузки оборудования, которая обеспечивалась организацией пакетного режима обработки информации.
Пакетный режим резко повысил производительность использования ЭВМ, но затруднил процесс отладки программ и создания новых программных продуктов.
В начале 80-х гг. появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий на базе ЭВМ третьего поколения стала экономия труда программиста, что было реализовано посредством разработки инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах:
· реального времени;
· разделения времени;
· в пакетном режиме.
Системы разделения времени позволили специалисту работать в диалоговом режиме, так как ему выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресурсам системы. Появились языки высокого уровня (PL, Pascal и др.), пакеты прикладных программ (ППП), системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились
глобальные сети ЭВМ, сформировалась новая научная отрасль - информатика.
Для автоматизации управления экономическими объектами разрабатывались автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД) и другие автоматизированные системы обработки экономической информации (СОЭИ).
Шестой этап эволюции информационных технологий начался с появления микропроцессора и персонального компьютера (ПК).
Персональный компьютер - это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудноформализуемых процессов человеческой деятельности. Основным критерием функционирования информационных технологий явилось использование их для формализации знаний и внедрения во все сферы человеческой деятельности.
Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных.
Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации - 60-80 % трудового населения развитых стран.
В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний с целью информатизации общества.
Появились машины с параллельной обработкой данных - транспьютеры. Для них был создан новый язык - язык параллельного программирования. Появились портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим, бесклавиатурные компьютеры, а также графические операционные системы и новые информационные технологии: объектно ориентированные, гипертекст, мультимедиа, CASE-технология и т. д.
Несмотря на общее эволюционное развитие информационных технологий, существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием средств вычислительной техники, которые определяются различными классификационными признаками деления, представленными на рис. 1.5.
Рис. 3. Классификация этапов развития
Общим для всех подходов является то, что с появлением ПЭВМ начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой. В соответствии с этим выделяют различные признаки деления, в соответствии с которыми рассматриваются этапы развития информационных технологий.