Файл: Теоретическая часть Этапы развития информационных технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Вид задач и процессов обработки информации.
1-й этап (60-70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
2. Проблемы, стоящие на пути информатизации общества.
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) - персональный компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные технологии - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных технологий. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
o выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
o организация доступа к стратегической информации;
o организация защиты и безопасности информации.
3. Преимущества, которые приносит компьютерная информационная технология.
1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных технологий была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные технологии, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались технологии, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных технологий - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные технологии имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
2.Этапы развития информационных технологий
2.1 Мировой опыт
На протяжении последних десятилетий информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют огромную, если не определяющую роль, в развитии бизнеса практически во всех отраслях экономики. Увеличение добавленной стоимости, определяющее успешность бизнеса, сегодня происходит только за счет интеллектуального потенциала и использования возможностей, предоставляемых ИКТ. Развитие этих технологий позволяет диверсифицировать экономику, ослабить ее зависимость от ресурсного сектора. Утверждение нового принципа экономического доминирования государств в общем разделении труда обостряет мировую конкуренцию.
При этом очевидно, что битва за право занимать первые места на вершине мировой пирамиды будет выиграна теми странами или союзами стран, которые первыми смогут полностью перевести свою экономику и социальное устройство на формы, основанные на широком или повсеместном использовании информационно-коммуникационных технологий. Азербайджан показывает очень быстрый экономический рост, что во многом связано именно с большим вниманием, которое правительство страны с начала 2000-х годов уделяет развитию информационно-коммуникационных технологий. Ключевым фактором, помогающим бизнес-единицам успешно выступать на современном конкурентном рынке, является фактор доступности информации. Новый технологический уклад, формирование которого происходит буквально на наших глазах, в полной мере основывается на всех достижениях эры информатизации.
При этом ИКТ дают возможность использования интеллектуальных факторов повышения производительности максимально, снижая значимость факторов материальных. На мировом уровне целенаправленное государственное моделирование использования возможностей ИКТ для развития бизнеса было начато в 1990-х годах в США. Была разработана и внедрена программа «Национальная информационная инфраструктура» (National Information Infrastructure — NII). В ее рамках были созданы фонды, финансирующие ускоренное создание сверхскоростных сетей передачи информации. Инфраструктура должна была стать первым элементом глобальной мировой информационной системы. Информационная «Супермагистраль», которая позволила оказаться в зоне доступа электронных коммуникаций множеству субъектов, от университетов до интернет-магазинов, полностью изменила образ жизни Америки.
Далее участие в интенсификации роли ИКТ в общественной и экономической жизни приняла Европа. Европейская комиссия в 1999 году принимает программу «Электронная Европа», развиваемую в рамках глобальной стратегии «Технологии информационного общества». Основой программы стало создание и развитие «Электронного правительства» и преодоление цифрового барьера между различными слоями общества. Сразу после внедрения программы одна из крупнейших мировых консалтинговых компаний Accenture провела исследование, результаты которого она озаглавила как «Электронная Европа. Неожиданная картина». Согласно исследованию более 60 % руководителей европейских компаний планировали увеличить доходность своего бизнеса при помощи ИКТ.
При этом 78 % опрошенных руководителей европейских, азиатских и американских компаний признавали, что без возможностей информационных технологий им не удастся сохранить свои конкурентные позиции. Интересно, что обе программы рассматриваются правительствами соответствующих регионов не как технологическая база для реализации тех или иных инфраструктурных проектов, а как одна из ступеней перехода к новому, интегрированному, глобальному обществу. Конкуренция в таком новом обществе станет крайне затруднительным для бизнес-единиц, еще не полностью использующих возможности ИКТ для развития своего бизнеса. Сегодня кроме очевидных успехов программ электронного правительства и электронной коммерции (к 2020 году правительство республики планирует обеспечить доступ к ИКТ до 85 % населения, даже в отдаленных регионах) актуально широкое использование ИКТ для развития бизнеса во всем мире, в том числе и в Республике Азербайджан, особенно для:
- сферы государственного и социального управления, в том числе и на уровне ее взаимодействия с бизнесом;
- сферы создания и функционирования телекоммуникаций, здесь нельзя не отметить первый успешный запуск азербайджанского телекоммуникационного спутника;
- сферы интернет-технологий, к 2025 году вся территория страны будет покрыта сетью широкополосного Интернета;
- сферы информатизации и компьютеризации всех отраслей бизнеса и экономики;
- сферы связи, как мобильной, так и спутниковой;
- сферы электронной торговли и оказания услуг на дистанционной основе.
Использование всех этих возможностей обязательно для компаний, которые хотели бы видеть свой бизнес успешным. Каждая из этих сфер предоставляет бизнесу еще и дополнительные преимущества. Программа «Электронное правительство», работающая в республике, смогла дать зеленую улицу развитию бизнеса многих малых и средних компаний.
Сэкономленные средства смогли остаться в экономике и работать на благо республики. Государство, внедряя такие электронные системы, выступает в качестве эффективного менеджера, сохраняя средства, которые потом будут направлены на цели улучшения качества жизни граждан и на программы, стимулирующие развитие регионального бизнеса. Кроме экономии ресурсов госбюджета информационно-коммуникационные технологии сегодня дают возможность существенно расширить клиентскую базу за счет возможности участия в электронных торгах. Агентство по государственным закупкам запустило систему в 2019 году. Результатом ее внедрения стал заметный рост экономики в сфере услуг и предприятий малого и среднего бизнеса, получивших возможность доступа к госторгам, ранее бывших существенно менее конкурентными. Ежегодно в рамках системы госторгов в республике совершается более 10 тысяч сделок, и для участия в них необходим и опыт использования ИКТ в работе компании, и обучение специалистов.
Внедрение и использование ИКТ невозможно без улучшения качества человеческого капитала в бизнесе, именно поэтому обучение персонала становится одним из приоритетов государственной политики в данной сфере. В Азербайджане сейчас реализуется несколько программ, направленных на обучение использования возможностей ИКТ. Информационные системы корпораций имеют своей целью повышение экономического эффекта от каждой экономической операции, совершаемой бизнес-единицей. Благодаря заинтересованности азербайджанского бизнеса в использовании ИКТ, для повышения своей эффективности в республику пришли практически все мировые гиганты информационных технологий.
Руководство компании IBM отмечало еще в начале 2000-х годов, что «Преобразующий экономический рост Азербайджана обусловливает спрос на передовые технологии, поскольку компании стремятся стать более конкурентоспособными». За последние годы многие компании мирового уровня начали открывать совместные проекты в области ИКТ, в том числе коммуникационных и облачных технологий, с азербайджанскими предприятиями. Даже то, что стоимость установки одной АСУП иногда может достигать 1 миллиона манатов, множество азербайджанских компаний, работающих на банковском и нефтяном рынке, в сфере новых технологий, уже установили себе такие программные комплексы.
Но успешность внедрения налицо: так одна из крупнейших компаний Азербайджана ГНКАР в результате внедрения SAP ERP повысила инвестиционную привлекательность, что является крайне важным фактором для успеха бизнеса в целом.
Так же она снизила затраты на получение консолидированной отчетности, что важно для обеспечения финансирования, повысила управляемость и уровень безопасности информационных потоков, существенно усовершенствовала все бизнес-процессы. Повышается важность и информационного обеспечения для организации управления крупным бизнесом. Простые каналы общения заменились сложными мультимедийными переговорными комнатами, которые обеспечивают присутствие руководства в самых отдаленных точках компании и ее филиалах. Это повышает управляемость, а значит, и эффективность бизнеса.
Понятия «ИКТ-рынок» и «ИТ-рынок» в статьях российских авторов часто трактуются по-разному, не всегда ясно, какие секторы авторы относят к ИТ-рынку, а какие -- к ИКТ-рынку. Более того, под ИТ-рынком в наших изданиях часто понимают и телекоммуникационный рынок, что приводит к путанице. Приведем значения этих терминов том виде, какое принято в IDC и EITO:
· ИКТ-рынок (ICT-market -- Information and Сommunication Technologies market) -- информационно-телекоммуникационный рынок, состоящий из ИТ-рынка и ТЛК-рынка;
· ИТ-рынок (IT-market -- Information Technology market) -- рынок информационных технологий, к которому относятся следующие сегменты: компьютерное аппаратное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение, программное обеспечение и ИТ-услуги;
· TЛК-рынок (TLC-market -- Telecommunication market) -- телекоммуникационный рынок, к которому относятся услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование для конечных пользователей и коммуникационно-сетевое оборудование.