Файл: Индивидуальное предпринимательство (Понятие и признаки индивидуального).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
В п. 8 раздела II Методических разъяснений допускается возможность неуказания факса (при его отсутствии). Для телефона такой возможности не предусмотрено. Из этого следует, что сведения о контактном телефоне являются обязательными для заполнения и их отсутствие в заявлении может повлечь за собой отказ в государственной регистрации. Это странно (учитывая наличие у регистрирующего органа сведений о месте жительства заявителя и возможность частой смены номера телефона) и незаконно (поскольку ограничиваются права заявителя, не имеющего телефона).
2. Подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе).
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, которым согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Абзац 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713[23], определяет место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
В Законе о регистрации в различных статьях содержится прямое указание на то, что регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя могут граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 5, 22.1). При этом они представляют документы, удостоверяющие личность в соответствии с законодательством РФ. Для граждан России это паспорт, для иностранных граждан и лиц без гражданства - вид на жительство.
Одним из наиболее проблемных моментов в процедуре государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является жесткая привязка указанной процедуры к месту жительства гражданина. Понятно, что место жительства, так же как и имя гражданина, позволяет конкретизировать индивидуального предпринимателя как субъекта гражданского права. С местом жительства гражданина закон связывает выполнение различных правовых действий: исполнение обязательств, уплату налогов, возможность обращения в суд и других.
Однако следует иметь в виду, что Конституция РФ предоставляет гражданам право свободно выбирать себе место пребывания и жительства (ст. 27), а в соответствии с ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).
Здесь следует выделить два момента. Во-первых, в соответствии с законом факт регистрации граждан по месту постоянного жительства или месту временного пребывания не определяет его реального места проживания. Однако на практике гражданин может зарегистрироваться в качестве предпринимателя только в том населенном пункте, где у него есть постоянная регистрация или (при ее отсутствии) временная регистрация. Если гражданин, не имеющий определенного места жительства, подтвержденного регистрацией, предпримет попытку зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, то, очевидно, ему придется через суд доказывать факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте.
Во-вторых, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имеет значения, где будет осуществляться предпринимательская деятельность, в соответствии с императивной нормой Закона регистрация производится исключительно по месту жительства гражданина.
Указанное положение законодательства вызывает определенные сложности для граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, при отсутствии у них подтвержденного формальной регистрацией места жительства, а также при фактическом проживании и намерении вести предпринимательскую деятельность вдалеке от места прописки. Как пишет Е.И. Лебедева, «регистрация является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решение вопроса о месте жительства гражданина»[24]. По мнению М.Ю. Тихомирова, «правило о государственной регистрации только по месту жительства вряд ли можно признать справедливым и демократичным: оно лишает многих социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности граждан возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела»[25].
Положение Закона о регистрации об определении места жительства гражданина-предпринимателя только как места его регистрации противоречит Конституции РФ, в частности ч. 1 ст. 37, которая гласит: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», а также ч. 1 ст. 34, которой установлено: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Кроме того, Конституция устанавливает, что права и свободы человека являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов (ст. 18), а ограничение прав и свобод человека может быть произведено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, а также прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
В то же время, в целях защиты прав других участников гражданского оборота, возможности идентификации и скорейшего отыскания контрагентов по обязательствам, недопущения недобросовестного ведения дел место жительства индивидуального предпринимателя в целях его государственной регистрации должно быть определено четко и однозначно. Легче всего это сделать по формальному признаку, такому, как регистрация по месту постоянного жительства, а при ее отсутствии - регистрация по месту пребывания, либо по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Очевидно, что положения Закона о регистрации, однозначно определяющие место жительства гражданина только как место его постоянной регистрации, противоречат Гражданскому кодексу РФ (ст. 20).
Исследователи данной проблемы предлагают различные варианты ее решения. Так, М.Ю. Тихомиров предлагает включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающее особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей[26]. А.С. Дрогунова считает необходимым внести изменения не в ГК, а в Закон о регистрации, установив в п. 3 ст. 8 альтернативную подведомственность: по месту жительства гражданина или по месту его пребывания (фактического осуществления предпринимательской деятельности)[27].
В целях устранения правовой коллизии необходимо внести изменения в законодательство, но не в Гражданский кодекс, который не может учесть все разнообразие частных случаев, а в специальный закон - Закон о регистрации, включив в него особенности определения места жительства физического лица в целях государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, необходимо внести указанные изменения не в ст. 8, которая гласит, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства и здесь ни в чем не противоречит ст. 20 Гражданского кодекса, а в подп. «д» п. 2 ст. 5 Закона о регистрации. Указанный абзац определяет понятие места жительства гражданина в целях его государственной регистрации в качестве предпринимателя. Необходимо изложить его в следующей редакции: место жительства в Российской Федерации - адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту постоянного проживания, а если таковое отсутствует, то адрес, по которому он зарегистрирован по месту пребывания, либо по месту осуществления предпринимательской деятельности (по выбору гражданина).
При определении места жительства гражданина в такой последовательности будет соблюдено необходимое условие формального подхода к определению места жительства лица в целях регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и не будут ущемлены права лиц, не имеющих на территории РФ, что называется, постоянной прописки. В то же время граждане будут иметь возможность зарегистрироваться в качестве предпринимателя по месту временной регистрации (по месту пребывания, что в соответствии с ГК может быть определено местом жительства) или же по месту осуществления предпринимательской деятельности.
В настоящее время следует в п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует предусмотреть возможность государственной регистрации индивидуального предпринимателя как по месту его жительства, так и по месту его пребывания. Причем в последнем случае можно ввести дополнительные условия. Например, требование о том, чтобы на момент государственной регистрации предпринимателя гражданин имел право временного проживания в жилых помещениях, не являющихся местом его жительства, на срок свыше 180 дней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе мною были рассмотрены особенности правового регулирования индивидуально-предпринимательской деятельности на современном этапе развития общества.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В ходе анализа развития частного и малого предпринимательства в России выявилось своеобразие этого экономического института: а) богатое историческое прошлое; б) большая зависимость от политических сил, находящихся у власти; в) перспективность развития. В современной России частное предпринимательство играет большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое экономико-социальное явление.
В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для развития сферы индивидуального предпринимательства предусмотрены все правовые основы, отвечающие конституционным нормам.
Индивидуальным предпринимателем по действующему российскому законодательству является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.
Указанные в данном определении признаки находятся в тесной взаимной связи и взаимозависимости. Например, самостоятельность предпринимательской деятельности невозможна без непосредственного участия в ней гражданина-предпринимателя; нести ответственность в случае наступления событий, относящихся к предпринимательским рискам, может лицо, обладающее дееспособностью; предприниматель, действующий на свой риск, выступает от своего имени и т.д.
Физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации, но буквальное толкование отдельных норм действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что участие его в правоотношениях при осуществлении предпринимательской деятельности зависит не столько от его статуса как индивидуального предпринимателя, сколько от характера его деятельности - предпринимательской, так как:
- элементы, составляющие понятие предпринимательской деятельности, недостаточно четко отражают ее сущность и применимы к деятельности, не носящей предпринимательского характера. Необходимо установить критерий, который отличал бы предпринимательскую деятельность от непредпринимательской. Предлагается использовать в качестве данного критерия понятие прибыли, механизм ее образования и цели расходования, определенные нормами Налогового кодекса РФ для юридических лиц. Для отграничения предпринимательской и непредпринимательской деятельности физического лица может служить противопоставление предпринимательской прибыли и дохода, извлекаемого гражданином при осуществлении деятельности, не являющейся предпринимательской;
- государственная регистрация не относится к сущностным характеристикам предпринимательской деятельности; государственную регистрацию предлагается рассматривать не как элемент понятия предпринимательской деятельности, а как основание для утверждения о наличии у индивидуального субъекта предпринимательской деятельности легального статуса участника предпринимательских правоотношений, в связи с чем признак государственной регистрации подлежит исключению из числа элементов, составляющих понятие предпринимательской деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нормативно - правовые акты
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009;
- Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О конституционном суде Российской Федерации» // Российская газета, № 138-139, 23.07.1994;
- Налоговый Кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998;
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340;
- Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 28.03.2017) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Российская газета, № 256, 31.12.2001;
- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 3 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954;
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета, № 164, 31.07.2007;
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001;
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета, № 140, 31.07.2002;
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Российская газета, № 297, 31.12.2006;
- Федеральный закон от 23.06.2003 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» // Российская газета, № 122, 25.06.2003;
- Указ Президента РФ от 21.12.1996 № 1752 (с изм. от 22.10.2009) «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» // Российская газета, № 246, 25.12.1996;
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ред. от 09.03.2010) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Российская газета, № 113, 26.06.2002;
- Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 26.10.2011) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // Российская газета, № 144, 27.07.1995;
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ред. от 09.03.2010) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Российская газета, № 113, 26.06.2002;
- Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» // Российская газета, № 289, 29.12.2004.